Стройка межвузовского кампуса в Хабаровске замерла, как и строительство трех школ. На эти проекты бюджет выделил средства структурам Станислава Неверова, руководителя и совладельца Восточно-арктической нефтегазовой корпорации. В мае его задержали по подозрению в мошенничестве и поместили в СИЗО. Несмотря на это, ВАНК свою работу не прекращала. Однако теперь и ее деятельность под вопросом — организации, судя по всему, грозит банкротство.

Станислав Неверов

В начале сентября к «Востокарктикнефтегазу» подали иск о признании организации несостоятельной. Сделали это инспекция федеральной налоговой службы №28 по городу Москва и один из подрядчиков — ООО «Стройка ТС», хабаровская компания, которая осуществляет свою деятельность уже более семи лет.

Весной она отсудила у ВАНК более 19 млн рублей, потраченных на проведение строительных работ по возведению двух школ в Хабаровске: в микрорайоне «Строитель» и на Ореховой сопке.

Еще почти 2 млн рублей компания вернула по стройке межвузовского кампуса, но до судебного разбирательства не дошло: деньги отдали до решения суда.

Сейчас «Стройка ТС» также пытается расторгнуть договор подряда с ООО «Школа будущего — Демьяна Бедного» и возвратить себе почти 1,5 млн рублей.

Позже еще две организации — ООО «Юниксстрой» и ООО «Геолайн технологии» — потребовали вернуть займы и проценты, которые они выдали ВАНК в январе и феврале 2023 года.

Первая хочет взыскать с корпорации более 63 млн рублей. Вторая подала два иска: один — в арбитражный суд Москвы на сумму более 129,25 млн рублей, другой — на 42 млн рублей в АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

ООО «Геолайн технологии», по данным «СПАРК-Интерфакс» (18+), зарегистрировано в Московской области. Ее владелец и руководитель — Андрей Мкртичян. ООО «Юниксстрой» тоже расположена в столице, единоличным владельцем и гендиректором выступает Егор Зуев. Ранее он также руководил рыболовной компанией во Владивостоке.

Им, видимо, придется вставать в очередь — желающих вернуть деньги с корпорации немало. Она задолжала не только частным организациям, но и государству. Структуры должны были построить по концессии соцобъекты в Приморье, Забайкалье и Хабаровском крае. В числе хабаровских проектов ВАНК — три школы на более чем 4 тысячи мест и межвузовский кампус.
Прокуратура Хабаровского края пытается аннулировать концессионные соглашения со структурами Неверова с февраля 2024 года.

По материалам арбитражных дел, на строительство школы на улице Демьяна Бедного министерство науки и образования Хабаровского края выплатило ООО «Школа будущего — Демьяна Бедного» капитальный грант суммой более 410,7 млн рублей — и это только в 2022 году. В 2023-м еще около 408,1 млн рублей выделило краевое министерство экономического развития.

Чуть меньше получила ООО «Школа будущего — Строитель» — более 457 млн рублей от Минобрнауки края, к ним свыше 196,3 млн рублей добавило Минэкономразвития.

По этим школам сделки уже признали недействительными, средства должны вернуть в бюджет края. Как сообщала прокуратура, документы, которые представили концессионеры, не подтверждали наличие у них финансовой и технической возможности для строительства социальных объектов.

Со школой на Ореховой сопке вопрос пока еще рассматривается. Требования первого зампрокурора края суд удовлетворил — 152,7 млн рублей, которые выделяло Минобрнауки края, должны вернуть региону. Однако на это решение подали апелляцию.

Министерство экономического развития края направило отдельный иск о расторжении соглашения — к взысканию затребовали более 154,1 млн рублей. Прокуратура ходатайствовала об объединении двух дел в одно, но суд отказал.

Свои требования заявляет и министерство имущества региона. Судя по всему, оно пытается расторгнуть договоры аренды нескольких участков, на которых проводились работы.

В их числе — соглашение с ООО «Кампус 2025», компанией-оператором межвузовского кампуса. Расторгнуть договор и вернуть средства Минимуществу пока не удалось: в конце августа арбитражный суд отказал в иске, поскольку арендатор предоставил фотодоказательства охраны и ограждения объекта, а также платежные поручения по оплате неустоек. Сейчас это решение обжалует прокуратура.

Концессионное соглашение на строительство кампуса подписали в июне 2022 года. Проект масштабный — он должен был собрать в единое пространство шесть крупных вузов Хабаровска. Заявленный объем инвестиций — 25 млрд рублей. Планируемый комплекс широко освещался, в феврале 2024 его презентовали на выставке-форуме «Россия».

Однако весной стало понятно, что завершить строительство компания не сможет. Концессию с ООО «Кампус 2025» не обошли вниманием — ее тоже пытаются аннулировать. Но по ходатайству первого заместителя прокурора дело приостановили. Его продолжат рассматривать после того, как вступит в силу решение по иску Минимущества.

Осман Кадиев, ФК «Анжи»

В феврале 2024 года ООО «Кампус 2025» перешло во владение предпринимателя из Махачкалы Османа Кадиева. Сейчас он значится владельцем ООО «Футбольный клуб «Анжи». Некоторое время компания оставалась под руководством «ВАНК Управление», а теперь ее гендиректором является Муслим Хасаев.

Причем интерес к кампусу не угасает — претенденты на продолжение работ по строительству объекта имеются. Как мы писали ранее, предварительное соглашение по проекту заключили с АО «УК «Инфратех Концесии» — относительно молодой компанией, которую в 2023 году основал экс-член совета директоров ГК «ВИС». Но пока идут судебные разбирательства, новое соглашение заключить не получится.

Может ли в теории банкротство ВАНК каким-либо образом повлиять на судебные процессы и возврат бюджетных средств?

«Даже если инициировавшая банкротство компания в какой-то момент времени «потеряет» к нему интерес, нужно понимать, что тогда банкротство, по мере получения своих исполнительных листов, просто «подхватят» другие участники. В любом случае, если на кону стоит возврат в бюджет крупных денежных сумм, от детального судебного анализа арбитражным управляющим всего имущественного, в том числе уже проданного, комплекса компании и всех сделок, в том числе по закупке стройматериалов и оплате подрядных работ, компании уже не уйти», — комментирует юрист.

В конце концов возврат средств будет зависеть исключительно от того, насколько по итогам банкротства наполнена конкурсная масса — масса имущества и денежных средств предприятия, которое становится банкротом.

А что же осталось у «Востокарктикнефтегаза»? Две ее организации в Бурятии — ООО «Национальный музей» и ООО «ТКЦ «Байкал» — ликвидируют с января 2024.

У корпорации все еще имеются доли сахалинского ООО «Востокарктикнефтегаз ЮС» и забайкальского ООО «Школа будущего». К последнему, к слову, тоже подают иски. И делает это не только прокуратура Забайкалья, но и уже знакомая нам компания «Геолайн технологии». Она затребовала с организации более 12,7 млн рублей.

Кроме того, в числе владений ВАНК остаются ООО «Востокарктикнефтегаз Амурская», ООО «Дальнереченский», ООО «Надеждинский», ООО «Находка», ООО «Дальнереченск» и ООО «Дальневосточный кампус» в Приморье, а также ООО «Школа будущего — Строитель» в Москве.

Первые сигналы о том, что с проектами ВАНК могут быть проблемы, появились еще до задержания Неверова — и в Забайкалье, и в Хабаровском крае были нарекания к процессу возведения объектов и срокам сдачи. Когда гендиректора корпорации отправили в СИЗО, будущее компании покрылось туманом.

А теперь практически без сомнений можно говорить о ее упадке: в августе ООО «Востокарктикнефтегаз» само сообщило о намерении обратиться в суд для признания должника банкротом. Кредитором выступает ООО «Аврорагаз» — бывшая структура ВАНК по газификации Читы, которой с марта этого года владеет уже упомянутый нами бизнесмен Осман Кадиев.

От СПГ до СИЗО: кто такой Станислав Неверов и как концессии привели его под арест?

Кому кампус в Хабаровске строить? Что известно об «Инфратех Концесии»

Фото: Freepik, ВАНК, сайт ФК «Анжи»