Совместное освоение острова Большой Уссурийский находится на повестке далеко не первый год. Редакция «Дальневосточного обозрения» продолжает следить за проектом, который близок к реализации как никогда прежде. О дате предполагаемого открытия погранперехода, планируемом пассажирском и грузопотоке, а также другой специфике создания одной из самых перспективных транспортных артерий ДФО стало известно на Дальневосточном форуме предпринимателей в Хабаровске (18+).

Прелюдия к ВЭФ: ключевые идеи Дальневосточного форума предпринимателей в Хабаровске

Одним из главных итогов прошлогоднего ВЭФ (18+) для Хабаровского края можно назвать принятие идеи создания Международной ТОР на Большом Уссурийском. Весной этого года стало известно о том, что новый режим заработает на острове с 1 января 2025 года. Дело осталось за «малым» — создать и запустить необходимую инфраструктуру: погранпереход, логистические мощности, проработать их защиту от паводков и решить вопрос транспортной доступности — подходящая дорога на российской стороне можно сказать что отсутствовала.

Развитие Большого Уссурийского: мнения

Прошел почти год, делегация региона вновь готовится к форуму во Владивостоке, речь о важности разворота на Восток заходит все чаще. Чего же достигли в реализации проекта, вошедшего в мастер-план развития Хабаровска? Об этом рассказали во время круглого стола, посвященного данной теме.

На запрос редакции «Дальневосточного обозрения» о перспективах развития Большого Уссурийского и финансировании проекта в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики ответили, что Минтранс и Минфин России на данный момент обсуждают выделение из федерального бюджета для данной цели 10,8 миллиарда рублей. Разработка мастер-плана предварительно будет осуществляться в 5 этапов. Сроки реализации проекта назначены на 2025-2029 годы.

На препринимательском форуме же выяснилось, что одной из ключевых задач для краевых властей за последний год в плане развития Большого Уссурийского было утверждение именно грузопассажирского формата погранперехода: возможность перевозить товары через границу пришлось защищать и отстаивать.

Валентина Филоненко
Первый замминистра экономразвития Хабаровского края Валентина Филоненко

— Мы получили от предпринимателей края основу, которая позволила нам защитить данный статус перед большой межправительственной рабочей группой по приоритезации пунктов пропуска. Сейчас мы действительно доказали представителям этой рабочей группы, что у нас есть интерес бизнеса. Мы подтвердили эти инвестиции. На площадке пленарного заседания был озвучен дополнительный проект к нашему пакету документов — логистический комплекс Wildberries, который они также планируют запустить, начиная со следующего года в границах ТОР «Северная» города Хабаровска, — рассказала первый замминистра экономразвития Хабаровского края Валентина Филоненко.

Когда финансовый ангел пролетит над Хабаровским краем

Предполагается, что само строительство надолго не затянется.

— Президентом определены сроки строительства: 2025-2027 годы. В настоящее время сформирован и оформлен в собственность Хабаровского края земельный участок — порядка 43 гектаров для будущего строительства грузопассажирского пункта пропуска на острове Большой Уссурийский. Правительством Хабаровского края сформирован полный пакет документов установления, открытия, функционирования, реконструкции и закрытия пункта пропуска через государственную границу РФ, — озвучила зампред правительства Хабаровского края по инфраструктуре Ирина Горбачева.
К пункту пропуска планируют проложить и подъездную дорогу. Ее поднимут до незатопляемых отметок (в некоторых местах до 6 метров). Пограничную инфраструктуру также поднимут на случай паводков. На поднятие необходимых участков планируют потратить около 2,5 миллиарда рублей.

зампред правительства Хабаровского края по инфраструктуре Ирина Горбачева
Зампред правительства Хабаровского края по инфраструктуре Ирина Горбачева

Строительство новой дороги профинансируют в том числе и из федерального бюджета. Первый транш — около 500 миллионов рублей для этой цели планируют получить уже в сентябре. Региональное правительство подало заявку на включение проекта в нацпроект «Эффективная транспортная система», что позволит рассчитывать на стабильное финансирование.

— Работа по утверждению проекта очень сложная и кропотливая, в 2018 году мы ее уже проходили. Но она однозначно будет завершена до конца 2024 года. Не может быть такой ситуации, что какой-то нацпроект не был утвержден. На текущий момент в проекте документа наш пункт пропуска указан с финансированием по годам, — уверена Валентина Филоненко.

Как будет выглядеть пограничная зона, уже известно. Погранпереход расположится на участке 400 на 500 метров, от воды защитят участок площадью в 21 гектар. Расстояние между российским пунктом Большой Уссурийский и китайским Хейсяцзидао составит 145 метров. Для проезда транспорта выделят 5 полос в одну сторону и столько же — в другую. В июне 2024 года согласовали пропускную способность: в сутки через границу смогут пройти более 2,5 тысячи физлиц, примерно 250 единиц грузового транспорта и 50 пассажирских автобусов. Участники встречи отметили, что эти параметры согласованы с китайской стороной. Со стороны Поднебесной погранпереход планируют достроить к концу 2026 года.

Камиль Галимов
Директор хабаровского филиала Росгранстрой Камиль Галимов

— В 2025 году мы приступаем к проектированию строительства пункта пропуска на Большом Уссурийском. Строительные работы планируем начать в 2026 году, завершить — в 2027 году, — рассказал директор хабаровского филиала Росгранстрой Камиль Галимов. — По конфигурации пункт пропуска Большой Уссурийский будет аналогичен пункту пропуска Марково в Калининградской области. В пункте пропуска будет предусмотрен магазин беспошлинной торговли и площадки для постоя грузового автотранспорта. Также нами проработан распорядок работы пункта пропуска на этапе его перспективного открытия с учетом ранее обозначенной пропускной способности. Ежедневно с 9 утра до 9 вечера по Хабаровскому времени.

Подготовку к запуску ведут и в таможне.

— Нам предоставлены прогнозы интенсивности движения через пункт пропуска. В 2026 году он составит более 700 тысяч человек и более 800 тысяч тонн груза в год. К 2030 году показатели подрастут до полутора миллионов человек и более миллиона тонн груза в год. Таможенной службой утверждено техническое задание на обустройство и техническое оснащение зданий, сооружений, помещений для организации таможенного контроля и информационно-технических средств под те объемы, которые заявлены как перспективные, — сообщил начальник Хабаровской таможни Дмитрий Ковалев.

начальник Хабаровской таможни Дмитрий Ковалев
Начальник Хабаровской таможни Дмитрий Ковалев

При разработке проекта власти региона решили отойти от гулливеровских масштабов и рассчитали инфраструктуру с учетом актуального спроса. Истории с недозагруженным «Обходом Хабаровска» повториться не должно.

— С точки зрения перспективы мы уже строили обход Хабаровска. Не буду говорить, какие умные головы считали, что 100 тысяч грузовых автомобилей в сутки по нему пойдет. Я вот все жду, когда они пойдут уже! Но пока больше полутора тысяч, к сожалению, не проходит. Как пройдут 200 машин? Интенсивность моста сейчас позволяет пропустить до 1,5 тысячи машин в сутки. Движение на пункте пропуска у нас не круглосуточное. У нас основной вопрос в логистическом центре и накопителях. Все эти вопросы в настоящий момент предусмотрены, — парировала вопрос из зала Ирина Горбачева. — По туристам: речной порт и другие погранпункты никуда не денутся. Да, мы предполагаем, что большинство туристов двинутся на автомобилях, но тут все не так просто. Все жители Хабаровска на машинах в Китай не поедут. Им сначала надо будет оформить права, потом зарегистрировать транспортное средство для ввоза на территорию иностранного государства, а потом подумать, нужно ли ехать на своем автомобиле вообще. Мы не ждем больше 50 автобусов в сутки на первые 2 года работы погранпункта. Надеемся, что их будет столько, но пока вся логистика даже речного пункта говорит о том, что данного объема трафика будет достаточно.

Гораздо актуальнее в данном контексте обратить внимание на логистическую инфраструктуру и кадры. Эксперты круглого стола подчеркнули, что нынешних складских мощностей в Хабаровском крае недостаточно. В условиях дефицита на рынке труда вызовом может стать и набор персонала для будущих предприятий МТОР на Большом Уссурийском. Строительство складов при грамотном подходе может стать перспективной нишей: федеральный эксперт в сфере логистики и представитель одного из ведущих предприятий страны Артем Камышин подчеркнул, что только за первый квартал этого года стоимость аренды помещений для хранения товаров выросла почти на 15%. Вложиться в возведение востребованного объекта может быть выгодно даже при нынешней высокой ключевой ставке.

Ставки по-взрослому: дальневосточные компании в поисках капитала все чаще идут на биржу

Ольга Цыкарева

Фото автора