Как услышать бизнес и понять его запросы? Валентина Филоненко, первый заместитель министра экономического развития правительства Хабаровского края, кандидат экономических наук, ответила на вопросы «Дальневосточного обозрения».

— Почему вы предложили для разговора тему предпринимательства и инвестиций? Чем она важна сегодня?

— Она всегда важна. Если по большому счету оценить сегодня малый бизнес в экономике нашего края, то это 25 процентов валового регионального продукта. Это практически треть населения, занятого в экономике региона. Говоря об экономике, нелишне напомнить об одной из флагманских инициатив губернатора о том, чтобы здесь у людей была интересная работа и достойная зарплата. Для этого правительство Хабаровского края готово создавать все условия для ведения предпринимательской деятельности.

— А если посмотреть динамику развития предпринимательства в крае? С какого времени малый и средний бизнес стал существенно прирастать?

— В рамках майских указов президента 2018 года по инициативе Владимира Владимировича Путина впервые было предложено активизироваться для реализации национального проекта по развитию предпринимательской инициативы. Мне кажется, самое важное здесь слово – это слово «инициатива». Потому что инициативные люди двигают прогресс.

Я хорошо помню июль 2018 года, когда все регионы страны получили федеральные национальные проекты, ознакомились и не понимали, каким образом мы сможем это реализовать в формате проектного управления с точки зрения государственной службы. Но затем к концу года эти проекты были доработаны с учетом предложений субъектов РФ, и с 2019 года началось их активное внедрение. В рамках этих проектов по всей России были созданы единые информационные центры «Мой бизнес» для сопровождения предпринимателей. Благодаря нацпроекту сегодня, придя по одному адресу, человек получает весь комплекс услуг. А именно: начиная от азбуки предпринимательства, регистрации своего дела, получения ИНН, и до помощи в написании бизнес-плана, получения микрофинансирования в региональном фонде и гарантии для получения бо́льшей суммы денег в коммерческом банке.

В случаях, если это технологическое предпринимательство, то можно было обратиться в региональный фонд развития промышленности. А если это масштабный проект и требуется привлечение соинвестора, то при содействии агентства по привлечению инвестиций и развитию инноваций можно было опубликовать свое предложение на инвестиционном портале Хабаровского края.

Все это в целом сформировало инфраструктуру, которая содействовала существенному развитию предпринимательства по всем направлениям.

— Но был вопрос еще и о динамике…

— Для регионов были установлены целевые показатели до 2024 года включительно. Для нашего края таким показателем было 205 тысяч рабочих мест в сфере МСП. Мы его достигли еще в 2023 году.

— А в предыдущие годы?

— В предыдущие годы было в районе 180-190 тысяч рабочих мест. Но ведь когда формировались целевые показатели, никто не мог предположить, что в марте 2020 года весь мир уйдет в локдаун, что все границы будут закрыты, что многие предприятия не будут работать. Это была первая репетиция формирования антикризисных планов федеральным правительством с зеркальным отражением их на регионы страны. Тогда проводилась большая работа, чтобы в масштабах экономики всей страны оказать поддержку сразу всем. Но сделать это единовременно достаточно сложно. Поэтому была проведена некая классификация. И с учетом того, что предприятия сферы услуг, торговли, общественного питания в периоды кризиса больше подвержены рискам под воздействием шок-факторов, они и были признаны наиболее пострадавшими, им в первую очередь государство оказывало помощь. Но в то же время это стало и окном возможностей для появления новых видов экономической деятельности, о которых никто не задумывался.

— Например?

— Никто не думал, что удаленно можно сформировать на дому, например, производство продукции для бьюти-сферы, с которой можно выходить даже на внешние рынки. Так появились хабаровские производители наклеек для ногтей. Я очень люблю этот пример. Ведь они за один пандемийный год вышли на 17 стран мира, включая Австралию, страны Европейского союза и две страны Северной Америки.

— И как это стало возможно?

— У этого предпринимателя был бизнес в Хабаровске – брендированная одежда с логотипами, символизирующими наш край. Но в тот период, особенно в 2020 году, народ почти перестал ходить в магазины. А электронная коммерция стала быстро развиваться. И предприниматель подумал: а почему бы эти специализированные рисунки с одежды не наносить на наклейки для ногтей? Поставили дома специальный принтер – и началась работа! Таким образом компания расширила и свои горизонты, и внешнюю торговлю Хабаровского края.

В тот же период свое развитие получила анимационная студия «Мечталет». Именно тогда вышел первый мультсериал «Спина к спине» (6+). И никто не мог представить, что тогда они заключат свой первый контракт на его показ в Китае.

— В названные вами показатели входят самозанятые предприниматели?

— Не входят. Я говорила только о сфере среднего и малого бизнеса, где зарегистрирована 51 211 субъектов. Но можно сказать и о самозанятых. На территории нашего края их зарегистрировано 66 408. Но, почувствовав защиту со стороны государства и уверенность в себе, они зачастую переходят в режим МСП. Люди готовы нанимать сотрудников в свой бизнес, чтобы их дело развивалось.

— Как наш бизнес пережил санкции?

— В 2022 году, в условиях введения жесткого санкционного давления мы столкнулись с новым вызовом для экономики и страны, и предпринимательского сообщества как с точки зрения инвесторов, так и с точки зрения бизнеса. Были два месяца – март и апрель, когда вся экономика замерла. Мы не знали, сможем или не сможем развиваться дальше. Именно тогда были разработаны федеральные и региональные антикризисные планы, по которым внедрялись меры поддержки. В частности — для предпринимательства, ведущего деятельность во всех отраслях экономики. Но при этом упор делался на содействие развитию технологического предпринимательства, чтобы обеспечить технологический суверенитет и технологическую независимость страны. И здесь у Хабаровского края особая роль, так как наш регион является промышленным и обрабатывающим центром на Востоке России. Практически все субъекты Дальневосточного федерального округа в формате межрегиональной кооперации обслуживание своей техники осуществляют на предприятиях нашего края. И мы не намерены ослаблять эти компетенции. Поэтому по инициативе губернатора в 2023 году краевая дума приняла закон о поддержке предпринимателей в сфере технологического предпринимательства, обработки и IT. Налоговые льготы предусмотрены сразу на три года.

И еще одна наша особенность, связанная с географией Хабаровского края. У нас очень выгодное положение с точки зрения «разворота России на Восток», так как очень протяженная граница с КНР и очень протяженное морское побережье. Это способствует и росту предпринимательства, и возможностям развития компаний транспортно-логистического комплекса. Поэтому сейчас, если говорить с точки зрения инвестиций, к нам приходят такие крупные проекты, как Тихоокеанская железная дорога.

— Но это же крупный бизнес, а не МСП.

— Да. Но мы-то с вами говорим об инвестициях. А с точки зрения малого бизнеса и развития логистических компаний (чего не было в предыдущие периоды) к нам заходят крупные компании с западных регионов — Ozon и Wildberries — именно для создания здесь своих складов, чтобы развивалась электронная коммерция как на нашей территории, так и с КНР. И наши предприниматели, которые производят ту или иную продукцию в крае, также могут регистрироваться, к примеру, на площадке Ozon для поставки своих товаров. И доставка этой продукции до конечного потребителя будет дешевле, потому что агрегироваться она будет здесь, на территории края.

— Мы с вами как-то ушли в сторону от заявленной темы об инвестициях.

— Мы не ушли. Понимаете, нельзя разделить бизнес и инвестиции. Любому предпринимателю нужен как минимум стартовый капитал, а это и есть та самая инвестиция. Цель любых инвестиций – получение прибыли. А прибыль любого бизнеса – это новые рабочие места и новые проекты. Вот почему государство формирует благоприятный климат для привлечения инвестиций и развития предпринимательства. По инициативе федеральной власти во всех регионах были сформированы региональные инвестиционные стандарты. Это унифицированный свод правил, по которому все субъекты РФ формируют свои инвестиционные декларации, заявляя для инвесторов стабильность условий от старта проекта до его завершения. У нас такой стандарт есть. Мы подтверждаем его ежегодно. Но подтверждает его не власть, а бизнес на основе опроса предпринимателей, реализующих инвестпроекты.

— Что дает этот стандарт?

— Стабильность законодательства, сокращение сроков выдачи разрешительной документации, технического присоединения к коммуникациям в рамках свода инвестиционных правил, наличие инвестиционной декларации, агентства по привлечению инвестиций и инвестиционной карты региона.

— Этот стандарт предполагает внесение поправок?

— Мне нравится фраза о том, что региональный инвестиционный стандарт не является Священным Писанием. Уточнения вносить можно и нужно. Мы должны слышать бизнес, понимать его запросы и под это гибко подстраивать законодательство.

— Ваш пример?

— Есть такой. Мы являемся одним из 10 субъектов, где в инициативном порядке развернут дополнительный инструмент стандарта – это обратная связь с инвестором, когда в режиме реального времени власть готова решать его запросы. В нашем крае обратная связь с инвестором разворачивается в формате работы Центра управления регионом «Бизнес», когда запрос от инвестора поступает в министерство экономики, изучается, а затем к нему подключаются представители необходимых отраслевых министерств и муниципальной власти. Таким образом, вопрос быстро маршрутизируется для его решения.

— А теперь переходим от инвесторов к инвестициям.

— По данным официально опубликованной статистики, Хабаровский край по итогам 9 месяцев 2023 года входит в тройку субъектов РФ с самыми высокими темпами привлечения инвестиций в капитал.

Кстати, когда начались санкции, все думали, что инвестиций не будет. Но после мая 2022 года, когда все поняли, что Россия – самодостаточное государство, что мы сами можем себя всем обеспечить, когда был изменен вектор развития с Атлантического на Тихоокеанский, то многие компании из центральных и западных регионов России обратили внимание на возможности, которые открывает перед ними Дальний Восток.

— Можно ли господдержку считать инвестициями?

— Нет. Я бы не назвала это инвестициями в чистом виде. Мы изучали зарубежный опыт: инфраструктура поддержки разворачивается практически везде. И самое важное, что государство может сделать, это дать хороший толчок развитию стартапов для начинающих, чтобы они поверили в себя, чтобы дальше развивались самостоятельно, а не зацикливались на мерах господдержки. И сейчас задача – поддерживать тех, кто желает развиваться. Они отнесены к категории МСП-плюс. Этим МСП-плюс у нас очень хорошо помогает реализация масштабных мегапроектов, как модернизация БАМа, строительство Тихоокеанской железной дороги и других. Под потребности данных мегастроек наши предприниматели производят и поставляют свою продукцию крупным компаниям или оказывают социальные, образовательные, досуговые и другие услуги.

— В развитии предпринимательства сыграли свою роль территории опережающего развития?

— Резидентами ТОР в большей части являются именно предприниматели малого и среднего бизнеса. Первые резиденты на территориях опережающего развития стали появляться с 2015 года. Тогда же произошла трансформация сознания, что мы действительно способны формировать такие площадки, где компании получают льготный режим для раскручивания своего бизнеса. На январской встрече президента Владимира Владимировича Путина с представителями предпринимательского сообщества ДФО все они положительно оценили возможности и меры господдержки резидентов ТОР.

Я помню, как в 2015 году мы раскручивали площадку индустриального парка «Авангард», когда туда зашел первый иностранный инвестор с тепличным комплексом. Это было голое поле. Сегодня эту площадку не узнать, она заполнена резидентами на 99%. Поэтому разворачиваем в крае новую площадку: в 2023 году мы зарегистрировали новый индустриальный парк «Вектор» в Северном микрорайоне Хабаровска. Ведем работу по привлечению резидентов. Специализация новой площадки – технологическое предпринимательство.

— Можно назвать примеры удачного сотрудничества малого и крупного бизнеса?

— У нас есть практика размещения на сайте Центра «Мой бизнес» (12+) либо запросов, либо контактов крупного бизнеса, по которым предприниматели могут обратиться с целью реализации своих проектов. Есть такие примеры содружества у компании «Технониколь», у РЖД и у других.

— Какие есть новости в сфере предпринимательства?

— Самая свежая: 17 января Владимир Владимирович Путин на совещании с федеральным правительством дал указания по проекту создания грузо-пассажирского пункта пропуска на острове Большой Уссурийский. Это – как результат запроса бизнеса о расширении возможностей для торговли с Китаем, который был сделан на встрече с президентом в Хабаровске 11 января. Это будет новый транспортный коридор для доставки грузов из Китая, который войдет в транспортно-логистический комплекс.

— Разговоры об этом пункте пропуска идут давно… Насколько реальны нынешние ожидания?

— Проект готов, мы получили положительное заключение экспертизы по подъездной автодороге, в 2024 году должно начаться строительство дороги, окончание в 2026 году.

Еще одна новость. Вместе с ТОГУ мы начинаем новый проект, который будет просеивать студенческие стартапы с целью поиска «молодых технологических предпринимателей». То есть студенты предлагают свои идеи бизнесменам. Бизнесмены готовы выступить в роли наставника, ментора или бизнес-ангела, чтобы сопровождать такой проект, дают свои советы и рекомендации. С точки зрения науки проект должен быть поддержан ТОГУ. Дальше проект получит содействие в получении статуса резидента ТОР или возможности выхода к технологическим альянсам с нашими соседями. Это масштабный многоступенчатый проект на несколько лет. С учетом положения, которое занимает Хабаровский край на мировой арене, у нас есть все шансы его реализовать.

— А у нас в крае уже есть бизнес-ангелы?

— Пока нет. У нас были попытки, но успешной истории привести пока не могу.

— А в других регионах? Нам есть на кого оглянуться?

— Посмотреть можно на Сколково, где есть такие варианты. Кстати, со Сколково мы будем сотрудничать.

— Понятно. Мы с вами не говорили о проблемах. О чем душа болит в первую очередь?

— О привлечении кадров. Это замечено и на федеральном уровне. Сейчас часто проводятся презентации инвестиционных проектов для привлечения кадров. Мы делали такую презентацию для студентов Москвы и Московской области (12+) на выставке «Россия» (0+).

Еще одна проблема – ограниченная инфраструктура. С учетом удаленности и нашего климата это всегда сказывается на стоимости проектов – они дорогостоящие. Еще нам необходимо наращивать пропускные мощности транспортных магистралей, обновлять подвижной состав, так как запросы бизнеса постоянно растут. Есть запрос и на сокращение стоимости железнодорожных перевозок. И так далее – проблем много.

— Когда финансовый ангел пролетит над Хабаровским краем?

— А я считаю, что он уже здесь летает. И ему все здесь нравится так же, как и нам, когда мы видим, что инвесторы к нам идут, что бизнесу здесь комфортно.

Раиса Целобанова

Фото Ольги Цыкаревой.

Инфографика предоставлена министерством экономического развития и инвестиций Хабаровского края.