Сдача в эксплуатацию школы на 1100 мест в микрорайоне «Строитель», судя по всему, задерживается на неопределенный срок. Как минимум об этом говорят темпы ее возведения и число рабочих, которых видят, а точнее сказать – не видят на стройплощадке жильцы близлежащих домов. Несколько месяцев назад на осмотр объекта приезжали чиновники из Москвы, в частности зампред Совфеда РФ, но их визит не особо взбодрил подрядчика. Объем неустоек, которые тот должен выплатить за отставание от установленных сроков, стабильно растет и уже превысил 16 млн рублей. Успеет ли застройщик наверстать темпы или ему вместе с концессионером в срочном порядке придется покинуть проект, разбиралась редакция.


Для начала – краткая предыстория. Первые подвижки в строительстве школы на улице Сысоева в микрорайоне «Строитель» начались еще в 2021 году, когда Михаил Дегтярев, будучи в статусе врио губернатора, анонсировал проект, реализация которого должна была осуществляться в рамках государственно-частного партнерства. В июле 2022 года в порядке частной концессионной инициативы* было подписано концессионное соглашение (КС) между краевым правительством и дочерним предприятием Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации ООО «Управляющая компания Сила Роста»», позже переименованной в «Школа Будущего — Строитель».

Частная концессионная инициатива (ЧКИ). Для инициирования заключения соглашения концессионер в зависимости от того, в чьей собственности находится объект КС, направляет предложение о заключении соглашения в соответствующую инстанцию. Непосредственно заключению предшествуют несколько условных этапов: переговоры и подготовка, направление инициатором предложения и проекта КС потенциальному концеденту, рассмотрение предложения уполномоченным органом.

— По итогам переговоров проект КС публикуется на сайте ГИС Торги (18+), где держится на протяжении 45 рабочих дней. Если за это время поступают предложения от других инвесторов, то назначается конкурсная процедура. В случае со школой на Сысоева «УК «Сила Роста» была единственным участником, следовательно, с ней был заключен контракт, как с единственным поставщиком, — уточнил начальник управления инфраструктурного развития и ГЧП краевого Минэкономразвития Алексей Умрилов.
Заявленная стоимость объекта на тот момент оценивалась в 1,8 млрд рублей, из которых около 40% — средства из федерального бюджета. Генеральным подрядчиком на первых этапах числилось ООО «Экватор», зарегистрированное в Приморском крае.

Сложный старт
С самого начала стройку сопровождали трудности, задокументированные в многочисленных актах проверок, проводимых КГКУ «Центр ГЧП Хабаровского края». Так, по итогам первого выезда на строительную площадку в сентябре 2022 года центр выявил, что на территории не оборудованы «бытовки» для рабочих, пост охраны, уборные и ряд других объектов. Также не было выполнено временное подключение объекта к электрическим сетям.
Октябрьская проверка лишь обнажила новый набор проблем, в том числе отставание на 21 день в графике работ по устройству основания под фундамент. Гидроизоляция стен фундаментов, разработка грунта подземных сетей и устройство фундаментных плит вовсе не были начаты. Кроме того, оказалось, что фактическое число рабочих на 75% меньше заявленной численности в графике людских ресурсов. И это даже не весь перечень выявленных недочетов. В акте о приемке выполненных работ, например, было обнаружено несколько несоответствий сметной документации.
К ноябрю концессионером эти замечания частично были устранены. Так, в целях сокращения отставания от графика была увеличена продолжительность рабочей смены. Однако несостыковки фактических расходов со сметной документацией так и не были обоснованы.
Пропустим пару месяцев и перейдем к февралю уже 2023 года – тогда инспекция Центра ГЧП заключила о нарушении сроков 2, 3, 4 и 8 этапов строительства. Согласно договору, каждый день отставания предполагает выплату неустойки в размере 5 000 рублей, следовательно, за несколько месяцев у концессионера накопилось не менее 305 000 рублей долговых обязательств. К марту цифра выросла до 820 000 рублей, а к четырем просроченным этапам добавились еще три – десятый, пятый и двенадцатый. Для большей ясности отметим, что на пятом этапе должен был обустраиваться третий этаж, но, как мы видим сегодня, дальше первого дело так и не пошло.
Дальше сумма неустоек только росла, работа фактически встала, а концессионером было принято решение сменить подрядчика, о чем мы позже расскажем подробнее. Среди основных факторов, сказавшихся на отставании от срока сдачи объекта, принято считать ошибку, допущенную подрядной организацией ООО «Энергия» при заливке одной из фундаментных плит, в следствие чего на несколько месяцев затянулся процесс ее демонтажа. Под конец сентября, согласно акту о результатах контроля, отставание от утвержденного графика работ составило 260 календарных дней. Последний на сегодняшний день отчет гласит о том, что к 1 октября текущего года общий размер неустойки за нарушение сроков возведения здания школы достиг 16,71 млн рублей (всего просрочено 34 этапа строительства).
О генеральном подрядчике
Отдельного упоминания достойна ситуация вокруг концессионера и подрядных организаций, привлеченных к реализации проекта. Начнем с генерального подрядчика: в августе 2022 года министерством образования и науки была согласована кандидатура на эту позицию — ей стало общество с ограниченной ответственностью «Экватор». Однако, как следует из акта о результатах контроля Центра ГЧП от 20 февраля 2023 года, на его место пришло другое ООО — «Востокарктикнефтегаз», которое выполняет функции генподрядчика и сейчас.
Что стало причиной столь быстрой рокировки, можно только догадываться, но с определенной долей уверенности можно сказать, что у первой компании не самое впечатляющее портфолио. Чего стоит только количество судебных дел с участием ООО «Экватор» в качестве ответчика. На сегодняшний день таковых у него накопилось как минимум пять. В частности, за 2022 год два юридических лица ООО «ДКС» и ООО «ЭнергоСервис» привлекали «Экватор» для выполнения работ по договору строительного подряда, однако тот с возложенными на него обязанностями не справлялся — в последствие заказчики обратились в суд с исками о взыскании неустойки, которые были частично удовлетворены. В том же году «Экватор» проиграл еще два дела, по исходу которых, его обязали выплатить в пользу ООО ГК «Коммерческие грузовики» и ООО «Адмиралстрой» только средств неосновательного обогащения на сумму 1,9 млн и 2,1 млн рублей соответственно. В 2023 году ООО «Экватор» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом.
Сегодня, как уже было сказано, генеральным подрядчиком проекта школы на Сысоева значится ООО «Востокарктикнефтегаз», договор с которам был заключен еще 29 сентября 2022 года. Примечательно, что общество является дочерней компанией концессионера «Школа Будущего — Строитель», с которой также связано несколько занимательных историй. Напомним, что до конца мая 2023 года компания носила название «УК Сила Роста». В минувшем феврале во Владивостоке по подозрению в отмывании денег задержали ее бывшего директора Антона Семикина и несколько других предпринимателей. Как сообщают приморские новостные издания, суд также наложил арест на якобы принадлежащий Семикину автомобиль Rolls-Royce Cullinan, блатные номера которого (С007АВ25) один в один сходятся с его инициалами. Следком оценил причиненный государству ущерб более чем в 3 млрд рублей. Руководитель «Востокарктикнефтегаза» Станислав Неверов, который также реализует концессионные проекты на территории Забайкалья, комментируя новость местным СМИ, открестился от партнерства с Семикиным, отметив, что он был лишь одним из звеньев огромной цепочки компаний под эгидой ВАНК.
К слову, в процессе строительства на паспорте объекта вплоть до апреля 2023 года, несмотря на расторжение договора, генеральным подрядчиком значилось ООО «Экватор». Комиссия Центра ГЧП неоднократно указывала концессионеру на это нарушение, но меры к устранению неточности были приняты только относительно недавно.

Два месяца или прощаемся
С подрядчиками, занятыми непосредственно строительными работами, вопрос обстоит куда сложнее, хотя бы потому что напрямую их не указывают. Достоверно известна судьба одного из них — ООО «Энергия», по вине которого, напомним, был допущен дефект при закладке фундамента. Исправлять ошибки предшественника взялся другой подрядчик — ООО «Стройка ТС», с которым в мае был заключен договор на демонтаж участка фундаментной плиты.
Любопытно, что в официальных источниках и СМИ информация о смене подрядчика на фоне допущенных им ошибок начала появляться только в августе. Первоисточником, вероятнее всего, выступила пресс-служба администрации Хабаровска, которая в одном из релизов привела соответствующий комментарий представителя генподрядчика Дмитрия Макарова.
Под конец августа строительную площадку в рамках рабочего визита в сопровождении мэра и главы региона проинспектировал заместитель председателя Совета Федерации РФ, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак. По итогам объезда он обратился к концессионеру, заявив, что
врезкой
«Если через два месяца мы (ускорения темпов строительства — прим. ред.) не увидим, вынуждены будем расторгать соглашение и заводить сюда другого инвестора. Со всеми вытекающими для вас последствиями попадания в «черные» списки. Ни на одном объекте в стране больше работать не будете».
Разные школы — один концессионер
Помимо школы в микрорайоне «Строитель» по договору концессии в Хабаровске силами дочерних компаний Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации возводится еще две: одна на 1100 мест по улице Демьяна Бедного (КС от 20.07.2022), другая — на 2100 мест в микрорайоне «Ореховая сопка» (КС от 28.04.2023). Как и на Сысоева, в ходе инспекции Центр ГЧП выявил на этих объектах ряд нарушений.
Например, по состоянию на 31 октября концессионером «Школа Будущего — Демьяна Бедного» были нарушены сроки по 15 этапам строительства учебного заведения — сумма неустоек, соответственно, к этому моменту превысила 4,3 млн рублей. Также экспертами было обнаружено нецелевое расходование на оплату вознаграждения технического заказчика средств капитального гранта (части расходов по КС, принимаемой на себя концедентом в целях софинансирования расходов концессионера на создание (реконструкцию) объекта — прим. ред).
Со школой в «Ореховой сопке» дела обстоят получше, хотя стоит учитывать, что соглашение на ее возведение было подписано значительно позднее двух предыдущих. По результатам проверки, проведенной в сентябре, разработка котлована выполнена более чем на 90%, устройство временного электроснабжения — примерно на 40%. Однако к середине ноября инвестор не предоставил ряд важных документов, в частности сведения об исполнении обязательства по финансированию и о размерах вложенных собственных или привлеченных средств в целях исполнения других обязательств, предусмотренных соглашением. За нарушение срока предоставления вышеперечисленных документов концессионеру на 15 ноября начислена неустойка в размере 140 000 рублей. Кроме того, за несвоевременное устранение замечаний по другим недочетам на тот же отчетный период контролирующий орган насчитал еще 105 000 рублей неустойки. Итого: 245 00 рублей.

Школа на Сысоева сегодня
Помимо очевидного отставания от графика эксперты Центра ГЧП также выявили несоответствие объема строительно-монтажных работ, заявленного в документах, фактически выполненному.
«Обращаем внимание, что подписание КС-2 и КС-3 по фактически выполненным объемам строительно-монтажных работ после увеличения сметной стоимости, определенной вновь откорректированной Проектной Документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, является недопустимым. Данный факт может иметь признаки искусственного увеличения стоимости Создания Объекта, что будет свидетельствовать
в первую очередь о неэффективном использовании бюджетных средств», — говорится в акте о результатах контроля за соблюдением концессионером условий соглашения от 27 октября 2023 года.
На 4 декабря мы заметили на объекте минимум четырех человек, вроде бы даже занятых каким-то делом. Напомним. С вопросом о том, почему спустя все эти месяцы стройка едва продвинулась дальше первого этажа, мы обратились к ответственному за производство работ, чье имя указано на паспорте объекта, но тот от комментариев отказался. Телефон компании генерального подрядчика «Востокарктикнефтегаз» вовсе оказался нерабочим.
Этим же вопросом в социальных сетях задаются и другие жители Хабаровска. На одно из подобных обращений дали ответ в пресс-службе краевого Минэкономразвития, в котором говорится, что вопрос стоит на особом контроле и правительство со своей стороны делает все, чтобы объект был сдан в следующем году.
— Правительством края совместно с органами прокуратуры предпринимаются все возможные меры по наращиванию темпов строительства школы. Концессионеру начисляются штрафы за несвоевременную реализацию этапов строительства, еженедельно проводятся заседания рабочих штабов по контролю за ходом строительства. Данные мероприятия позволяют увеличить темпы строительства и обеспечить ввод школы в эксплуатацию в 2024 году, — сообщили в пресс-службе министерства.

Как менять инвестора
Вернемся к августовскому обращению Андрея Турчака в адрес концессионера, в котором он обозначил вполне конкретные сроки исправления недочетов и наверстывания темпов строительства — два месяца. В противном случае — расторжение соглашения. Прошло уже три, на площадке изредка видна имитация бурной деятельности, но как таковых прорывов в части реализации проекта со стороны застройщика, увы, не видно совсем. И все-таки, стоит ли ждать смены инвестора, а за ним и подрядчика, или заместитель председателя Совфеда поспешил с резкими заявлениями?
Трудность в том, что смене концессионера предшествует ряд формальностей и бюрократических процедур. Например, концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда, если речь идет о существенном нарушении условий одной из сторон. К таким нарушениям помимо прочих относится и отставание от сроков создания объекта по вине концессионера, гласит часть 2.1 статьи 15 ФЗ № 115 «О концессионных соглашениях».
Непосредственно смена концессионера в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом соответствующего конкурса. При этом, в случае перестановки условия соглашения изменяются с учетом фактически исполненных предыдущим концессионером работ, а также представленных победителем конкурса предложений, содержащих лучшие условия по сравнению с текущими. Соответственно, новый инвестор может подать запрос на продление сроков выполнения работ, который еще должен согласовать антимонопольный орган.
Как отметил Алексей Умрилов, пока вопрос расторжения концессионного соглашения с ООО «Школа Будущего — Строитель» не поднимался, несмотря на большое отставание. Также он добавил, что в настоящее время инвестор ведет работу по привлечению внебюджетных источников финансирования, чтобы восстановить темпы строительства и сдать объект в указанный срок.
И все-таки, если в строительстве школы в ближайшее время не наметятся кардинальные перемены, не исключено, что инвестора, а вместе с ним и застройщика, поскольку, как мы помним, это связанные организации, будет ждать судебный процесс с последующим расторжением соглашения. А если зампред Совфеда Андрей Турчак был максимально серьезен в своих словах, то, возможно, хабаровские школы станут последними в портфолио «Востокарктикнефтегаза».
Марк Крестовицкий