Хабаровская дамба в конце мая снова попала в заголовки новостей. Сначала по ней прогулялся и, по нашему мнению, критически оценил недавно назначенный врио Губернатора края Дмитрий Демешин. На месте он поручил: «До конца лета этот объект нужно завершить. И до конца года его нужно принять в эксплуатацию». Буквально на следующий день стало известно, что подрядчик объекта по решению краевой прокуратуры — сахалинское ООО «Карьер Известковый» — оштрафован на более чем 115 миллионов рублей за срыв сроков. Цена контракта по данным «Интерфакса» составила 494,1 миллиона рублей при начальной заявленной стоимости в 501,6 миллиона.

Кругом вода

Дамба, пожалуй, один из главных долгостроев Хабаровска. По срокам возведения с ней может посоперничать разве что аквапарк в районе ТРЦ «Броско Молл». Напомним, гидрозащитное сооружение поручил возвести лично Президент Владимир Путин в 2013 году. В конце лета 2013-го на Дальний Восток обрушился мощный паводок, который привел к самому масштабному наводнению за последние 115 лет. Оно охватило пять субъектов Дальневосточного федерального округа, наиболее пострадавшими оказались Амурская область, ЕАО и Хабаровский край. Всего с начала паводка было подтоплено 37 муниципальных районов, 235 населенных пунктов и более 13 тысяч жилых домов. Общая площадь затопленных территорий составила более 8 миллионов квадратных километров.

В Хабаровске сильнее всего от вод Амура досталось прибрежным улицам Индустриального района, среди которых буквально только что отремонтированная Пионерская. Как пишет «Московский комсомолец», первые средства на защиту от водной стихии поступили из федерального бюджета в 2014 году — 950 миллионов рублей. Начался поиск подрядчика. Им оказалось ООО «Тутта», которая и начала работу в следующем 2015 году. Планировали, что уже через три года дамба длиной 5,5 км будет надежно защищать город от буйства великой реки.

И поначалу работы шли довольно активно: уже в сентябре 2016-го было объявлено, что дамба готова более чем на половину. Как докладывал тогдашний начальник отдела водных ресурсов Константин Третьяков краевого минприроды:

«На объекте отсыпано 90 % всего объема песка, 91,5 % камня и 83 % щебня. Смонтировано 60,5 % железобетонных плит, продолжается переустройство сетей водоснабжения. Завершение строительства объекта намечено на конец 2018 года. В 2017-ом подрядчик начнет возведение судопропускного сооружения – оно должно появиться в районе затона со стороны улицы Запарина».

Также по официальным данным в 2016 году на строительство дамбы направлено 414,3 млн рублей из федерального бюджета и 51 млн рублей – из краевого. Работы шли круглые сутки. В 2017 году край получил ещё 660 миллионов рублей на укладку железобетонных плит для укрепления тела дамбы в районе входа в затон. Готовность была уже на 67%.

Но… Далее процитируем официальный сайт краевого Правительства: «В 2019 году у подрядчика стало не хватать оборотных средств, людей и техники. В марте 2020 года он и вовсе сорвал контракт, поэтому КГКУ «Служба заказчика минстроя» в одностороннем порядке разорвало контракт с ООО «Тутта» и объявило новый конкурс, в результате которого победителем было признано ООО «Карьер Известковый», именно оно и достраивает объект».

Лица

Редакция попыталась узнать подробности о двух подрядчиках, занимавшихся дамбой. Сервис «СПАРК-Интерфакс» говорит о «Тутте» следующее: зарегистрирована она в Хабаровске в августе 2012-го, в 2017 году перерегистрировано в Москву, в 2020 году в отношении неё было введено внешнее управление, а в 2021-м ООО «Тутта» признано банкротом.

Владельцем компании являлся Самвел Месропян. В графе «персонал» заявлен всего один человек, а выручка насчитывает 34 млн рублей. Там же указано, что сейчас в отношении компании возбуждено 4 исполнительных производства на сумму 167 702 рубля, завершено 115 на 360 млн. Помимо «Тутты» в послужном списке господина Месропяна значится ещё несколько организаций-банкротов: Самвел Генрикович был совладельцем хабаровской строительной компании ООО «Империал», ликвидированной вследствие банкротства в 2019 году, владеет 40% хабаровского ООО «Монолог», которое занималось производством целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона.

Также за ним числились бизнесы в сфере производства крепкого алкоголя, физкультурно-оздоровительных услуг, консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления, а также ряда других направлений. Объединяет их помимо участия Месропяна то, что почти все они на данный момент недействующие. 6 арбитражных дел согласно карточке «СПАРК» рассматриваются против принявшего подрядную эстафету «Карьера Известкового».

Генеральным директором значится Валерий Малых. Помимо «добычи декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев» среди его деловых интересов: грузоперевозки, страховые и бухгалтерские услуги, а также добыча и переработка водных биологических ресурсов. Что любопытно, два перерабатывающих предприятия, в которых господин Малых был совладельцем и гендиректором, носили названия «Аватар» и «Нави». Напомним, «Аватар» помимо прочего — название фантастического блокбастера (12+) Джеймса Кэмерона, а На’ви — имя расы синих гуманоидов оттуда же. Они по сюжету фильма выступали против индустриализации и строительства на их родной планете.

Стройка без конца

Но вернемся непосредственно к дамбе. Как пишет портал «Хабаровский край сегодня», с 2020 контролировать её строительство стал тогда ещё врио Губернатора Михаил Дегтярев. Как сообщает источник, «он неоднократно посещал дамбу лично, выстроил эффективное взаимодействие с федеральными министерствами в части финансирования и сокращения сроков ряда процедур». О финансировании на завершение дамбы Михаил Дегтярев договаривался на личных встречах с главой минприроды Александром Козловым, кроме того, по его поручению были выделены средства из краевого бюджета. Осенью 2021 были озвучены следующие цифры: почти миллиард из региональной казны и 2 миллиарда из федеральной. На 2021-2022 года государство добавило еще 0,5 млрд рублей.

Естественно, за годы строительства и простоя объекта менялась и его стоимость. Так, на начало 2023 она составляла уже 3,7 млрд рублей. Также было решено, что помимо защитных функций дамба должна взять на себя и рекреационные: стать новой визитной карточкой Хабаровска — частью самой (или одной из самых) набережных на Дальнем Востоке. По замыслу разработчиков она должна слиться с уже существующей набережной имени Невельского и обрасти сопутствующим окружением для досуга. Эта идея включена в мастер-план города.

Весной 2023-го дамбу посетил уже упомняутый министр природных ресурсов России Александр Козлов. Принимающая сторона доложила, что несмотря на отставание от графика, дамба уже вполне работоспособна.

— Тело дамбы уже выведено на проектные отметки и уже выполняет свои функции: в 2020 и в 2021 году, когда вводился режим ЧС, это было подтверждено на практике, — доложил Алексей Дубов, тогда и.о. главы краевого минстроя.

Хроники батопорта

Много проблем доставил и батопорт. Это больших размеров перекрытие должно не пускать воду в затон на время паводков: баотопорт затапливается и не дает паводковому гребню проникнуть в город, спасая тем самым улицы и жителей от большой воды. Когда наводнение заканчивается, вода из батопорта откачивается, он всплывает, его увозят на хранение до следующего паводка. Заказали инженерное чудо в 2018-м и уже на следующий 2019 год Хабаровский судостроительный завод спустил его на воду. Работы велись «под строгим контролем со стороны Российского Речного Регистра», документацию разработал Владивостокскии проектным институтом АО «ДНИИМФ».

«Сразу после спуска понтона-батопорта начнётся его подготовка к испытаниям, на которых на практике будут тестироваться его характеристики и возможности в реальных условиях эксплуатации», — говорилось в сообщении ХСЗ.

Но не «Тутта» было. Банкротство подрядчика нарушило планы.

Летом ковидного 2020-го уровень Амура у Хабаровска снова начал расти. Мэр краевой столицы отправился с осмотром наиболее тревожных мест: у арены «Ерофей», на коллекторе по улице Богачева и у входа в затон. Там градоначальник сетовал:

«То есть этим летом мы опять остаемся без батопорта, так? Надеюсь, что в следующем году сооружение все-таки будет установлено, потому что засыпать, а потом снова раскрывать вход в затон стоит немалых средств — около 23 миллионов рублей. Это бюджетные деньги, которым мы могли бы найти лучшее применение».

На следующий, 2021-й год, Константин Третьяков, уже в статусе и.о. замминистра природных ресурсов края, рассказал историю сооружения и снова объявил о переносе сроков: «Батопорт был изготовлен еще в 2019 году на Хабаровском судостроительном заводе. Там же он сейчас и хранится. Использовать его во время наводнения прошлого года было нельзя. Стенки, на которые должен опираться батопорт при закрытии входа в затон, сделали. Но внизу, на дне должен быть ещё и железобетонный порог. Вот он-то и не выполнен. Это самый сложный участок работ. Потому что их можно проводить только в зимнее время. Нужно намораживать и выпиливать лед, чтобы не применять летом водолазные работы, которые перекроют судоходный путь во время навигации. В прошлом году подрядчик начал делать этот порог, но не успел. Пришла весна. Контракт с ним был расторгнут».

В итоге деньги налогоплательщиков на протяжении уже нескольких лет, как и опасался Сергей Кравчук, уходят в песок. В прямом смысле слова: из-за невозможности установить батопорт вход в затон на время паводков засыпают грунтом. Пришедший на смену «Тутте» «Карьер Известковый» рассчитывал закончить работы на выходе из затона в 2021-м году, а завершить порог только зимой 2022. Смета на эти работы составляла полмиллиарда рублей.

Год 2022-й. Заместитель председателя регионального Правительства по вопросам строительства Керим Курбанов участвует в организованном краевой прокуратурой инспектировании дамбы на участке от Дендрария до улицы Союзной. Цитата из телеграм-канала чиновника: «Вместе с первым заместителем прокурора Хабаровского края Сергеем Лубенцом осмотрели это гидротехническое сооружение. Его техническая готовность составляет 81.86%. Идет подготовка к испытаниям понтона-батопорта. Для этого проведены замеры необходимой глубины в акватории затона им. Кирова».

Благо, в 2022-м устанавливать конструкцию не потребовалось — паводок на Амуре оказался не таким сильным, как в предыдущие годы.

Год 2023-й. Что изменилось? Проценты исполнения — их стало больше на 5 с небольшим. Цитата из телеграм-канала врио Губернатора Дмитрия Демешина: «Общая готовность защитного сооружения составляет 87%. Однако в настоящее время оставшиеся работы приостановлены. Уже второй подрядчик не справился с поставленными задачами и не смог обеспечить сдачу объекта в прошлом году».

Вместо эпилога

В прошлом году исполнилось 10 лет с момента масштабного наводнения. Тогда, в августе 2013-го, глава минвостокразвития-полпред Виктор Ишаев докладывал о 98 тысячах пострадавших дальневосточниках и 9,5 тысячах подтопленных домах.

Итоговые цифры существенно выросли: общий объем ущерба от наводнения на Дальнем Востоке составил 527 миллиардов рублей. Пострадавшими были признаны около 190 тысяч человек. Почти 2,5 тысячи жилых объектов были признаны непригодными для проживания. Еще почти шесть тысяч — нуждающимися в капремонте. Подтопленными оказались более 2 тысяч километров автомобильных дорог, порядка 1,4 тысячи километров были разрушены. Государство выделило пострадавшим около 40 миллиардов рублей.

Эксперты полагают, что высоких постов «политическому тяжеловесу» Ишаеву стоила в том числе недостаточно эффективная борьба со стихией. Казалось бы, это должно было подстегнуть строительство защитных сооружений в крае, но… в следующем году уже сама дамба будет «праздновать» первый круглый юбилей — 10 лет с начала строительства. Посмотрим, дойдёт ли заветный «счетчик готовности» до 100%?

Фото с сайта правительства Хабаровского края