В Центральном районном суде Комсомольска-на-Амуре проходит разбирательство по делу о якобы неосновательном обогащении депутата Госдумы от Хабаровского края Павла Симигина, который вместе с друзьями строил трехзвездочный отель. В далеком 2006 году у Павла Симигина, Сергея Белоусова и Андрея Макеева зародилась идея совместного бизнеса. Речь шла о строительстве гостиничного комплекса. Землю выбрали в селе Кабардинка, недалеко от моря, с перспективой расширения в случае успешного развития проекта. Это стало началом длинной истории становления «Фандорина», который открылся 12 июня 2009 года и несколько лет подряд признавался лучшим отелем в своей категории в Геленджике, а также получил премию GuestReviewAward. За годы существования объект значительно вырос, и теперь его рыночная стоимость, по некоторым оценкам, составляет около полумиллиарда рублей. Казалось бы, нужно радоваться и снимать сливки, но между друзьями пробежала черная кошка, когда в 2021 году партнеры Симигина Сергей Белоусов и Андрей Макеев подняли вопрос о пересмотре долей. По их мнению, их отстранили от бизнеса, но оставили с миллионными кредитами, потому теперь стороны общаются только в суде. Как же так произошло, разбирались корреспонденты «Дальневосточного обозрения».
Рождение «Фандорина»
Со слов Белоусова и Макеева, будущие друзья познакомились в 2002 году при работе в составе группы «Евразхолдинг» на предприятиях «ДВ Металл» и «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре. Андрей Макеев и Сергей Белоусов занимали руководящие посты в отделах продаж, а Павел Симигин был дистрибьютором их продукции.
— По роду деятельности мы стали много общаться и довольно часто встречаться. В процессе работы сформировались хорошие отношения, а после ухода группы «Евразхолдинг» из Комсомольска-на-Амуре они переросли еще и в дружеские. По окончании совместной деятельности в области реализации металлопродукции, оценив рабочие и личные качества друг друга, приняли решение о возможности осуществления совместного проекта. И в 2006 году решили строить совместный гостиничный комплекс. Под эти цели даже зарегистрировали совместную организацию, где я стал генеральным директором, — сообщил Сергей Белоусов.
Политическая биография Павла Симигина
- в 2006 году стал помощником депутата Комсомольской городской думы
- в 2009 году был избран депутатом городской думы пятого созыва
- в 2014 — 2019 годах — депутат Законодательной думы Хабаровского края шестого созыва, с 2016 года — заместитель спикера
- в 2017 — 2018 годах — руководитель фракции «Единой России»
- с 2019 года — заместитель секретаря регионального отделения этой партии по проектной деятельности, член Генерального совета
- в 2021 году был избран депутатом Государственной думы и вошел в думский комитет по развитию Дальнего Востока и Арктики
Для реализации проекта Белоусов и Макеев уволились с работы и переехали в Краснодарский край. Под создание объекта в 2006 году была зарегистрирована совместная компания «Русгостур-холдинг» с распределением долей на четверых – в ней также фигурировал Александр Шатилов, деловой партнер Павла Симигина. Собственно, именно они получили 70 процентов в ООО. На тот момент никто из партнеров не был против такого положения дел, и работа закипела.
В качестве названия Белоусов и Макеев выбрали имя харизматичного литературного персонажа, потому объект стали называть «Фандоринъ». На совместные средства были получены права на два находящихся рядом земельных участка (кад. №№ 23:40:0202020:0030 площадью 597 «квадратов» и 23:40:0202020:13 – 924 «квадрата») по адресу: Геленджик, село Кабардинка. Вот только денег не хватило даже на первый корпус, потому понадобились заемные средства, а тут и выяснилось, что для новой компании без кредитной истории и недвижимости под залог получить банковские деньги почти нереально.
— Самым выгодным вариантом было получение кредитов, обеспеченных залогом. Стороны пришли к единому мнению о том, что для этого я переоформляю право собственности на земельные участки и объект незавершенного строительства 1-го корпуса в пользу Симигина путем заключения договора купли-продажи (по договоренности со Сбербанком). При этом (со слов Белоусова – прим. ред.) денежные средства не передавались, да и сам переход был формальным. Поручителями кредитов на сумму 22 540 000 рублей стали мои жена, друг, а также Андрей Макеев. Основной долг и проценты за весь период действия договоров погашались нами, в счет исполнения своих обязательств по договору простого товарищества. Это подтверждается справкам и чеками, — рассказал Сергей Белоусов.
Тут стоит отметить, что изначально два земельных участка и недостроенный первый корпус были записаны на генерального директора. Но 19 февраля 2008 года по договору купли-продажи все три объекта отошли Павлу Симигину почти за 14,5 миллиона рублей. Забегая вперед, можем сказать, что сейчас изучается вопрос: а состоялась ли вообще передача денег. Истцы по уже упомянутому нами делу прямо заявляют о фиктивности сделок под предоставление кредитов. Теперь с этим разбирается суд.
Есть еще интересный момент – созданную специально под проект компанию «Русгостур-холдинг» ликвидировали в 2016 году за ненадобностью. Это связано с тем, что зарегистрировать на нее возведенное имущество (корпуса и прочее) уже не представлялось возможным, поскольку оно находилось в залоге у банков организаций, которые выдавали под него кредиты.
И, тем не менее, за десять лет проект «Фандоринъ» обзавелся еще двумя земельными участками (за счет Павла Симигина), а также разросся до 4 жилых и 1 административного корпусов, 2 открытых бассейнов, 3 организованных паркингов, 2 детских площадок, русской бани с внутренним бассейном, открытого бара с площадкой, серьезным благоустройством и озеленением. Откуда деньги на строительство? Еще один ключевой вопрос для суда. За это время ИП Белоусов и Андрей Макеев набрали кредитов почти на десятки миллионов рублей и произвели множество денежных переводов крупных сумм на банковскую карту Симигина. В распоряжении редакции есть эти документы.
— Нам приходилось работать одновременно и водителями, и администраторами, и официантами (вместе со своими детьми), и снабженцами, и даже психологами, потому что отдых в нашей стране часто приправлен алкоголем, а мысли и поступки под ним значительно меняют поведение. При этом все свои силы, умения и получаемые средства мы тратили на развитие дела. А в 2019 году по требованию администрации Геленджика было произведено переоформление всей недвижимости с изменением целевого назначения на жилые помещения, что тоже привело к значительным затратам для приведения в соответствие новым требованиям. Денежные средства брал ИП Белоусов, собственно, как и на необходимый ремонт зданий, — заявил Сергей Белоусов.
Суды против дружбы
Все это не могло не привести к вопросу о пересмотре долей. А они распределялись (учитывая доли в юридическом лице) в пропорции 70 на 30, и не в пользу Белоусова и Макеева. Потому последние во время пандемии начали активно обращаться к Павлу Симигину по поводу распределения бизнеса и фиксации в письменной форме. В итоге 1 февраля 2021 года все стороны подписали соглашение о фиксации понесенных расходов. Сейчас этот документ может сыграть крайне важную роль в суде, но в тот момент об исках еще никто не задумывался.
Тем временем Павел Симигин отстранил Белоусова и Макеева от объекта и передал его в управление своей жене, имеющей статус индивидуального предпринимателя. А в 2022 году и вовсе отдал «Фандорина» в управление туроператору «Алеан», который сотрудничал с комплексом на протяжении последних лет. Сам же юридический собственник комплекса, по словам истцов, с момента конфликта перестал выходить на связь с теперь уже бывшими друзьями и партнерами.
В связи с этим несогласные с таким поворотом Сергей Белоусов и Андрей Макеев 25 марта 2022 года направили депутату Госдумы претензии с предложением компенсировать их расходы на строительство, оформление и поддержание объектов недвижимости в сумме 121 716 837,96 рубля. А не получив ответ, обратились в Геленджикский городской суд, где потребовали признать за ними право собственности на долю 50% в созданном комплексе. Но распределить имущество не получилось. Суд отказал в иске, мотивируя это тем, что между сторонами не было заключено письменного договора простого товарищества, потому и определить процент внесения каждого тоже оказалось невозможно. Собственно, это же сказали и в апелляции.
Тогда Белоусов и Макеев изменили стратегию и подали иск о взыскании расходов при прекращении совместной деятельности или, говоря простым языком, теперь они пытаются доказать неосновательное обогащение Павла Симигина. Для этого 28 декабря 2022 года обратились в Никулинский суд Москвы, то есть по месту фактического проживания депутата Госдумы. Однако сторона ответчика ходатайствовала о переносе рассмотрения дела в Комсомольск, поскольку именно там прописан парламентарий. В связи с чем разбирательства теперь проходят в Городе юности.
— Наша позиция выражается в том, что Павел Симигин стал единоличным собственником созданных на совместные денежные средства объектов недвижимости. Фактически, ответчик присвоил себе результаты совместной хозяйственной деятельности. Это привело к неосновательному увеличению его имущества. Мало же построить отель: сертификацию отеля на три звезды получал ИП Белоусов, мы занимались созданием комплекса и инфраструктуры, а потому у нас на руках имеются документы, накладные, счета-фактуры. Сделали это, чтобы было видно, где источник возникновения денежных средств, как они тратились и на что. А у второй стороны нет всего этого, — отметил Сергей Белоусов.
Последняя декларация Симигиных, за 2021 год
- Павел Симигин заработал 1 828 516,78 рубля, на него зарегистрированы четыре земельных участка от 597 до 924 квадратных метров, четыре гостевых дома, один из которых площадью в 1 402 квадратных метра, жилой дом с пристройкой, гараж, летняя кухня, а также Lexus LX570 и Ford Mustang.
- Супруга Симигина заработала 21 508 389,37 рубля, на нее записаны земельный участок 408 квадратных метров, жилой дом 53 квадратных метра и квартира 76 квадратных метров, а также Lexus NX200T, два мотоцикла HONDA X11, Suzuki ВЗР 1800 Boulevard и гидроцикл Yamaha GP1300R.
При этом сам депутат не согласен с представленными требованиями (в ответ на запрос об официальном комментарии Павел Симигин предоставил разъяснения его представителя в суде). Как утверждает Светлана Беляева, Макеев и Белоусов лишь представляли интересы Симигина на месте. В отношения совместной деятельности, заверяет представитель ответчика, депутат не вступал.
— В феврале 2021 года Павел Симигин прекратил обращаться за услугами к гражданам Макееву и Белоусову. В 2022 году они подали иск в Геленджикский городской суд Краснодарского края, в котором заявили требование о признании за ними права собственности на 50% долю в праве на недвижимое имущество… Документы, которые представлены Макеевым и Белоусовым в обоснование своей позиции (договоры с третьими лицами, квитанции, чеки и товарные накладные), полно и всесторонне оценены судом, и сделан вывод о том, что между истцами и Павлом Владимировичем отношения совместной деятельности отсутствуют, а факт вложений со стороны истцов в принадлежащие ответчику объекты документально истцами не подтвержден. В удовлетворении исковых требований истцам было отказано в полном объеме, — заявила Светлана Беляева.
Затем истцы обратились с апелляционной жалобой в Краснодарский краевой суд, но проиграли и там. Теперь же, полагает Светлана Беляева, истцы пытаются преодолеть юридическую силу ранее вынесенных судебных решений: «Основания исковых требований и доказательства, которые представили истцы в материалы данного дела, абсолютно идентичны, изменена только просительная часть». Этим доказательствам, считает представитель депутата, суд уже давал оценку, причем трижды (в том числе и в кассации).
— Вынесение информации в публичное пространство о спорах, которые инициированы истцами по отношению к Павлу Владимировичу как ответчику, с учетом его статуса, вероятно, свидетельствует о том, что Белоусов и Макеев, понимая тот факт, что у них отсутствуют правовые основания для судебных притязаний на имущество, которое на законных основаниях принадлежит Павлу Владимировичу, таким способом пытаются повлиять на рассмотрение дела судом, — заявляет Светлана Беляева.
Тем не менее, на этот раз, как стало известно редакции, истцы намерены использовать в суде переписку по электронной почте и в WhatsApp (принадлежит организации Meta, признанной в РФ экстремистской) за 15 лет взаимодействия с депутатом. Независимые эксперты уже вынесли вердикт, что представленные в исследовании электронные сообщения не содержат признаков коррекции и монтажа.
Безусловно, точку в этом деле поставит суд, однако как же хочется вспомнить старую как мир мысль о том, что нельзя строить бизнес с друзьями. Особенно, когда на кону сотни миллионов рублей. А комплекс «Фандоринъ» именно такой – его кадастровая стоимость составляет 215,6 млн рублей, а, по оценке некоторых специалистов, цена объекта как прибыльного бизнеса у моря и вовсе составляет около полумиллиарда.
Александр Неделько.
Фото предоставлены Сергеем Белоусовым и Андреем Макеевым.