В начале прошлого года в Хабаровский край пришел федеральный ритейлер — «Пятерочка», а под занавес 2023-го стало известно о том, что «Самбери» переходит в собственность другого гиганта — «Магнита». Как местным производителям продвигать свою продукцию в новых условиях, обсудили на встрече в региональном Минпромторга. Подробности — в материале «Дальневосточного обозрения».

 На совещании, призванном упростить местной продукции выход на рынок прошла под руководством министра промышленности и торговли Хабаровского края Евгения Романова. На ней производители и торговые сети обсудили, как ответить на вызовы времени: обсудили беспокойство производителей из-за прихода федералов, цены на куриные яйца и мясо, а также меры, которые принимаются.

евгений романов
Евгений Романов

— У нас происходит существенный рост цен на яйца и мясо птицы. Помимо этого у нас проблемы с птичьим гриппом и производство собственных яиц в регионе снижается. Министерство промышленности и торговли в конце января подписало соглашение о сдерживании цен и установлении торговых надбавок. Сейчас к этому соглашению подключились «Пятерочка» и «Самбери». Документ носит открытый характер, он опубликован на сайте министерства. Призываю все торговые сети присоединяться к этому соглашению и проявлять свою социальную активность, — призвал Евгений Романов.

При этом замминистра сельского хозяйства региона Алена Селезнева отметила, что работа по наращиванию производства в крае ведется. Вопрос к реализации — отсутствие гарантий со стороны торговых сетей создает риск для аграриев и представителей пищепрома.

Алена Селезнева
Алена Селезнева

— Мы уже достаточно давно говорим про систему агроконтрактов и считаем ее эффективной. У нас фермеры производят определенный объем сельхозпродукции, а потом приходят в сети, и возникает недопонимание: ритейлеры хотят одну цену, производители — другую. Договоренности на этапе подготовки к посевной сделают реализацию более предсказуемой. Практика уже успешно внедрялась в западных регионах, и мы надеемся, что у нас это тоже возможно, — считает Алена Селезнева.

На сложности в реализации уже готовой продукции пожаловались и сами производители. Похоже, приход федеральных сетей не упростил попадание местных товаров на полки.

илья амирханов
Илья Амирханов

— Мы со временем лишаемся возможности продвигать свои товары на полках магазинов под разными предлогами. На эти места приходят производители из соседних регионов: Приморья, Амурской области и так далее. Также зачастую у нас нет возможности расширить ассортимент. Случается так, что одна торговая сеть завозит на часть своих торговых объектов на ограниченное время буквально 2-3 позиции, когда их у производителя более 14. И даже эту пару позиций не распределяют по всей сети, а завозят буквально в несколько магазинов. При этом сложно принять аргументы о том, что «полка не резиновая, все выставить некуда». Их можно было бы понять, но товары из других регионов представлены шире, — озвучил претензии производителей председатель Дальневосточной ассоциации предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства Илья Амирханов.

Руководитель отдела маркетинга ООО «Невада» Ветта Вольгушева о переходе «Самбери» под управление «Магнита»

— В ближайшие пять лет мы работаем как обычно. У нас полностью сохранен состав топ-менеджмента компании и персонал магазинов. Мы пока не ощутили изменений. Ведем переговоры о том, чтобы «Магнит» поделился опытом, который может быть нам полезен. Это позволит предлагать еще более комфортную цену и качественный сервис нашим клиентам.

У представителей торговых сетей нашлись свои аргументы. Вопрос, как всегда, к рентабельности закупок. Если приморцы за счет объемов оказались способны поставлять «молочку» по конкурентной цене и при этом доставлять ее в магазины самостоятельно, а хабаровские производители собственных логистических мощностей не имеют, кто виноват?

Екатерина Гаврилова
Екатерина Гаврилова

— Для федеральной торговой сети приход в новый регион — болезненный процесс. Особенно, когда речь про отдаленные территории или те, где местная торговая сеть может занимать более 60% рынка и уже иметь контракты с местными производителями. Мы открываемся постепенно и присутствуем на рынке в меньшем объеме, чем региональные сети. Когда закупаем товар и получаем более высокую отпускную цену со ссылкой на это, наша финальная цена из-за этого становится неконкурентной даже при минимальных наценках, производитель нам становится не интересен, — аргументировала представитель «Пятерочки» Екатерина Гаврилова. — В этом же причина, по которой местные производители постепенно исчезают с наших полок — они предлагают цену, которая нас в принципе не устраивает, так как с ней мы не можем адекватно конкурировать. К тому же, бывает так, что производитель из Приморья собственными машинами может покрывать и свой регион, и Хабаровский край. Ввиду того, что текущих мощностей нашего распределительного центра не хватает, нам этот вариант подходит. Есть ряд категорий для молочной и кисломолочной продукции, где Приморье представлено шире.

Негативного отношения к местным производителям и товарам при этом нет. Представитель «Пятерочки» подчеркнула, что интерес к продуктам, произведенным в регионе есть, а сейчас федеральный ритейлер активно занимается созданием собственной торговой марки, которая будет основана на товарах, произведенных в регионе. Так, Екатерина Гаврилова подчеркнула, что в их магазинах под таким брендом уже продается питьевая вода, которую закупают в Хабаровском крае.

Продажа дальневосточного «Самбери» согласована

С позицией коллеги согласилась и представитель другой торговой сети — «Самбери».

— Спрос на товары местных производителей присутствует абсолютно везде. В нашем регионе в том числе. Нет цели отказываться от товаров местных производителей в пользу западных поставщиков. Особенно если учесть, что мы находимся достаточно далеко. Сейчас представленность продуктов у нас не столь высока, как хотелось бы. Уже не раз поднимался вопрос о строительстве овощехранилищ. А идея того, чтобы договариваться о стоимости, например, картофеля еще в период посевной, требует проработки. В нашем интенсивно меняющемся мире, когда неизвестна ни урожайность, ни стоимость расходных материалов, возможны определенные риски, — добавила руководитель отдела маркетинга торговой сети «Самбери» Ветта Вольгушева.

Решить вопрос, по мнению собравшихся, поможет новая структура — ассортиментный комитет, который поможет наладить диалог между производителями и ритейлинговыми компаниями. Предполагается, что специалисты торговых сетей будут озвучивать перспективные направления и курировать местные компании для производства наиболее востребованного, по их мнению, продукта.

— Предлагаем создать ассортиментный комитет между производителями и торговыми сетями. Такая работа могла бы помочь доработать продукцию под запросы торговых сетей. Мы заинтересованы в том, чтобы производить именно тот товар, который купят. Также мы прорабатываем вопрос о создании кооперативного юрлица, которое бы заключило договор с торговыми сетями и добилось бы гарантии сбыта товара в сезон. Чтобы фермеры заранее знали, какой объем они должны поставить и какой цене сеть будет готова ее выкупить, — предложил Илья Амирханов.

Насколько успешной будет новая структура, пока неизвестно. Однако предложение региональных производителей «работать под заказ» пришлось торговым сетям по вкусу.

— Мы можем ассортиментному комитету очень четко озвучить, какие именно товары нам нужно производить на месте в каком виде, какой граммовке и по какой себестоимости, чтобы нас заинтересовать. Это вопрос, которым мы можем заняться уже в 2024 году. Нам интересен прямой заказ у местных производителей, — отреагировала на предложение Екатерина Гаврилова.

Ольга Цыкарева.

Фото автора