Рынок госзакупок для правоохранительных и прочих надзорных ведомств весьма специфичен, но все еще интересен для изучения. Заказчики здесь надежно обеспечены финансированием из федерального бюджета и регулярно инициируют проведение электронных аукционов, но поучаствовать в них могут далеко не все. Исполнителям предъявляются строгие требования в рамках не только традиционной контрактной системы, регулируемой законом 44-ФЗ, но и обширной законодательной базой о гособоронзаказе. К последнему относятся закупки для обеспечения безопасности, обороны государства или сотрудничества с иностранными партнерами.
Получить такой контракт могут только юридические лица, цены товара определяет государство. Даже контракты здесь особые, а для получения средств придется открыть специальный счет в согласованном заказчиком банке. Основные бенефициары от таких сделок — госкомпании. Они в ряде случаев могут получать контракты от силовиков без проведения конкурса на правах единственного поставщика.
Полностью оценить картину в этом сегменте рынка госзакупок сложно — в первую очередь из-за секретности. Проведение закрытых торгов разрешается в рамках гособоронзаказа, а некоторые ведомства (например, ФСБ, Минобороны, ФСО и Росгвардия) с 1 января 2022 года тайно проводят вообще все свои закупки. Но тем интереснее сюда заглянуть. В «Дальневосточном обозрении» выбрали крупнейшие контракты региональных структур МВД, прокуратуры, Следственного комитета и ФСИН и проанализировали их объем, цену и другие особенности. Все данные — из официальных источников, в первую очередь это портал Госзакупок (18+).
Короли силовых тендеров
За основные закупки для управлений министерства внутренних дел в Хабаровском крае и его муниципалитетах отвечает федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления МВД РФ» по региону — на него приходятся девять из десяти крупнейших сделок для нужд всего ведомства в 2023 году.
Семь из десяти главных заказов краевого МВД (во всех его инстанциях) связаны с поставками бензина, все остальные — с услугами в сферах ЖКХ и связи. И случайных поставщиков в этом списке обнаружить почти невозможно — почти все контракты получают компании-гиганты, входящие в федеральные структуры.
Так, за бензин неизменно отвечает ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт», во всех случаях не встречающее никакой конкуренции, так как потенциальные конкуренты (самый очевидный — «Роснефть») от борьбы устранились.
С коммунальными поставками и связью ситуация у УМВД и его итераций в крае сложилась похожая. Здесь закупки производятся у единственного поставщика. А они как на подбор — Дальневосточная энергетическая компания и Дальневосточная распределительная сетевая компания (обе входят в структуру «Русгидро») и «Ростелеком» соответственно (в представлении не нуждается).
Здесь положение дел, в общем-то, мало чем отличается от других регионов России, где МВД — и, забегая вперед, все открыто участвующие в госзакупках силовые ведомства страны — чаще всего имеют дело с одними и теми же крупнейшими игроками с разной степенью госучастия.
Таким образом, крупнейшей закупкой структур МВД в Хабаровском крае по итогам 2023 года стала декабрьская сделка с ННК на 88,2 миллиона рублей. Половину закупленного топлива исполнитель поставил сразу же, остальное — до конца 2024-го.
Несмотря на большие объемы, стоимость литра бензина «ННК-Нефтепродукта» в зависимости от класса в декабре 2023 года для полицейских варьировалась в диапазоне от 55,27 до 57,97 рубля, дизель оценивался в 70,12 рубля.
Вторая по масштабу госзакупка краевых структур в МВД в 2023-м — тоже бензиновая. В конце марта силовики закупили у «ННК-Нефтепродукта» свыше 500 тысяч литров топлива за 29,7 миллиона рублей, однако в августе стороны по обоюдному согласию расторгли соглашение. К тому времени, впрочем, свои обязательства поставщик уже почти исполнил.
Третий по величине свой госконтракт в Хабаровском крае ведомство заключило в феврале 2023-го — с той самой ДЭК на поставку тепла и горячей воды на 2024-2025 годы. За эти услуги гарантирующий поставщик получит 26,5 миллиона рублей из федерального бюджета.
Впрочем, необязательно быть госкорпорацией и ее филиалом, если сильно хочется иметь дела с МВД. В Хабаровском крае, например, с управлением ведомства по госзакупкам работают и локальные игроки. Суммы таких контрактов на порядок ниже, и лишь две из них попали в десятку крупнейших за год для данного заказчика.
Так, хабаровский Торговый дом «Альтернатива» до 2025 года будет оказывать для ведомства услуги по уборке помещений и территории за 9,8 миллиона рублей. Строят для полиции тоже местные компании. Так, капитальным ремонтом здания Дальневосточного окружного управления материально-технического снабжения МВД России на улице Волочаевской в Хабаровске занимается совсем небольшая как по производственным, так и по финансовым объемам местная фирма «Востокстрой».
Но такие случаи — скорее, исключение из правил. У большинства локальных подрядчиков чаще всего можно обнаружить от одного до нескольких контрактов с УМВД по региону и его подразделениями, однако они несопоставимы с объемом ключевых поставщиков ведомства — это с отрывом «ННК-Хабаровскнефтепродукт», следом за которым идут структуры «РусГидро» и «Ростелеком».
В 2024-м тренд пока сохраняется. За январь структуры МВД в регионе заключили две крупных сделки — закупили бензина у ННК на 15 миллионов и электричества у ДГК почти на 17.
Кстати, в октябре 2023 года в ведомстве предложили усилить контроль за всей процедурой закупок и вообще изменить ее в сторону централизации — например, чтобы вместо медучреждений тендеры проводило профильное министерство.
С таким предложением выступил замначальника Управления по противодействию преступлениям коррупционной направленности в области использования и распределения бюджетных средств Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ Дмитрий Матвеев.
«Давайте пересматривать этот вопрос: кто закупает и какие уровни закупок кому делегировать, а не каждому учреждению. Централизованные закупки одноименных товаров, например. Если у нас закупается медицинское оборудование, примерно каждая больница ежегодно скидывает графики, что купить и куда. Те же аппараты УЗИ, томографы — их централизованно можно купить или регионами, или объединенными округами. Вот это все как раз могло бы минимизировать и риски, и суммы расходных средств — контроль усиленный», — предложил Матвеев.
Золотая середина для прокуратуры
Прокуратура Хабаровского края, Дальневосточная транспортная прокуратура и Управление Генеральной прокуратуры РФ по ДФО вместе взятые за 2023 год выступили заказчиками по 268 контрактам, что в полтора раза меньше, чем у краевого управления МВД и его «хозяйственного» казенного учреждения, которые за тот же год инициировали 395 сделок.
Несопоставим и масштаб. Сумма самого крупного заказа от всех трех вышеперечисленных ипостасей надзорного органа — 11,2 миллиона рублей.
Зато список исполнителей у надзорного ведомства более разнообразный. Среди них можно обнаружить как частных игроков, так и государственные предприятия, но последние превалируют.
Так, два главных заказа 2023 года, каждый на 11,2 миллиона рублей, достались ФГУП «Охрана» Росгвардии и его краевому филиалу — на оказание услуг постовой охраны для зданий прокуратуры в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Замыкает тройку «Капторстрой» — за капитальный ремонт здания прокуратуры Аяно-Майского района одна из старейших строительных компаний региона получила без малого десять миллионов рублей.
К слову, это не единственная крупная сделка прокуратуры с компанией Григория Торояна в 2023-м — примерно за ту же сумму «Капторстрой» произвел капитальный ремонт и здания прокуратуры Ульчского района, еще один контракт за 400 тысяч рублей подразумевает «завершающие и отделочные работы» в зданиях ведомства.
Интересно, что будучи одним из лидеров краевого рынка госзакупок в сфере строительства (по сумме контрактов, полученных с 2022 года, фирма уступает лишь «Военной строительной компании»), «Капторстрой» сотрудничает только с прокуратурой. Более того, три из пяти подрядов в 2023-м выполнены именно для этого ведомства.
В целом же в числе регулярных контрагентов ведомства в крае — стандартный набор компаний из сферы ЖКХ (ДЭК, ДГК) и связи («Ростелеком»). Энергетики и вовсе забрали четыре из десяти крупнейших заказов прокуратуры в 2023-м.
В 2024-м на крупные контракты ведомство пока не расщедрилось. Из интересного и не связанного с коммуналкой и связью — закупка театральных кресел на без малого 1,4 миллиона рублей у ООО «Азия Мьюзик Компани», которое делало кресла, например, для Русского драматического театра в Улан-Удэ. Очевидно, кресла в актовом зале или зале заседаний учреждения пришли в негодность.
Аскеты из СК
Следком — самое финансово сдержанное ведомство на краевом рынке госзакупок. В регионе ведомство представлено совместным с Еврейской автономной областью следственным управлением. За год на два региона приходится меньше 100 открытых торгов, а сумма самого крупного контракта управления едва превышает четыре миллиона рублей.
Мы добавили в выборку военное следственное управление СК РФ по Восточному военному округу и Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте, но это не сильно поменяло ситуацию. Контрактов стало в два с половиной раза больше, но ни один из них все еще не дотягивает и до пяти миллионов рублей.
4,7 миллиона — столько за оказание «прочие услуги по передаче данных по проводным телекоммуникационным сетям» в 26 отделах по всему Дальнему Востоку от ВСУ СК РФ получила московская компания «ЭР-Телеком Холдинг». Вторая по объему сделка — уже от краевого управления прокуратуры. На 4,3 миллиона рублей был закуплен бензин у все того же «ННК-Нефтепродукта» — масштабы этой сделки, конечно, несопоставимы с закупкой от МВД.
Дальше начинаются закупки уже дешевле трех миллионов, а интересных открытых сделок обнаружить не получается. Третье место дальневосточных подразделений в 2023-м весьма показательно — Военное следственное управление по Восточному округу закупило бумаги для офисной техники на 2,6 миллиона рублей у ООО «Канц Тендер».
Транспортное и военное управления почти выдавили краевой следком из первой десятки самых крупных закупок 2023-го. Если же говорить о крупнейших закупках самого управления по Хабаровскому краю и ЕАО, то среди основных поставщиков здесь намного больше небольших местных компаний, чем у других надзорных ведомств региона. Они обеспечивают следователей всем — от водителей (сделка с ООО «Проф-Центр» за 1,9 миллиона рублей) до печати материалов уголовных дел (ООО «Эффект+» получило за это чуть больше миллиона).
Хотя общие для всей «большой тройки» силовых структур края паттерны тоже наблюдаются — охраной объектов занимаются ведомственные структуры, а за бензин отвечает «ННК-Хабаровскнефтепродукт». За январь 2024 года следственное управление заключило уже 20 сделок, почти все — на поставку электричества, тепла и воды. Собственный рекорд 2023-го, кстати, уже перебили — АО «ДГК» получило контракт на 5,9 миллиона рублей.
Как бы то ни было, определенная закрытость этого рынка по мнению некоторых экспертов, продиктована объективными обстоятельствами. А контроль — непременно осуществляется, правда, при наличии соответствующего допуска.
«Правительство действует в пределах своих полномочий при утверждении тех или иных уровней секретности. Поэтому могу сказать, что они действовали в пределах своих полномочий. Что касается контроля, то все контрольные и надзорные ведомства имеют допуски секретности, поэтому это не является препятствием для контроля», — считает замглавы Комитета Госдумы по безопасности и борьбе с коррупцией Эрнест Валеев.