По итогам трех кварталов 2023 года инвесторы на 45,7% охотнее вкладывали деньги в основной капитал на территории Хабаровского края. Какие сферы и проекты стали наиболее привлекательными для бизнеса, ждать ли изменений в наступившем 2024 году — в материале «Дальневосточного обозрения».

В конце прошлого года Росстат опубликовал рейтинг, по данным которого Хабаровский край вошел в тройку наиболее активно наращивающих приток инвестиций в основной капитал предприятий регионов. В нем же указано, что за 9 месяцев 2023 года инвесторы вложили в проекты на нашей территории 252 миллиарда рублей — по данному показателю Хабаровский край все еще третий на Дальнем Востоке, но разрыв с соседями-конкурентами сокращается.

— По итогам 2023 года ожидаем объем инвестиций свыше 364 млрд рублей, — сообщил министр экономического развития Хабаровского края Виктор Калашников.

Перечень привлекательных для инвесторов сфер сюрпризом не стал: примерно треть денег вложили в добычу сырья, почти столько же — в логистику и прочие транспортные услуги. При этом около 70% от всех инвестиций пришлось на два крупных проекта — ГОК на Малмыжском месторождении и модернизация БАМа и Транссиба. Напомним, что запасы Малмыжского месторождения оцениваются в 2,4 миллиарда тонн руды. Запуск ГОКа, инвестиционный потенциал которого оценивается в 248 миллиардов рублей, сделает Хабаровский край крупнейшим центром добычи меди в стране.

Объем инвестиций в экономику Хабаровского края за 9 месяцев 2023 года — 252 млрд рублей

Темпы роста инвестиций — 145,7%

Прогнозируемый объем инвестиций за 12 месяцев 2023 года — 364 млрд рублей

Помимо перечисленных выше проектов отметились и другие. Например, частная Тихоокеанская железная дорога и комплекс по перевалке угля в порту Эльга. Тенденция закрепляется — помимо природных ресурсов инвесторы все чаще интересуются логистическим потенциалом региона. Вероятно, после открытия погранперехода на острове Большой Уссурийский, эта сфера станет еще более привлекательной для желающих вложить капитал.

Главные экономические ожидания года наступившего, анонсированные губернатором края, также связаны с перечисленными выше проектами.

— Основные события 2024-го – запуск Малмыжского ГОКа по производству медного концентрата, завершение второго этапа на Восточном полигоне РЖД. Для Тихоокеанской железной дороги и порта Эльга этот год тоже будет ударным, планируем принять в тестовом режиме первый балкер. Важно начать работы и по Амурскому металлургическому оловянному комбинату и строительство дороги к будущему пункту пропуска на острове Большой Уссурийский, — отметил Михаил Дегтярев.

Глава региона поставил задачу: Хабаровский край должен закрепить за собой статус лидера во всероссийском развороте на Восток. Также в этом году планируют довести до логического конца ряд проектов в сфере импортозамещения. Речь идет о тестировании и сертификации авиадвигателя ПД-8, который позволит собирать комсомольский SuperJet-100 из полностью отечественных деталей. Готовится к запуску и производственная площадка легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал». Нарастить планируют и масштабы производства беспилотников — для этого в Минвостокразвития подали заявку на поддержку трех региональных производителей в рамках ТОР «Патриотическая».

Использование особых экономических зон для привлечения инвестиций в экономику региона уже традиционная практика для Хабаровского края. Напомним, в 2023 году все ТОР региона были объединены в одну, а также было анонсировано создание международной ТОР на острове Большой Уссурийский. Сейчас в крае на специальных условиях работают 125 компаний с заявленным общим объемом инвестиций в 508,5 миллиарда рублей. Для удобства инвесторов разрабатываются новые стандарты и каналы взаимодействия с представителями власти. Например, в АПИРИ переработали стандарты инвестиционной декларации, что позволило сократить сроки по вводу объектов в эксплуатацию.

Также на инвестиционной карте РФ разместили информацию об инвестиционных показателях региона, доступным преференциальным режимам, доступным площадкам и мерам поддержки. Предприниматели могут получить ответы на все интересующие вопросы по принципу «одного окна».

В этом году планируют внедрить и еще один канал связи — ЦУР «Бизнес». Хабаровский край стал одним из 11 пилотных регионов для тиражирования этой системы обратной связи с инвесторами. Как предполагается, с ее помощью предприниматели смогут не только получать консультации, но и направлять свои предложения по улучшению делового климата. В том числе, влиять на разработку новых мер поддержки бизнеса и корректировку нормативно-правовых актов, оптимизацию регламентов, сообщать о существующих административных барьерах, требующих внимания представителей власти.

Помогут ли эти меры и в 2024-м году Хабаровскому краю показывать впечатляющие темпы инвестиционного магнетизма и сможет ли логистика стать основным инвестиционным профилем региона, покажет время.

Фото khabkrai.ru