Уже несколько лет производителям Хабаровского края помогают выходить на мировую арену: продвигать бренды на выставках и ярмарках, продвигаться на маркетплейсах и искать партнеров в других странах. Некоторым предприятиям и продуктам удалось впечатлить заграничную аудиторию. О том, где товары с маркером «Сделано в Хабаровском крае» сумели заслужить лояльность потребителей, в материале «Дальневосточного обозрения».

Накануне празднования китайского Нового года в провинции Ляонин, где расположен известный дальневосточникам курорт Далянь, пройдет фестиваль-ярмарка «Сделано в России». На ней помимо культурной и спортивной программ российские производители представят более тысячи своих товаров. В собранной Российским экспортным центром линейке будет пять брендов из Хабаровского края: «Омега ДВ», «Зайца», «Ветли Восток», «Балтика» и «Крайрыбакколхозсоюз». Китайские потребители смогут попробовать и приобрести 6 видов мороженого, рыбные консервы, выпечку и кондитерские изделия. Предполагается, что деликатесы из России будут востребованы как украшение праздничного стола и подарки для близких.

— Мы уверены, товары не только займут достойное место на праздничном новогоднем столе, но и покорят сердца китайских потребителей. Важное достоинство российской продукции — ее органическое происхождение и высокое качество, — отмечает директор Российского экспортного центра Вероника Никишина.

Отметим, что и вне фестиваля китайцы во многих городах могут приобрести товары в магазинах, объединенных брендом «Сделано в России», а к празднику на маркетплейсах планируют продвигать подарочные наборы, собранные из товаров, произведенных в различных регионах нашей страны. Но такое событие лишь частный случай продвижения продукции производителей из Хабаровского края за рубежом. В 2023 году представители региона при содействии Центра поддержки экспорта участвовали в 14 мероприятиях подобного рода.

Об эффективности мер, принимаемых краевым правительством, можно судить по докладу зампреда регионального правительства Марии Авиловой. Она рассказала, как решаются задачи нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». В частности, чиновник отметила, что доля несырьевого неэнергетического экспорта по итогам 9 месяцев 2023 года возросла.

Сейчас 71,4% доходов от экспорта Хабаровский край получает от продажи товаров. Этот показатель на 10,1% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее востребована продукция региона в Китае, Южной Корее, Объединенных Арабских Эмиратах, Казахстане и на Филиппинах. Но главными потребителями, ожидаемо, стали китайцы. Кстати, все та же представленная госпожой Авиловой статистика показывает, что торговый оборот Хабаровского края и КНР вырос на 15%.

При этом в региональном правительстве отмечают роль поездки губернатора Михаила Дегтярева в провинцию Хэйлунцзян в мае 2023 года, в ходе которой обсуждались приоритетные направления для сотрудничества.

В ходе того же визита обсуждался проект развития территории острова Большой Уссурийский, планы по открытию грузопассажирского погранперехода и создание международной ТОР. Сейчас в региональном правительстве работают с нынешними и потенциальными экспортерами и импортерами, чтобы спрогнозировать объем и характер планируемых к перевозке грузов.

За 3 квартала 2023 года удалось нарастить экспорт и по другим направлениям. Так, продукцию из Хабаровского края на 77,2% чаще стали покупать в Объединенных Арабских Эмиратах и на 14,5% — на Филиппинах. Также 33 экспортерам региона удалось заключить 58 контрактов с партнерами из Австралии, Армении, Грузии, Индии, Казахстана, Молдовы, Сингапура, Японии и других стран.

Расширять географию партнерства в Хабаровском крае пытаются и посредством развития индустрии развлечений. Так, компания «Мечталет» в конце 2023 года заключила контракты с Аргентиной и Мексикой.

— Только по демонстрации мультфильма «Спина к спине» (0+) можно говорить о масштабном вовлечении краевого экспорта в международное пространство. Уже сотни тысяч детей как минимум в 27 странах смотрят этот мультфильм, — отмечает Мария Авилова.

Ставку на наращивание экспорта в правительстве Хабаровского края делают и на еще одно направление — Беларусь. Так, на Дальневосточном форуме предпринимателей региональную столицу посетила делегация республики. Процесс налаживания контактов и выяснения взаимных интересов продолжился и после.

— Одним из наших основных партнеров остается Республика Беларусь, с которой мы в этом году значительно нарастили внешнеторговый оборот. На 2024 год запланирован визит Хабаровского края в Республику Беларусь вместе с краевой бизнес-делегацией. Об этом на встрече в рамках Дней Хабаровского края на выставке «Россия» договорились губернатор края Михаил Дегтярев и чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь в Российской Федерации Дмитрий Крутой, — рассказала Мария Авилова.

Показать себя производители Хабаровского края могут не только на выставках. Например, сейчас принимаются заявки на конкурс перспективных российских брендов «Знай наших», в рамках которых проекты с высокой локализацией производства оценят по таким параметрам как рост популярности и устойчивость развития. Победителям в 5 различных номинациях помогут в продвижении на маркетплейсах, предоставят грантовую поддержку и помощь в выходе на мировой рынок. Как сообщили в Минэкономразвития края, на данный момент на конкурс поступили заявки от 11 компаний Хабаровского края. Среди них производители кофе, мороженого и шоколада, бытовой химии, одежды, изделий ручной работы, IT и других направлений.

Фото khabkrai.ru и Ольги Цыкаревой.