Вместе с ценностью Дальнего Востока как нового центра российской внешней торговли, значительно возросла и важность дальневосточных филиалов крупнейших российских компаний. То, что раньше можно было воспринять в качестве ссылки для «успешных менеджеров» из центральной полосы или как потолок для местных специалистов, сегодня стало если не назначением мечты, то по крайней мере перспективным вариантом развития карьеры. Требуют от дальневосточных «консулов» теперь тоже явно большего. И неудивительно, что с начала 2022 года многие крупные компании России предпочли обновить свой кадровый состав на Дальнем Востоке. «Дальневосточное обозрение» разбирается, кто сегодня в крупнейших корпорациях страны отвечает за ДФО и Хабаровский край в частности.

Деньги и связи

«Ростелеком» на Дальнем Востоке имеет семь филиалов, включая хабаровский (хотя опорным для компании в макрорегионе является приморский). С апреля 2022 года отделением в Хабаровске официально руководит Алексей Раскол; помимо собственно Хабаровского края в его зону ответственности входят также Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ.

Алексею Расколу 46 лет, он закончил Дальневосточную государственную морскую академию (ныне Морской государственный университет) имени адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке по специальности «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» и квалификации «Радиоинженер».

Работу начал в ООО «Дженерал Телеком», затем перешел в ОАО «Дальсвязь» на должность советника генерального директора, а уже оттуда — в «Ростелеком». В марте 2011 года Раскол стал директором департамента закупок макрорегионального филиала «Дальний Восток» ПАО «Ростелеком», в августе 2016-го возглавил амурский филиал компании, а в ноябре 2021 года стал исполняющим обязанности директора хабаровского филиала, в апреле 2022 возглавив его официально.

С публичностью в новой должности у Алексея Раскола пока не все идеально, но в октябре 2023 он дал первое большое интервью, где продемонстрировал хорошую степень осведомленности о специфике региона и рассказал о масштабных планах своего филиала.

«Процесс строительства новых сетей достаточно дорогой и не легкий. Часто мы вынуждены использовать инфраструктуру, которая принадлежит другим организациям. Например, опоры энергетиков или муниципалитетов, коммуникации ТСЖ и управляющих компаний. Везде приходится договариваться. Также у нас сложные климатические условия и география. Но, несмотря на все это, у связистов задача одна — сделать счастливыми всех людей, обеспечив их интернетом, цифровыми услугами, а вместе с ними и совершенно новыми возможностями», — рассказал Алексей Раскол.

Управлением «Почты России» в дальневосточном макрорегионе с 2018 года руководит Максим Костин, сделавший карьеру в банковской сфере. С 2004 Костин работал в «Сбербанке» и к 2014 дорос до должности начальника управления продаж по Приморскому краю. Тогда же он перешел на работу в «ВТБ» (связей с его однофамильцем, председателем правления банка, впрочем, не обнаруживается), где сходу стал руководителем дирекции все по тому же Приморью.

В октябре 2018 года Максим Костин оставил банковскую сферу ради поста директора «Почты России» по Дальнему Востоку, который он занимает до сих пор. При 20-летнем стаже в крупнейших корпорациях страны его все еще можно назвать молодым руководителем — Костину лишь 41 год.

Согласно официальной биографии, управленец получил образование в Хабаровске, окончив здесь Государственную академию экономики и права по специальности «Финансы и кредит».

Открытым руководителем его назвать сложно — пресс-конференция по итогам 2020 года, в прямом эфире проведенная дальневосточными медиа, остается пиком публичной деятельности Костина на текущей должности. Время от времени он упоминается в контексте открытия новых почтовых отделений на Дальнем Востоке или награждения сотрудников в честь дня почтового работника, но не более того.

Еще меньше информации о руководстве управления федеральной почтовой связи непосредственно в Хабаровском крае. Согласно последним данным с сайта правительства региона, в общественный совет при министерстве цифрового развития и связи края на правах директора УФПС входит Григорий Журавель.

При этом еще в августе 2023 года он официально числился советником директора камчатского филиала «Почты России», а до этого как минимум с 2021 года возглавлял его сам. А еще раньше, в 2019, Григорий Журавель фигурировал в официальных документах на правах заместителя директора по информационным технологиям в УФПС Приморского края.

Во всех пунктах своего дальневосточного турне он берет пример с высшего руководства и вслед за Максимом Костиным дает интервью только по особым случаям. Особенно активен он был в 2020-2021 годах, когда даже выступал на телевидении с комментариями о ходе вакцинации в возглавляемом им тогда камчатском филиале почтового монополиста.

За работу «Сбербанка» в восьми регионах Дальнего Востока, включая Хабаровский край, отвечает его Дальневосточный банк. Интересно, что на перенос центра федерального округа во Владивосток в «Сбере» никак не отреагировали, оставив центральный офис в Хабаровске. Мелочь, что называется, а приятно.

Как и большинство корпораций, при выборе руководителей дальневосточного крыла «Сбербанк» сделал ставку не на местные кадры, а на выходцев из собственной структуры. Так, Андрей Черкашин работает в банке с 1994 года и до назначения на Дальний Восток в январе 2021 года занимал должность управляющего Владимирским отделением ВолгоВятского банка «Сбера».

Это не помешало ему быстро вникнуть в местную специфику и уже через десять месяцев после начала работы дать развернутое интервью изданию East Russia о специфике банковского дела на Дальнем Востоке. За это время он уже успел объездить почти весь федеральный округ, побывав в том числе в Южно-Сахалинске и на Чукотке.

«Если сравнить клиентов Сбера здесь, на Дальнем Востоке, с другими регионами, то они чаще берут кредиты, нежели, например, в центральной части России. Здесь многие клиенты берут ипотеку, потому что не до конца еще семьи решили свой жилищный вопрос. С точки зрения расходов, каких-то больших отличий нет – основная доля приходится на еду, продукты питания – это самая большая категория. Следом идут другие ежедневные потребности: это одежда и все, что с этим связано. Ну и часть денег, люди, безусловно, откладывают на будущее для реализации какихто крупных покупок», — пояснял Черкашин в ноябре 2021 года.

Руководит головным отделением банка по Хабаровскому краю с 2019 года Наталья Красулина, прежде занимавшая должность заместителя управляющего и курировавшая вопросы развития корпоративно-инвестиционного бизнеса. Красулина — тоже выходец из структур «Сбербанка», в которых она работает уже почти 20 лет. При этом ее можно назвать местным кадром — известно, что менеджер окончила Хабаровский университет экономики и права по специальности «Финансы и кредит».

Наталья Красулина — публичный руководитель, охотно взаимодействующий со СМИ и участвующий в пиар-активностях банка.

Генерация и сети

«Россети» в регионах ДФО представлены компанией «МЭС Востока». В оперативном подчинении филиала находятся четыре предприятия магистральных электросетей (ПМЭС) – Хабаровское, Амурское, Приморское и Якутское. Центральный офис при этом располагается в Хабаровске.

Гендиректор компании Алексей Мальцев родился в 1974 году и окончил Уральский государственный технический университет по специальности «Электроэнергетические сети и системы».

Свою карьеру также начал на Урале и за пять лет проделал путь от ученика электрослесаря в компании «Иртыш» (Тобольские электрические сети) до помощника генерального директора и заместителя директора Тобольского филиала ОАО «Тюменьэнергосбыт».

С 2004 по 2006 годы работал на управляющих должностях в еще двух компаниях, а затем попал в структуру «Россетей», где и работает до сих пор. В 2011 году Мальцев возглавил МЭС Западной Сибири, а в 2019-м впервые попал на Дальний Восток, и сразу в качестве гендиректора местного филиала.

Один из самых непубличных руководителей в этом обзоре, Алексей Мальцев не дает интервью, но изредка отмечается комментариями по поводу подключения объектов или других аспектов работы компании.

Ключевой актив «Русгидро» на Дальнем Востоке — «Дальневосточная генерирующая компания», которая обеспечивает электроэнергией Амурскую область, ЕАО, Приморье и Якутию. В Хабаровском крае «ДГК» является крупным энергетическим предприятием, здесь же расположена штаб-квартира компании.

Гендиректор — Константин Ильковский, в первую очередь известный как бывший губернатор Забайкальского края (с 2013 по 2016 годы). Однако этим его богатый управленческий опыт не исчерпывается. В качестве госслужащего он также успел поработать на посту первого заместителя министра промышленности и первого заместителя руководителя администрации президента родной для него Якутии.

С этой республикой связана и значительная часть его стажа в энергетике — с мая 2000 по сентябрь 2009 возглавлял ОАО АК «Якутскэнерго», в 2009 — 2010 годах — «Сахаэнерго», с 2010 и до назначения в Забайкалье — ООО «Якутское» (2010-2011).

Отставка с поста губернатора Забайкалья была связана со срывом сроков по расселению аварийного жилья, о чем Кремль сообщал официально. В 2022 Ильковский вернулся в энергетику. По итогам 2022 года ДГК стала самой убыточной компанией Дальнего Востока и возглавила соответствующий антирейтинг «Дальневосточного обозрения». В «Русгидро» это объясняли резким скачком цен на уголь.

В структуру «Русгидро» входит и «Дальневосточная распределительная сетевая компания». Головной офис ДРСК расположен в Благовещенске, но в Хабаровске работает филиал — АО «ДРСК «Хабаровские электрические сети»». Его с 2019 года возглавляет Николай Гусев, до этого руководивший отделением компании в Еврейской автономной области. Там же он сделал всю свою карьеру в энергетике, накопил более 30 лет стажа и даже был удостоен почетной грамоты губернатора ЕАО и благодарности министерства энергетики РФ.

Нефть и газ

У «Газпрома» в ДФО действуют два подразделения — АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» и ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток», отвечающие за транспортировку газа, обеспечение безопасной и бесперебойной эксплуатации систем газоснабжения, реализацию планов газификации ДФО и подключение к газу конкретных домохозяйств, а также за сбыт газа.

Обе компании работают под руководством общего генерального директора — Георгия Шперлинга. В руководстве «Газпрома» это связывают с необходимостью проведения на Дальнем Востоке единой технической и сбытовой политики.

Впрочем, для управленца это не первый опыт такого совмещения — в Челябинской области он до перевода в ДФО в 2013 году также занимал руководящие посты одновременно в ОАО «Челябинскгоргаз» и ОАО «Челябинскгазком».

Георгий Шперлинг родился в 1969 году в Челябинске, где с отличием окончил Челябинское высшее военное автомобильное инженерное училище. В энергетику попал далеко не сразу — с 1995 по 2003 год Шперлинг занимал пост директора ООО «ТД «Уральский птицевод»», а с 2003 года возглавлял ОГУП «Челябоблинвестстрой».

Один из немногих менеджеров в этом обзоре с опытом в политике — с декабря 2006 года по август 2008 года Георгий Шперлинг занимал пост заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. После ухода по собственному желанию вернулся в бизнес — и не прогадал, сделав карьеру в структурах «Газпрома».

«Роснефть» представлена в Хабаровском крае лишь «Комсомольским НПЗ» — свою сбытовую сеть в регионе, «РН-Нефтепродукт», компания продала весной 2022 года. В результате сделки около 100 заправок «Роснефти» в Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской, Амурской и Еврейской автономной областях отошли «УК Комакс» Константина Басюка, владеющего аэропортом Хабаровска.

В «Роснефти» тогда заявили, что фактически не имеют ресурсов на обслуживание сбытовой сети и развитие новых проектов на Дальнем Востоке.

«В ситуации, сложившейся на международном нефтяном рынке, вызванной усилением санкционного давления, невозможностью привлечения инвестиций и партнеров, отсутствием необходимых мер поддержки проекта ВНХК, компания приняла решение о сотрудничестве с «УК Комакс» — профессиональным региональным оператором, обладающим соответствующими компетенциями и устойчивыми связями на региональном топливном рынке, способным выполнить задачу оптимизации транспортно-логистических цепочек, снижения издержек и развития сбытовой сети «Востокнефтепродукт», — пояснили в компании «Интерфаксу».

Однако Комсомольский нефтеперерабатывающий завод продолжает свою работу. Его с октября 2022 года возглавляет Андрей Коденев, до этого работавший главным инженером на предприятии.

«Независимая нефтегазовая компания» тоже имеет НПЗ в Хабаровском крае, а также сбытовую компанию «ННК-Хабаровскнефтепродукт». Не имея единого дальневосточного представительства, компания, впрочем, делает большую ставку на макрорегион, имея отдельные сбытовые «дочки» почти в большинстве субъектах ДФО.

Хабаровской управляет исполнительный директор Дмитрий Ростиславов. Совет директоров «ННК-Хабаровскнефтепродукта» он возглавил в 2016 году. До 2021 года он руководил также компаний «ННК-Аэро», торговавшей авиационным бензином. Сегодня работает директором в еще двух дочерних предприятиях «ННК» — ООО «Петролеус-Инвест» и ООО «Нефтепродукт Трейд».

«Хабаровский НПЗ» Ростиславову, впрочем, не доверили — завод с октября 2022 года возглавляет генеральный директор Андрей Каленский. На этой должности он сменил Игоря Быстрова, перешедшего на работу на аналогичное предприятие в Комсомольске-на-Амуре.

Любопытная деталь: согласно ЕГРЮЛ, Быстров продержался во главе формально конкурирующего завода всего 16 дней — с 6 по 22 октября. Затем его сменил Андрей Коденев, уже фигурировавший в нашем обзоре и успешно занимающий свой пост до сих пор. Правда, и сам Быстров не затерялся, а вскоре всплыл уже в качестве вице-президента «Роснефти» по нефтепереработке и нефтехимии.

Транспорт и строители БАМа

Единственная крупная транспортная компания, имеющая дальневосточный филиал, вполне ожидаема — это «Российские железные дороги». В свете внезапно возросшей в феврале 2022-го значимости восточных границ России, возможно, это и самая важная для страны компания в этом обзоре.

Назначение Евгения Вейде начальником Дальневосточной железной дороги совпало с этими переменами в ее статусе — на должность он заступил почти ровно два года назад, 11 января 2022 года. Поприветствовали его все дальневосточные губернаторы, по территории регионов которых пролегает железная дорога, включая главу Хабаровского края Михаила Дегтярева. Редкое достижение в карьере даже для большинства менеджеров из нашего обзора.

Евгению Вейде 45 лет. Свою карьеру он начал в 2004 году по окончанию Сибирского государственного университета путей сообщения по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте». Менее чем за двадцать лет он прошел путь от сигналиста на станции Кемерово-Сортировочная Кузбасского отделения до первого заместителя начальника всей ЗападноСибирской железной дороги, а затем стал и начальником — на Дальнем Востоке.

Кредит доверия от председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова и коллег Вейде воспринял предельно серьезно.

«Хочу заверить и вас, и коллектив дороги, что приложу все силы, всю свою энергию и накопленный опыт, чтобы доверие оправдать. Намерен в кратчайшие сроки познакомиться с предприятиями дороги, людьми, почувствовать рабочий ритм ДВЖД. Опираясь на богатый опыт и традиции магистрали, совместно с коллективом дороги будут решены все поставленные перед нами задачи. Я уверен, что мы сделаем многое для развития как холдинга, так и регионов Дальнего Востока», прокомментировал начальник ДВЖД свое назначение.

Заместителем начальника железной дороги по территориальному управлению в Хабаровском регионе трудится Артем Багдасарян. Тоже, к слову, пример успешного карьериста в структуре РЖД — еще в 2015 году он упоминался в медиа лишь как начальник Могочинского центра организации работы железнодорожных станций.

Про Багдасаряна известно немного, зато он, в отличие от многих коллег по нашему обзору, до недавних пор активно вел страницу в ныне запрещенной в России соцсети. Там он делился интересами, в число которых входит хоккей (болеет замначальника ДВЖД по Хабаровскому краю, конечно же, за «Амур»), квадроциклы и путешествия.

Сопоставимых по масштабу с железнодорожниками транспортных гигантов и в Хабаровском крае, и в целом на Дальнем Востоке, пожалуй, не найдется, но нельзя не упомянуть «Бамстроймеханизацию» — генерального строительного подрядчика РЖД, занятого на столь актуальном сегодня расширении Восточного полигона железных дорог. Отдельного, пусть и не прямого, упоминания компания удостоилась даже в самом первом большом интервью Евгения Вейде на посту начальника ДВЖД.

«В своих строителях мы уверены. Модернизация Транссиба и БАМа — это масштабный и очень сложный процесс. Над реализацией трудятся множество строительных организаций, как в качестве генеральных подрядчиков, так и субподрядчиков. Они имеют многолетний опыт, на объектах трудятся квалифицированные инженеры и рабочие, используется современная техника. Всё это позволяет достойно справляться с поставленными задачами в соответствии с графиками работ даже с учётом строительства объектов в суровых условиях Дальнего Востока», — рассказывал Вейде в беседе с журналистом East Russia.

«Бамстроймеханизация» — дочернее предприятие холдинга ГК 1520, и для Хабаровского края его упоминание важно в контексте недавних событий. В начале декабря стало известно о решении руководства холдинга зарегистрировать «БСМ» в Хабаровском крае — таким образом компания сама по себе станет краевым филиалом одной из крупнейших российских компаний. По словам губернатора Михаила Дегтярева, ей уже подыскивают землю под штаб-квартиру.

Выгоды понятны — в первую очередь это существенная налоговая база, теперь надежно связанная с бюджетом Хабаровского края. Но с кем будем иметь дело? Управляющую компанию «БСМ» возглавляет Вусал Исмаилзадэ. Он тоже был на декабрьских переговорах с губернатором Дегтяревым, но многими медиа, освещавшими это событие, остался незамеченным. А зря — все-таки уже практически свой человек.

Между тем, еще в мае 2022 года он в качестве генерального директора азербайджанской компании Rail Trans Service заключал контракт с «Бамстроймеханизацией» о сотрудничестве в части модернизации БАМа. В частности, речь шла об участии азербайджанских специалистов в строительномонтажных работах на станциях Уктур, Аксака и Кенай с прилегающими перегонами.

И то ли сотрудничество оказалось чрезвычайно продуктивным, то ли сразу было «со звездочкой», но уже в августе того года Исмаилзадэ возглавил связанное с ГК 1520 Строительно-монтажное управление №5, а в мае 2023 года — саму «Бамстроймеханизацию». И еще не знал, что скоро будет трудиться в буквально дальневосточной компании…