Для тех, кто интересуется авиакосмической отраслью России, ее историей и достижениями, минувший 2023 год был годом 35-летия со дня первого (и единственного) орбитального беспилотного космического корабля многоразового использования “Буран”. «Буран» – орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках проекта “Буран-Энергия”, где первая часть относится к советскому челноку, а вторая к его ракете-носителю.

Какое отношение имело это событие (одно из многих в гонке вооружений и космической гонке Советского Союза и Соединенных Штатов Америки) к Хабаровскому краю? В «Дальневосточном обозрении» решили разобраться и начали с осени 1988 года.

Единственный полет советского самолета для космоса

15 ноября 1988 года с космодрома Байконур на ракете-носителе «Энергия» в свой единственный полет отправился корабль «Буран». В полностью автоматическом режиме он совершил два витка вокруг Земли и успешно приземлился спустя 205 минут. Ракета-носитель “Энергия” и корабль “Буран” были готовы к запуску еще 29 октября 1988 года. За минуту за окончания предстартового отсчета запуск тогда прервала автоматика – остановку вызвало то, что блок приборов платформы прицеливания не отошёл от ракеты.

Через 17 дней весь отсчет прошел по плану, но подвести могла погода – пришло штормовое предупреждение. Несмотря ни на что, корабль решили запустить.

Полет отслеживали шесть наземных станций, четыре научно-исследовательских судна и пять космических спутников, а посадку снимали с борта Ан-26 и Миг-25. “Энергия” начала свой путь на орбиту в 6:00 по московскому времени. Через 467 секунд после старта двигатели «Энергии» отключились, ещё через 15 – «Буран» отделился от нее и отправился в свободный полет.

Через три минуты он достиг апогея траектории и 67-секундным импульсом перешёл на орбиту в 251-263 км с наклонением 51,64°. Корабль повернулся к Солнцу днищем и за полтора витка произвел четыре сеанса связи с землей. В их ходе на борт передавались данные необходимые для полета и посадки, а обратно — телеметрия и телевизионный сигнал с установленной на месте пилота камеры.

В 8:20 над Тихим океаном “Буран” приготовился входу в атмосферу Земли.

Посадка прошла успешно, хотя и не обошлось без неожиданностей: после прохождения участка плазмообразования на высоте в 50 км «Буран» снова установил связь с землёй и получил данные о погоде над аэродромом (сильный ветер в 15 м/с с порывами до 20 м/с). В таких условиях бортовой компьютер принял решение о заходе на полосу с противоположной стороны.

Выполнив для этого резкий маневр, незадолго до посадки, корабль оказался над приемными станциями и был ими потерян, а пилот МиГа-25 Магомед Толбоев также потерял корабль в облаках. Вскоре корабль был снова обнаружен Толбоевым на высоте в 8 км заходящим на посадку. “Буран” коснулся взлётно-посадочной полосы аэродрома Байконура с отклонением всего в 9,4 метра вправо и с недолетом в 190 метров от расчетной точки касания. «Буран» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой космический корабль, который побывал на орбите без экипажа и успешно вернулся на Землю.

«Создание этой сложнейшей системы — констатация факта: Советский Союз совершил прорыв к технологиям, которые ранее считались уделом только Соединенных Штатов» (Газета «Советская Россия», 16 ноября 1988 года).

«После приземления «Буран» был окружен ликующими инженерами в меховых шапках, которые выстроились для группового портрета на фоне бело-черного корабля. «До этого момента,— сказал один из главных конструкторов Юрий Семенов, — у американского шаттла было только одно преимущество: он летал» (Ежедневная газета США «The New York Times», 16 ноября 1988 года).

Следующий запуск мог состояться в 1990 или 1991 году, но в 1991 году работы по проекту были приостановлены, а 25 мая 1993 года – полностью остановлены. К началу 1992 года на проект «Энергия-Буран» за 16 лет было потрачено 16,4 млрд советских рублей (более 2 трлн рублей при пересчета на российские рубли).

Проект многоразовой космической системы «Энергия-Буран» стал самой масштабной подобной программой в истории государства.

В процесс разработки и испытаний, занявший более десяти лет, было вовлечено 86 различных министерств и ведомств, а также около 1300 предприятий со всего СССР. В общей сложности над «Бураном» работали около 2,5 млн специалистов. Созданная в ходе разработок инфраструктура позволяла запускать по кораблю раз в две недели. В «Буране» также было применено 400 новых изобретений.

Корабль создавали по схеме планера — «Буран» с кабиной для 10 человек мог выводить на орбиту до 30 тонн и спускать обратно до 20 тонн груза — в полтора раза больше по сравнения с американским Space Shuttle (“космический челнок”). Одним из главных отличий советского аппарата стала система полностью автоматического управления, позволявшая осуществлять взлет, полет и посадку без какого-либо вмешательства человека.

В объединенную силовую установку «Бурана» входило два двигателя орбитального маневрирования, а также 46 агрегатов газодинамического управления. За работу и поддержку электроники отвечало более 50 различных бортовых систем с четырехкратным дублированием в случае выхода из строя. Совокупный объем программного обеспечения составлял около 100 Мб — фантастический показатель для тех времен.

Одним из главных вызовов для инженеров стало создание специальной защиты, которая бы позволила кораблю выходить с орбиты через плотные слои атмосферы на гиперзвуковых скоростях. Для этого разработали уникальную термозащиту, представлявшую собой сверхлегкие плитки из тонких кварцевых волокон со стекловидным покрытием, способные выдерживать температуры в диапазоне от минус 150 до плюс 1250 градусов Цельсия. Всего потребовалось свыше 38 000 гибких плиток, которые чешуей обволакивали «Буран», в точности повторяя контуры фюзеляжа и крыла.

В 2002 году единственный летавший в космос корабль серии (изделие 1.01 «Буран») был полностью уничтожен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на космодроме Байконур. Еще один почти готовый челнок (изделие 1.02 «Буря») выжил, но много лет находится на закрытой территории в монтажно-заправочном корпусе на Байконуре. Третий космоплан в начале 2010-х был доставлен на реставрацию в Жуковский, где и находится.

“Бурановский” след на карте Хабаровского края

В начале 20-х годов анонсировались планы по возрождению программы создания многоразового космического корабля, но пока об их реализации ничего не известно. Зато известно, что одним из звеньев цепочки всесоюзной кооперации по проекту “Буран-Энергия” был и Хабаровский край, а если быть точнее – авиастроительное производственное объединение имени Юрия Гагарина, тогда КнААПО, теперь КнААЗ.

Комсомольский авиазавод изготавливал и поставлял комплектующие для ОК (орбитальный комплекс) “Буран”. А на одном из этапов создания космоплана обсуждалась идея использования в его работе двигателей самолетов семейство Су – флагманы этой линейки боевых самолетов вплоть до Су-57 производятся на КнААЗе.

И тут есть еще одна интересная историческая перекличка – дипломная работа Юрия Алексеевича Гагарина в Военно-Воздушной академии имени Жуковского была посвящена идеям многоразовых космических кораблей. В 2019 году внук Юрия Гагарина Юрий Кондратчик возглавил Хабаровский аэропорт. И это еще не весь авиакосмический зигзаг истории – взлетно-посадочная полоса аэродрома Хабаровской воздушной гавани проектировалась с учетом возможности посадок космических кораблей многоразового пользования «Буран».

Однако это не единственный потенциальный “буранодром” в регионе. Эпитет потенциальный здесь употреблен не случайно. Официальных упоминаний аэродрома в районе станционного поселка Менгон в Амурском районе Хабаровского края в связи с инфраструктурной частью программы “Буран-Энергия” в открытом доступе нет. “Объект 7604” с монолитной взлетно-посадочной полосой строился для стратегической дальней авиации.

Официально помимо буранодрома (аэродром “Юбилейный”) на Байконуре было две ВВП, способных принимать советские челноки – в крымском Симферополе и в приморском Хороле. К началу запусков «Буранов» в Хороле располагался аэродром ТОФ, со стратегической бомбардировочной и разведывательной морской авиацией, достававшей отсюда аж до Филиппин. Этот аэродром и решено было расширить и модернизировать для приема космических «Буранов». Закипела работа по укладке капитальной взлетно-посадочной полосы длиной в 5 км и шириной 60 метров. Одновременно строилась и вся сопутствующая такому объекту инфраструктура: наземные и корабельные командно-измерительные комплексы для обеспечения полетов космических летательных аппаратов и спутников.

На аэродроме была установлена специальная система контроля за движением «Бурана» – «Вымпел» (такие же работали в Симферополе и на Байконуре). К моменту запуска космического корабля аэродром уже готов был принять «Буран» и стал одним из самых больших аэродромов СССР и мира. Испытания жизнеспособности нового объекта проводил летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР полковник Игорь Волк, первый штатный командир «Бурана» на летающей лаборатории на основе самолета Ил-62.

После проведения всего комплекса испытаний был составлен акт о полной готовности аэродрома к приему «Бурана». Также была опробована связь – командно-диспетчерский пункт позволял связываться даже с космической станцией «Мир». Готовы были курсовые и глиссадные маяки, дальние и ближние приводы, все аэродромное локационное оборудование («Ильмень», «Волхов»), светосистема «Свеча-3» и огни приближения, шесть выносных полностью автономных участка, два трассовых локатора ТРЛК-10К. Вновь построенный аэродром именовался позывным Цветной, а в историю космонавтики вошел под именем Восточного запасного аэродрома (космопорта).

К 15 ноября 1988 года подавляющая часть оборудования была уже включена.

Аэродром был готов принимать самые тяжелые на тот момент самолеты первого класса: стратегические бомбардировщики (Ту-95, Ту-160), самолеты противолодочной авиации (Ту–142), тяжелые транспортные (Ан-124, Ил-76, Ан-22) с полной загрузкой и крупные пассажирские (Ту-154, Ил-62, Ил-86, Ил-96), «Мрию» вместе с «Бураном». Однако в строй он так и не вступил.

Помимо трех космопортов для орбитальных космопланов предусматривались и резервные аэродромы-дублеры – с усиленными ВПП дальней стратегической авиации. Таким аэродромом и мог стать Менгон, он же – “Объект 7604”. Тут важно понимать еще одну деталь – посадка “Бурана” в Хороле могла потребовать захода через воздушное пространство Китая, который тогда не отличался нынешней “дружественностью” к своему соседу. Менгон в этом отношении позволял избежать пролета над китайской территорией.

Изыскания для проектирования аэродрома первого класса для дальней стратегической авиации с мощной монолитной взлётно-посадочной полосой длиной 3300 метров и нескольких воинских частей с гарнизоном начал на рубеже 60-70-х годов прошлого века Хабаровский филиал ЦПИ-20. В конце 1970-х годов на аэродроме Хороль на базе 304-го гвардейского отдельного авиационного полка дальней разведки был сформирован 310-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия, вооруженный различными модификациями самолетов Ту-142. Позже был передислоцирован на аэродром Каменный ручей в Монгохто (Ванинский район Хабаровского края).

Стройка в Менгоне началась в конце 1980-х. Тогда же началось строительство стояночных мест и небольшая модернизация на аэродроме в Монгохто для приема новых дальних сверхзвуковых стратегических ракетоносцев Ту-160. Их позже планировали передислоцировать на строящийся специально под “стратегов” аэродром в Менгоне. По состоянию на 2021 год население пристанционного поселка составляло 12 человек.

Строительство аэродрома велось с 1983 по 1991 год, технология монолитного бетонирования требовала плюсовых температур воздуха. Основная ВПП с размерами 3300 х 50 метров изготовлена монолитным методом. Магистральная рулежная дорожка (1650 х 18 метров), соединительная рулежная дорожка (220 х 16 метров) и место стоянки (500 х 78 метров) были покрыты бетонными плитами. Плитами была выложена дорога от железнодорожной станции Менгон до аэродрома. К концу 1990-х российское правительство передало аэродром из собственности Минобороны в собственность Хабаровского края вместе со всей инфраструктурой.

«На сегодня программа орбитального корабля «Буран», по существу, закрыта, но мне ситуация представляется в виде печально известного в годы репрессий заключения об исчезновении арестованного: «Убит при попытке к бегству». Отсутствует решение о прекращении работ… Вместо этого медленное удушение в форме прекращения финансирования. В условиях развала экономики страны, военно-промышленного комплекса, политической нестабильности рассчитывать на улучшение дел в области космоса не приходится» (из мемуаров Владимира Гудилина «Взлет и посадка «Бурана»»).

Фото buran.ru