В истории освоения Большого Уссурийского — новая глава. 7 ноября Кремль опубликовал перечень поручений президента Владимира Путина по развитию Дальнего Востока, и одно из них коснулось создания на острове пункта пропуска с Китаем. Теперь Хабаровский край максимально приблизился к осуществлению проекта, но радоваться пока рано.

Новая надежда

В первую очередь стоит понимать, что принципиального решения о строительства погранпункта на Большом Уссурийском острове Путин не принимал. Задача — «рассмотреть вопросы о строительстве» и отчитаться до 15 марта 2024 года.

Ответственными за ее выполнение назначены полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев и почему-то глава Забайкалья Александр Осипов. Участие в проекте последнего, вероятно, как-то связано с забайкальским островом Аргунь, который был передан Китаю вместе с половиной Большого Уссурийского и островом Тарабаров.

«Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Забайкальского и Хабаровского краев рассмотреть вопросы: …о строительстве в 2025–2026 годах автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Большой Уссурийский в Хабаровском крае»

— дословно говорится в поручении президента от 7 ноября.

Тем не менее, официальное решение главы государства по проекту даже в такой абстрактной форме — большой прорыв для Хабаровского края, где разговорам о погранпункте на Большом Уссурийском скоро исполнится двадцать лет — решение о разделе острова с Китаем было принято еще в далеком 2004-м году. И если дело вновь не застрянет на этапе обещаний и поручений, то есть шанс, что переход успеют достроить к другому юбилею — в 2028-м стукнет ровно два десятилетия с тех пор, как остров официально поделили.

Пока главным оптимистом по будущему проекта остается полпред Трутнев. Его поручение президента застало как раз в Хабаровске, где он проводил заседание совета глав ДФО. Вопрос строительства погранперехода и сопутствующей инфраструктуры обсудили со всеми причастными уже 10 ноября.

«Сегодня мы по сути дела провели первое общее совещание, посвященное выработке единой позиции. Я очень надеюсь, что Владимир Владимирович поддержит эти предложения. Если он их поддержит, то, скажу честно, у нас есть некоторая «домашняя заготовка» с Алексеем Олеговичем [Чекунковым], чтобы собрать финансирование этого проекта. Я думаю, что мы с этим справимся, чтобы в течение предстоящего 2024 года полным ходом шло, а лучше было осуществлено проектирование, и с 2025 года начинать строительство»

– заявил Трутнев журналистам.

Глава Минвостокразвития на том же брифинге добавил, что планируемый объем грузов в первый год работы пункта пропуска — 700 тысяч тонн, а ожидаемый поток пассажиров — 700 тысяч человек. К 2030 году эти цифры должны вырасти вдвое.

Для развития Большого Уссурийского по обе стороны от границы власти даже готовы договориться с Китаем о создании одной из первых в России международных территорий опережающего развития (ТОР). Пока такой экономический режим не предусмотрен даже законом, но Алексей Чекунков обещает, что «в ближайшее время» проект внесут в Госдуму.

Любопытно, что еще до поручения президента губернатор Михаил Дегтярев объявил о проектировании дороги к будущему погранпереходу. Тогда еще не шло речи о «консолидированной позиции» по вопросу строительства, про которую на брифинге 10 ноября объявил полпред Трутнев.

«Край в инициативном порядке запроектировал дорогу. Не хватает 4 км. Начинаем строительство весной. И по плану завершим в 2026 году. Также сооружаем на Хабаровском судостроительном заводе земснаряд, который будет участвовать в строительстве»

— рассказывал Михаил Дегтярев на Восточном экономическом форуме 11 сентября 2023 года.
Тогда же он сообщил и о втором инвесторе, который планирует построить «туристическую инфраструктуру» на российской части острова. И называл еще более амбициозную цифру по туристам — миллион человек уже со второго года работы пункта пропуска.

Тезисно ситуация со строительством погранперехода на острове Большой Уссурийский к ноябрю 2023 года следующая: дорогу до пункта пропуска должны начать строить в марте 2024-го, тогда же планируется защитить проект погранперехода перед Владимиром Путиным, запроектировать еще к 2025-му и закончить к 2026-му. На бумаге все предельно впечатляюще.

Остров невезения

А на деле относиться к этим срокам стоит как минимум с осторожностью. В том же выступлении на ВЭФ Михаил Дегтярев признавал, что с 2013 года было подготовлено уже четыре разных концепции развития Большого Уссурийского, но ни одна из них не была реализована. Получается, нынешняя попытка покорить остров будет уже пятой.

При этом о «целесообразности создания на острове совместной торговой зоны» губернатор Виктор Ишаев говорил еще в 2008 году. Три года спустя он, уже как полпред президента в ДФО, раскритикует своего сменщика в Хабаровском крае Вячеслава Шпорта за нерасторопность в строительстве моста, который связал бы Большой Уссурийский со столицей региона.

Ишаева не устроило, что китайцы уже вовсю застраивают свою половину, а на отечественной стороне, что называется, конь не валялся. Тогда же он намекнул, что если так пойдет и дальше, то Россия может потерять весь остров.

«Досадно, что те позиции, которые завоевывались годами, чтобы на острове было равноправное и взаимовыгодное партнерство двух государств, могут быть потеряны»

— говорил экс-губернатор и полпред.

Интересно, что еще в 2010 году Ишаев критиковал идею строительства моста и называл «смешной» и «непрофессиональной» идею о том, что появление инфраструктуры приведет к экономическому росту края.

«Они (Китай — прим. авт.) строят мост, чтобы остров у Хабаровска использовать как транзит, и подталкивают российскую сторону к строительству моста. Что мы будем возить по этому мосту? Нам возить нечего. Стоит ли нам быть просто транзитной территорией? Я думаю, что этого не надо делать»,- говорил Ишаев.

Тогда политологи объясняли смену настроений полпреда конфликтом с преемником на посту хабаровского губернатора. Тот, в свою очередь, активно продвигал концепцию всестороннего развития острова, в которой сначала возникли погранпереход и гидрозащитные сооружения — проблему подтопляемости Большого Уссурийского, к слову, не удалось решить до сих пор.
В 2014-м Шпорт впервые предложил создать на острове ТОР и ввести безвизовый режим. В разное время предлагались строительство ипподрома, аквапарка и торгового центра.
Весь этот «Диснейленд» упирался в две фундаментальные проблемы — нехватку финансирования и бюрократию. В 2016 году край просил у федерального центра 37 миллиардов рублей, которыми бюджет попросту не располагал. При этом сразу несколько федеральных ведомств наотрез отказывались от идеи грузопассажирского погранперехода из-за подтопляемости острова. Последнюю проблему можно было бы решить берегоукреплением, но все снова упиралось в нехватку финансов.

Замкнутый круг не удалось разорвать и губернатору Сергею Фургалу. В 2019 году он тоже предлагал включить остров в ТОР, а вместо создания индустрии развлечений хотел возродить на Большом Уссурийском колхоз «Заря». Все это, как и прежде, так и осталось на уровне идей. «Мост Шпорта» за 4,5 миллиарда рублей продолжал упираться в пустой и заброшенный остров.
В феврале 2021 года с предложением о возвращении к строительству погранперехода к президенту обратился уже губернатор Михаил Дегтярев. Тот идею поддержал, но попросил подготовить проект. Которого нет до сих пор, но появились хоть какие-то официальные сроки. В очередной раз «сверять часы» по проекту можно будет уже 15 марта 2024 года, гласит поручение президента от 7 ноября.

Как достать соседа

Китайцы, между тем, давно уже готовы к открытию пункта пропуска. В 2015 году посол страны в Хабаровске Су Фанцю рассказывал, что власти России не отвечают на официальный запрос КНР о строительстве погранперехода. И пока хабаровские губернаторы боролись с федеральным центром и друг с другом, Поднебесная активно застраивала свою половину.

Уже в 2014-м году на китайской стороне появилась 81-метровая пагода, парк водно-болотных угодий с плантациями лотосов, затем — ботанический сад и зоопарк.

В 2023-м в Китае сообщали о том, что их сторону Большого Уссурийского за первые полгода посетили 800 тысяч человек.

В августе 2023 года случился скандал — власти КНР выпустили карты, на которых уже весь остров был отмечен как территория Китая. Но российский МИД воздержался от официальных претензий к соседу, а те, в свою очередь, не стали приносить извинений.

Так история внезапно рассудила хабаровских губернаторов, и слова Виктора Ишаева кажутся пророческими — и про мост, неспособный изменить экономическую ситуацию в регионе, и про потерю равенства между Россией и Китаем на Большом Уссурийском.

К 2023 году диспозиция на российской стороне острова остается прежней — Дегтяреву и Трутневу предстоит убедить федеральный центр в в строительстве именно грузопассажирского перехода, значение которого для дальневосточной экономики в контексте западных санкций и «разворота на восток» возросло еще больше — одними туристами сыт не будешь.
На этот раз, впрочем, губернатор и полпред действуют в единой связке, а поручение президента дает надежду на хэппи-энд в Большой Уссурийской саге. В очередной раз.

Алексей Петров