В условиях жесткого регулирования рынка госзакупок перед предпринимателями внезапно приоткрылась перспективная ниша — контракты на поставку продуктов в государственные учреждения и организацию в них горячего питания. Пока федеральные власти до отрасли еще не добрались, зато уже успели подбросить в нее денег. Хабаровского края этот тренд тоже коснулся — на бывшем безрыбье проглядываются признаки прорастания нового конкурентного рынка, первые игроки которого только за январь 2024-го успели заработать как за почти весь 2023-й. Что происходит на рынке и за счет чего богатеют его игроки* — в материале «Дальневосточного обозрения».

Идеальный шторм

Сфера госзакупок, связанная с поставками продуктов и организацией питания в государственных учреждениях — возможно, одна из самых перспективных для поставщиков прямо сейчас. За последние несколько лет федеральные власти серьезно «залили» ее деньгами — введение бесплатного питания для всех школьников с первого по четвертый классы привело к появлению у учреждений дополнительных средств на эти цели.

Так, в краевом бюджете на 2021 год заложили 690 миллионов рублей на все муниципалитеты, на 2022-й — уже 975 миллионов. В 2023 году на питание учащихся начальных классов, согласно последней версии бюджета, потратили 918 миллионов, на 2024-й заложили 947,6 миллиона.

Затем с подачи государства и вовсе появилась новая категория школьников, получившая право на бесплатное питание — дети участников спецоперации, в том числе погибших. Это решение федеральный центр отдал на откуп регионам, но в большинстве из них долго не раздумывали.Так, в соответствующий закон Хабаровского края новую категорию льготников добавили еще в декабре 2022 года.

Новая категория льготников пока небольшая, но нюанс в том, что все контакты предусматривают двух-трехразовое питание детей. Соответственно и привычные цифры контрактов увеличиваются в два-три раза, так как стандартные предусматривают один прием пищи раз в смену.

По всей видимости, эти расходы учтены в бюджете вместе с субсидиями других категорий детей-льготников (кроме младшеклассников). Всего «субсидии муниципалитетам на софинансирование расходных обязательств по обеспечению организации питания» обошлись региону в 2023 году в 203 миллиона рублей.

Интересно, что сначала прогнозировались куда меньшие расходы — чуть больше 122 миллионов рублей. В 2024 году они подскочили уже до 287 миллионов и продолжат расти, следует из прогнозов бюджета.

При этом сфера питания в госучреждениях вопреки стереотипам остается слабо зарегулированной — причём как в части конкретных критериев к самим блюдам, так и в плане бюрократии. Типовые условия для контрактов на оказание школьного питания, например, в кабмине после долгого перерыва обновили только в марте 2023 года — но и они не унифицировали сферу полностью.

В то же время постановление правительства не учло больницы и другие учреждения, где предусмотрено регулярное горячее питание. О введении единого стандарта горячего питания в школах при этом активно говорят, а в тех же медучреждениях — нет.

«Регулярно провожу мониторинг школ и заметила такую несправедливость: из-за отсутствия единого федерального стандарта некоторые школьники буквально остаются голодными. Им дают некачественную и невкусную еду, от которой они вынуждены отказываться», — жаловалась первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова «Известиям» (18+) в августе 2023-го.

Как устроено бесплатное питание в школах Хабаровска

60% всех школьников краевой столицы питаются бесплатно — это все учащиеся начальной школы, дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети, оставшиеся сиротами, дети-инвалиды, а также учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. В декабре 2022 года к ним добавились дети, покинувшие территорию Украины и дети участников спецоперации. С октября 2022 года на завтрак каждого младшеклассника из бюджета выделяется 80 рублей, на полдник — 70, на обед — 120. За завтрак или обед старшеклассника родители платят 102 или 120 рублей соответственно.

Общие места — необходимость соответствия ГОСТам, фактический запрет на закупки иностранных продуктов, ограничение демпинга (любое снижение начальной цены контракта более чем на 25% придется обосновать, подтвердив наличие продуктов и их качество) и ценз для поставщиков — до закупок на сумму контракта свыше 500 тысяч рублей в этой сфере допустят только с трехлетним опытом поставок продуктов в госучреждения.

Это сдерживает конкуренцию, не давая новичкам выходить на большие объемы, но отсутствие единых стандартов позволяет легко обходить это ограничение — например, у большинства школ Хабаровского края почти нет закупок на крупные суммы. Закупая продукты, они предпочитают дробить лоты, что делает торги доступными почти для кого угодно.

Еще одна тонкость — учреждения могут готовить самостоятельно, а могут прибегнуть к услугам операторов питания. В силу отсутствия единства все решает рынок — от региона к региону ситуация может кардинально различаться в зависимости от стоимости продуктов, наличия на рынке компаний-операторов и других факторов. В итоге в некоторых других регионах операторы превалируют, а вот в Хабаровском крае почти все готовят сами.

Относительная свобода в обычно наглухо зарегулированной сфере госзакупок делает ситуацию с питанием весьма интересной. Легкий вход, низкая конкуренция, избыток денег.

«Средств достаточно. Ни в 2020-м, ни 2021 году школы не смогли потратить суммы, выделенные на горячее питание. Около 10% возвращено в бюджет. По нашим данным, в 2022 году ситуация критически не изменилась», — говорил «Известиям» в конце 2022-го руководитель Бюро расследований «Народного фронта» Валерий Алексеев.

Говядина для психдиспансера, курица для ФСБ

Несмотря на внимание властей в первую очередь к школам, в Хабаровском крае наиболее крупные заказы на поставки продуктов делают медицинские учреждения. Так, краевая клиническая психиатрическая больница имени профессора Галанта одной только замороженной говядины в 2023 году закупила на 17 миллионов — двумя разными лотами, но оба аукциона, в июне и декабря, выиграл один и тот же поставщик — ООО «Клевер».

Эта компания специализируется на госзакупках — только в 2023-м фирма непубличной предпринимательницы Светланы Клепиковой получила 213 контрактов, все — на поставку продуктов. Так, замороженной говядиной от «Клевера» накормили также пациентов городской клинической больницы имени профессора Войно-Яснецкого, краевой клинической больницы им. профессора Сергеева, краевого клинического центра онкологии и других учреждений края. Сумма всех контрактов — от шести миллионов рублей в зависимости от объемов.

На рынке «Клевер» с 2013 года. Доход постоянно растет, достигнув в 2022 году рекордных 217 миллионов рублей выручки и 14,3 миллиона чистой прибыли. За все время компания получила более тысячи госконктрактов на общую сумму свыше 800 миллионов рублей. Говядиной и системой здравоохранения интересы фирмы не ограничиваются — замечен «Клевер» например, и в поставках свеклы для нужд УФСИН по краю.

Но фокус — на больницах, причем не только хабаровских. Компания выигрывает аналогичные контракты и в других регионах Дальнего Востока, включая Еврейскую автономную и Сахалинскую области. Опыт позволяет в большинстве случаев избегать проблем, однако в 2020 «Клевер» поругался с ФСБ из-за поставки службе тонны цыплят-бройлеров, среди которых нашли некачественные образцы. Из-за этого компанию оштрафовали на 700 тысяч рублей, правда, потом сумму взыскания удалось сократить вдвое.

Не обошлось на рынке продуктовых госзакупок края и без федералов. В числе исполнителей по крупнейшим контрактам 2023-го в сфере можно, в частности, обнаружить «Родстор Групп» — дальневосточную дочку крупного холдинга «Новабев Групп» (бывшая «Белуга», один из лидеров алкогольного рынка России).

Компания специализируется на производстве и оптовых продажах продуктов питания — в основном «молочки» (бренды «Родимая сторонка» и «Сельские мотивы»). Госзакупки — одно из направлений деятельности, но не главное — за 2023-й компания выступила исполнителем по 65 контрактам в Хабаровском крае, что скромно в сравнении с тем же «Клевером», но все еще внушительно по меркам региона.

В активе «Родстора» — крупные поставки молока в больницы края (например, на семь миллионов комсомольскую городскую больницу им. Шевчук и на четыре миллиона в психиатрическую больницу им. Галанта). Доходы с этих тендеров тонут в общем обороте компании за 2022 год, который превысил пять миллиардов рублей, но пока не сильно помогают ей зарабатывать — чистая прибыль составила всего 2,4 миллиона.

Среди лидеров как по сумме контрактов на поставку продуктов питания в госучреждения края, так и по их количеству, можно отметить ООО «Гермес». Зарегистрированная в Амурской области компания предпринимателя Андрея Миргянова с начала 2023 года взялась за 1200 таких поставок, из них почти 500 пришлось на Хабаровский край. В активе — контракт на 5,5 миллиона с детским садом «Мозаика» в Тополево (и еще один, почти на семь миллионов, уже в 2024-м). Бакалею на 4,5 миллиона фирма также поставит школе им. майора Филиппова в Таежном, а также почти на ту же сумму в МБОУ СОШ №2 в Некрасовке.

Это редкий случай крупных школьных поставок в крае. Чаще всего школы региона предпочитают дробить поставки, сотрудничая, таким образом, с разными поставщиками по каждой из позиции. «Гермес» поставляет все: от масла до круп. Опыт работы позволяет компании легко преодолевать 500-тысячный ценз и получать крупные контракты. Показательно, что почти все они достаются фирме без конкурса, так как конкурентов чаще всего просто не находится. За 2022 год компания зафиксировала 196,7 миллионов рублей оборота и 7,6 миллиона чистой прибыли.

Активно снабжает дошкольные учреждения продуктами питания и ООО «Эколюкс», получившее крупные контракты на 3-4 миллионов рублей от детских садов в Восточном, школы в Некрасовке и ряда учреждений здравоохранения. С начала 2023-го фирма предпринимателя Илхама Азимова получила право на 52 таких поставки. Выручка «Эколюкса» за 2022 год — 55,8 миллиона рублей, чистая прибыль — меньше 500 тысяч.

Операторы питания

Куда все интереснее у операторов школьного питания, которых намного меньше, чем поставщиков продуктов, зато обороты у них совсем другого порядка.

Компания предпринимательницы Юлианы Дымовой «Контакт» в основном получала контракты на организацию питания для детей из малоимущих и многодетных семей, учеников с ограниченными возможностями здоровья и обычных учащихся начальной школы. Теперь «Контакт» переключился и на обеспечение горячими обедами беженцев из Украины и детей участников СВО.

В 2023 году дела оператора пошли в гору. Из 19 контрактов досрочно были прекращены лишь четыре, а остальные стали значительно крупнее того, на что «Контакт» мог рассчитывать раньше.

Самый крупный контракт компании за год — 19,5 миллиона рублей за организацию трехразового питания для детей участников спецоперации из Волочаевского лицея; от этого же учреждения подрядчик получил еще один аналогичный подряд, на без малого 11,7 миллиона рублей. От школ №32 и №30 в Хабаровске «Контакт» получил по 9,1 миллиона рублей, от школы №38 — 8,7 миллиона, от школы №43 — 7,4 миллиона, от гимназии №2 — 7,2 миллиона.

Всего из бюджета на счета «Контакта» в 2023 году поступило 57 миллионов рублей. Судя по всему, выручка в 145 миллионов рублей будет легко перебита по итогам 2023-го. 2024-й обещает быть для фирмы еще краше — он для Юлианы Дымовой и ко начался сразу с 11 контрактов в общей сложности на 85 миллионов рублей.

В инстаграме (продукт транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc., в отношении которой судом принято решение о запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») есть только одна Юлиана Дымова. Судя по наполнению профиля, большую часть времени возможная предпринимательница проводит в Москве, но в архиве имеется много фотографий из Хабаровска (в том числе о покупке новенького «Лексуса» из салона). Аккаунт ведется активно — так, летом 2023-го Юлиана делилась кадрами своего отдыха на премиальном турецком курорте NG Phaselis Bay. Ночь в самом простом номере этого отеля обойдется гостям примерно в тысячу евро. Однако доподлинно утверждать, что это именно руководитель «Контакта», конечно, нельзя.

Топ-5 контрактов на поставку продуктов и организацию питания в Хабаровском крае в 2023 году

  • «Деал Строй», поставка замороженной говядины в УФСИН по Хабаровскому краю — 11,7 млн
  • ЗАО «Контакт», двухразовое питание для детей участников СВО в Волочаевском лицее — 11,6 млн
  • ООО «Клевер», поставка замороженной говядины в краевую психиатрическую больницу — 9,3 млн

Впрочем, у «Контакта» есть и конкуренты. Так, АО «Комбинат питания» с начала 2023 года получил 17 контрактов, досрочно прекращено из них пять. Крупными лотами организацию обеспечили хабаровская школа №49 им. героев-даманцев (двухразовое питание в течение четырех месяцев за 8,7 миллиона рублей), школа №68 (питание для разных категорий льготников за 7,7 миллиона на тот же срок) и школа №70 и №62 (контракты, по сумме и срокам аналогичные с предыдущим).

2024-й начался для компании еще лучше. До конца августа «Комбинат» законтрактовался с школой №49 им. героев-даманцев за 13 миллионов рублей, со школой №24 им. Дмитрия Желудкова — на 11,5 миллиона, со школой №62 — на 11,1 миллиона.

Финансовая ситуация «Комбината питания» последовательно улучшается — выручка с 2020 года выросла к 2022-му с 95,9 миллиона рублей до 207,4 миллиона, чистая прибыль достигла 16,7 миллиона. Ударное начало 2024-го открывает предприятию хорошие перспективы — как и «Контакту», векторы развития двух операторов весьма похожи.

Кстати, обе компании не мешают друг другу получать нужные контракты. «Комбинат» и «Контакт» практически не встречаются на электронных аукционах.

Впрочем, есть на этом рынке и другие игроки, поменьше. Так, ООО «Инновации ДВ» получило 5,2 миллиона рублей за организацию питания школьников до 12 лет в хабаровской школе №9 в 2023 году и еще 8,2 миллиона уже по новому контракту в 2024-м.

На этой же ниве зарабатывает индивидуальный предприниматель Татьяна Хвостова. Для нее начало 2024 года тоже выдалось весьма успешным — только за январь она получила несколько контрактов в общей сложности на 60 миллионов рублей, тогда как за весь 2023-й вышло около 12.

За прошедший год специфический рынок таким образом претерпел изменения. Например, образовательные учреждения начали объединять закупки, внося в один контракт сразу несколько категорий детей-льготников. Это только повышает их стоимость и приводит к росту доходов немногочисленных операторов на краевом рынке.

Вполне возможно, что всплеск доходов последних приведет к росту конкуренции — например, за счет переквалификации отдельных поставщиков продуктов, которым теперь оставили только больницы.

*В материале использована информация системы Госзакупок и публичных баз данных предпринимателей и юридических лиц.