На прошлой неделе опять подорожали билеты в общественном транспорте — средний тариф увеличился на 2 рубля. Будем справедливы, не везде: стоимость проезда подняли лишь 17 из 73 маршрутов — даже меньше четверти. Зато сразу на 5 целковых. Но теперь на их фоне еще выгодней отличаются трамваи, троллейбусы и «единички». В них на сто рублей можно проехать аж три раза, а в подорожавших всего два. В 180-м, помню, пыталась негромко возмутиться, когда мне насыпали столько сдачи с полтинника, что она получилась больше, чем плата. Думала, просчитался водитель, но, оказалось, на маршруте предусмотрены скидки для катающихся только по улице Ленина. Мелочь, а приятно. На общем-то фоне.
Кстати, об обобщениях. Все лето спорили о том, не сделать ли нам красиво, не покрасить ли все автобусы в цвет не растущих в крае мандаринов. Мне кажется или уже было такое время, когда все автобусы в городе были желтыми, троллейбусы сине-белыми, а трамваи ходили в красных юбках? От этого перемещаться из одной точки в другую было значительно проще?
На самом деле однообразие цвета общественного транспорта — фишка, из которой можно сделать достопримечательность. Красные автобусы Лондона и желтые такси Нью-Йорка – брэнды, известные во всем мире. В Праге общественный транспорт раскрашен в цвета государственного флага, во французском Монпелье местные художники предложили разный дизайн для разных линий. В Москве, писали, появились автобусы под гжель и хохлому, а пару лет назад по нескольким маршрутам Санкт-Петербурга побежали лазурные «бусики». Стильненько? А то. У нас же, в краевой столице, зоопарк, а не общественный транспорт.
И вот весной, в момент внесения изменений в порядок проведения конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам, в недрах мэрии, родилась замечательная идея: давать аж 5 баллов тем компаниям, чей транспорт покрашен в «RAL 2009 Транспортный оранжевый». То есть, если тебе достался автобус нужного цвета, ты — счастливчик, ибо перекраска под стандарт одного средства, подсчитывали специалисты, обойдется в 250 000 рубликов. Но захочешь выиграть конкурс — еще не так раскорячишься.
Тут въедливый хабаровчанин стал бы подозревать неладное. Мол, кто-то в городе закупил краску и теперь хочет быть уверенным в ее реализации. Или что таким образом убирают с выгодных маршрутов конкурентов. Вот почему так совпало, что компания «Пять звезд» закупила в Китае именно комфортабельные «мандаринки»? Десять из них в начале ноября уже прибыли в Хабаровск, еще 20 появятся в 2024-м. Или… Оставим читателям право придумать свою версию. Все равно не угадаете.
Официальная версия была куда проще. «Единый цвет транспорта обеспечивает дополнительную безопасность пассажиров – если он выделяется в потоке, другие участники дорожного движения стараются быть осторожнее», — обосновывалось в нормативном документе. Спорный в нашем городе факт, не находите? А такое вам как: единый цвет «также помогает пассажирам заметить автобус издалека и ускорить шаг к остановке». Честно? Я и зелененький автобус неплохо в потоке различаю, и к красненькому бегу. Гораздо обиднее, когда прибежал, а номер маршрута другой. Мне в этом плане французская идея очень даже нравится – весело, рационально и со вкусом. Но кто б спрашивал.
Хотя я не права. Оказывается, спрашивали. По мастер-плану развития Хабаровска «за 2024-2026 годы будут обновлены почти 200 автобусов», — напоминал в октябре губернатор Михаил Дегтярев и пояснял, что оранжевый – фирменный цвет новой техники, «выбрали сами хабаровчане в ходе онлайн-голосования два года назад. С тех пор весь закупленный транспорт окрашивается в оранжевый». Как говорится, неча на мэрию пенять… Администрация города, видимо, при подготовке конкурса для перевозчиков просто старалась скорее воплотить мастер-план в жизнь. Не получилось, кстати.
При рассмотрении проекта акта уполномоченный орган не увидел прямой зависимости между видом, цветом краски и безопасностью пассажиров и качеством осуществления перевозок. Более того, была проведена экспертная оценка возможных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляющих перевозки по муниципальным маршрутам. Результат можно прочесть в официальном документе на сайте regulation.khv.gov.ru. «Количество транспортных средств, осуществляющих перевозки по муниципальным маршрутам, — говорится в нем, — составляет 34 единицы в муниципальных предприятиях; 533 единицы в коммерческих организациях; средняя стоимость краски «RAL2009 Транспортный оранжевый» и работ по окрашиванию одного транспортного средства порядка 250 тыс. рублей (по данным информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», анализа цен товаров, работ и услуг предприятий города). На основании вышеизложенного, установление ограничения по приведению транспортных средств, работающих на городских маршрутах, к единой цветовой гамме может привести к необоснованным издержкам предприятий и организаций города в размере (34 + 533) * 250 тыс. рублей = 141 750 тыс. рублей».
Накрылась, в общем, идея быстро все перекрасить. Как лет десять назад похоронили идею перекрасить все городские такси в желтый. И пока еще не известно, чем закончится мысль приодеть всех кондукторов и водителей в униформу (вот и легкая промышленность – есть она у нас? — подзаработала бы). Министерство транспорта Хабаровского края в начале года сообщало, что намерено перенять опыт других российских регионов и повысить уровень сервиса в общественном транспорте с помощью спецодежды.
Здесь пора вставить пять копеек о сервисе. Было дело, приехали в прошлый снегопад потенциальные инвесторы из иностранного государства знакомиться с краем. Целый автобус гостей набрался. Подъехал автобус к отелю в центре (!) города, остановился у бордюра, открыл двери. Стали гости выходить – а перед ними наметенный сугроб. Но ничего, они прыткие, не только сами ног не поломали, но и чемоданы умудрились перетащить. А принимающей, российской, стороне вроде как неудобно стало, подошли они к администратору гостинцы: мол, так и так, что ж вы подъездные пути не почистили. «А то не наша территория, — сказали в отеле, — кучки у бордюра муниципальная ответственность». Ну, может, не именно так, а повежливей. Главное факт такой случился. А вдруг гости сделали неправильные выводы? Вот вспомнили слова Владимира Владимировича о том, что «программы в сфере транспорта должны преследовать главную цель – повышение качества жизни граждан, чтобы она была более комфортной и удобной», и подумали черти что. И это они еще в Березовку не ездили. Там никакие мандариновые автобусы от травмпункта не спасут, сколько цены за проезд не повышай.