Много лет майнинг в России считался «полутеневым бизнесом». Майнеры скрывали оборудование от посторонних глаз и не платили налоги. Большинство заявляло, что деятельность не запрещена, но афишировать ее не рисковали. Однако с 1 октября добычу криптовалют легализовали. Соответствующий закон подписал президент России Владимир Путин. Вводятся новые понятия, такие, как «майнинг цифровой валюты», «майнинг-пул», «оператор майнинговой инфраструктуры» и другие. Что изменится на практике?

Майнинговые проекты

В информационном поле еще только прозвучало словосочетание «легализация майнинга», как одна из первых иностранных криптовалютных компаний Genesis Engineering, штаб-квартира которой находится в Гонконге, отметила приоритетные возможности зоны свободной торговли (ЗСТ) в России и озвучила планы по рассмотрению реализации проекта строительства фермы для майнинга цифровых денег на острове Русском.

А депутат Госдумы Борис Чернышов пошел еще дальше, направив в Минпромторг РФ и Минкомсвязь РФ предложение о создании в стране полноценного майнингового города и рекомендовав в качестве локации Владивосток.

«Если в Приморье построят «город майнинга», предложат майнерам хорошие тарифы за электроэнергию, обеспечат безопасность и техническое обслуживание, я буду готов перенести свои мощности в такое место и платить все необходимые налоги, — размышляет поставщик оборудования для майнинга Андрей Шматко, специалист по криптовалюте, майнер с большим опытом. — Но, думаю, что если проект и реализуют, то из расчета на крупных игроков, подконтрольных государству. А для частных майнеров ничего не изменится», — добавляет он.

Максим Заяц, специалист в области финансового и банковского права напоминает, что успех майнинга во многом определяется энергозатратами.

«Например, много майнеров работает в Юго-Восточной Азии, где электроэнергия очень дешевая в отличие от России. Хотя и у нас тоже есть регионы, где майнинг весьма процветает, например, Иркутская область, — говорит эксперт. — Низкий энерготрафик в Иркутской области действительно создает благоприятную среду для майнинга, сейчас в этом регионе не майнит только ленивый – около 73% населения занимаются этим видом деятельности», — уточняет Денис Никулин, амбассадор международного технологичного сообщества DAO Soulmate ecosystem.

«Что же касается Владивостока, строить ферму майнеров здесь совершенно не целесообразно, — добавляет Максим Заяц. — Конечно, данная локация является зоной свободной торговли, но для строительства такой фермы необходимо решить вопрос энергоснабжения на Русском, а также продумать где брать квалифицированный персонал, который будет в состоянии поддерживать работоспособность предприятия».

Сфера «Айсиков»

Услышав о «городе майнеров», большинство россиян пожмут плечами: такие понятия, как «майнинг» и «криптовалюта» вызывают у основной части населения страны смутные ассоциации.

На самом деле все довольно банально, майнинг – это просто способ добычи криптовалюты при помощи специального оборудования.

«Процесс добычи криптовалюты майнингом происходит при помощи ASICов – это специальное вычислительное оборудование, расположенное в «майнинг отеле» и подключенное к майнинг-пулу, которое, в свою очередь, является объединением вычислительных мощностей майнеров, добывающих криптовалюту, а прибыль распределяется пропорционально их мощностям», — поясняет Андрей Шматко.

Описываемый процесс простой и сложный одновременно: майнер получает вознаграждение в «крипте» за то, что его оборудование выполняет определенные вычислительные процессы. На самом деле, по признанию майнеров, это неплохой способ извлечения дохода.

Несмотря на то, что такая деятельность официально не была запрещена, из-за отсутствия регулирования и налогообложения данной сферы майнеры старались ее не афишировать.

В настоящее время новый закон уже вступил в силу, и майнинговая инфраструктура переходит под контроль налоговой. Добытчики криптовалюты обязаны зарегистрироваться в специальном реестре в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Теперь сферу майнинга контролируют фискальные органы, а уплата налогов является обязательной.

«Дело в том, что особенностью майнинга является халвинг, который происходит раз в четыре года, — поясняет Денис Никулин. — В этот период вознаграждение майнеров сокращается в два раза, добыча биткойна снижается. В апреле мы уже прошли через халвинг, а теперь еще и вводится налоговое обложение. Для большинства майнеров деятельность станет невыгодной, ведь айсики стоят дорого и обновлять оборудование нужно регулярно. Думаю, что в Приморье с его дорогой электроэнергией майнеры-новички уйдут с рынка, а опытные будут объединяться в майнинговые сообщества. Потому что для извлечения прибыли потребуется больше оборудования», — рассуждает эксперт.

При этом Никулин подчеркивает, что биткойн является самой востребованной криптовалютой в мире и самым быстрорастущим активом из всех существующих.

«Судите сами: стоимость биткойна в 2008 году была менее 1 доллара. А сейчас единица этой криптовалюты оценивается в более 65 тысяч долларов. Через пять лет его стоимость, по моим прогнозам, может увеличиться более чем в три раза», — объясняет Никулин.

Напомним, что общий объем биткойнов в мире — 21 млн цифровых монет и 99% этой криптовалюты будет добыто к 2030 году.

Однако, по словам Никулина, оставшийся 1 процент майнеры будут добывать не менее ста лет, то есть цена на биткойн со временем будет только расти.

Возможности криптовалюты

Криптовалюта не так давно, но успешно используется во всем мире в качестве способа оплаты реальных товаров и услуг – в магазинах, ресторанах и кафе. Более того, во многих городах можно встретить аналог банкоматов – криптоматы, в которых можно обменять криптовалюту на наличные деньги.

В России подобной практики пока не существует. Однако многие продвинутые граждане используют возможности инвестирования в криптовалюту.

«Криптовалюта является сложным инструментом, но при грамотном подходе такие инвестиции не только могут обеспечить высокую прибыль «здесь и сейчас», но и стать подушкой финансовой безопасности в будущем, ведь очевидно, что в ближайшее время цифровая валюта станет такой же нормой, как обычные деньги, — поясняет Виктор Новосельцев, основатель сервиса трансграничных платежей Stellar Pay. — Есть масса криптовалютных бирж с возможностью покупки и обмена криптовалюты, существуют полезные сервисы, где можно приобрести криптовалюту банковским переводом другому человеку. То есть полезных и интересных инструментов много. Но каждый из них станет рабочим, только если использовать его грамотно. А вот финансовой грамотности нашим гражданам как раз и не хватает», — говорит Новосельцев.

Сергей Бессонов, эксперт сервиса трансграничных платежей Stellar Pay подчеркивает, что заработать на криптовалюте очень непросто, так как нужно хорошо разбираться в рынке, а цифровые деньги сами по себе являются высоко рискованным инструментом инвестирования.

«Не стоит инвестировать в крипту более 10% своего капитала, а лучше всего просто копите биткойны – их цена в любом случае будет только расти», — говорит Бессонов.

Кроме того, по его словам, криптовалюту сегодня удобно использовать в практической деятельности, например, для оплаты трансграничных платежей.

«Это отличный альтернативный способ решения проблем большинства бизнесов, которые сегодня сталкиваются с задержками или возвратами платежей в тот же Китай», — объясняет Бессонов.

По его словам, сделки купли-продажи в криптовалюте поддерживают многие страны. В этой связи можно запросто купить за биткойны квартиру или импортный автомобиль за границей.

Несмотря на очевидную пользу криптовалюты и легализацию ее добычи, Максим Заяц считает, что Россия к цифровым децентрализованным деньгам еще не готова.

«Что касается федерального закона, стоило бы скорректировать некоторые нормативные акты в части регулировки энергоснабжения, прав инвесторов и оборота криповалюты. А для российских граждан необходимо проводить специальное обучение, начиная с интеграции знаний о цифровых финансовых активах в вузы», — уверен специалист в области финансового и банковского права.