На зимовку в Хабаровске встало трехпалубное судно класса «река-море», ниточка от которого тянется аж до «крабового короля» Олега Кана
Корабль в несколько этажей облюбовал затон имени Кирова на территории частного яхт-клуба «Лагуна». Судно с суровым именем Hunter собственник решил спрятать на зимовку в тихой гавани и подальше от посторонних глаз — чтобы добраться сюда, придется преодолеть не одни ворота.
Появление в Хабаровске
Судно появилось в Хабаровске еще во второй половине лета. Днями напролет оно стояло рядом с недостроенной «больницей водников» в районе затона РЭБ флота. У нас не Владивосток, а потому подобные корабли для жителей в диковинку, в результате весть о прибытии «элитной яхты» разлетелась по городу со скоростью лесного пожара.
За пару месяцев были сделаны сотни ее фотографий, а в Интернете судно активно обсуждали даже на корабельных сайтах. Внимание привлекали как минимум размеры — длина больше 45 метров, ширина — свыше восьми, так еще и три палубы.
Но близится зима, корабль перегнали на новое место, что позволяет утверждать — судно останется в Хабаровске минимум до конца весны, поскольку раньше речная навигация не заработает.
Сейчас Hunter стоит у пирса яхт-клуба «Лагуна», судно готовят к зимовке.
Заграничное чудо
Несмотря на название, «яхта» построена не в США и не имеет ничего общего с сыном американского президента Джо Байдена — Хантером. Напротив, корни ее гораздо ближе к нам, дальневосточникам.
История плавсредства начинается 13 марта 2019. Именно в этот день его выпустили с платформы китайского завода Jia Mu Si Sngliao №2 в Цзямусах. Более того, как оказалось, речь идет не про «элитную яхту», как прозвали корабль в Хабаровске, а всего лишь про пассажирское судно с позывным UBMZ8. Оно имеет класс «река-море». А значит, способно выходить в плавание при волнах высотой не более 2 метров и не шире 20.
Примечательно, что изначально судно имело приписку к Владивостоку и потому на нем до сих пор красуется надпись с указанием этого города.
Кто же ходит?
Владельцем корабля является ООО «Амур Ривер». Компания новая — была зарегистрирована 22 марта 2023 года. В ее специализацию входит не только торговля рыбой, ракообразными, моллюсками и консервами, но и внутренний водный пассажирский транспорт. И хотя юридическую прописку «Амур Ривер» имеет в Хабаровске, на улице Пионерской, 1, у компании есть и филиал в Николаевске-на-Амуре.
Директором и собственником ООО «Амур Ривер» выступает Евгений Довидович — человек с колоссальным руководящим опытом в десятках рыболовных предприятий. Но на текущий момент у него имеется еще и 50% доли в ООО «Николаевская судоремонтная компания», специализирующемся на строительстве кораблей и плавучих конструкций.
Довидович — бывший генеральный директор ООО «Севрыбфлот» и ООО «Аквамарин». Активы первого по итогам прошлого года составили почти 1,3 миллиарда рублей, у второго совсем немного не хватило до 855 миллионов «деревянных». Обе организации хорошо известны в Сахалинской области, но вместе с этим владеют долями целого ряда компаний, специализирующихся на рыбе и лесе, в Хабаровском крае. А через ООО «Ухта-Пром» управляют еще и ООО «Николаевский судостроительный завод», офис его, по удивительному совпадению, располагается в том же здании, что и у «Николаевской судоремонтной компании» Довидовича. Но даже не этим они примечательны.
На Сахалине осуществляет свою деятельность фонд «Родные острова». К основным направлениям его деятельности относятся поддержка начинающих и профессиональных спортсменов острова, оказание помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, и развитие талантов одаренных детей. Случайно ли, но в учредителях фонда указаны: ООО «Аквамарин» — Евгений Довидович, ООО «Курильский универсальный комплекс» — Александр Кан (сын «крабового короля»), ООО «Монерон» — Дмитрий Ли, ООО «Севрыбфлот» — Евгений Довидович и еще несколько компаний. Среди членов попечительского совета фигурируют Дмитрий Пашов, Сергей Довидович, Игорь Янчук, а председательствует лично Олег Кан. Могли ли они при этом не взаимодействовать друг с другом? В теории да, но маловероятно.
Сам Олег Кан успел покинуть территорию РФ и объявлен в международный розыск. Его заочно осудили за контрабанду 3 тысяч тонн живого краба на 2,6 миллиарда рублей и уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей на сумму более 3,69 миллиарда рублей. А в прошлом году в колонию строгого режима попал и один из самых богатых депутатов России Дмитрий Пашов — владелец ООО «Монерон». Он как раз проходил по делу «крабового короля». Имущество членов организованной группы, по которой проходил и Пашов, на сумму более 8 миллиардов рублей было арестовано. А ведь еще свыше девяти миллионов рублей были добровольно возмещены в ходе расследования. Сюда попали и доли в ООО «Монерон» и «Курильский универсальный комплекс», а ведь именно эти компании планировала приобрести известная экс-кандидат в президенты России Ксения Собчак.
Информации, конечно, много, но есть в этой истории одна важная отсылка к владельцу стоящей в Хабаровске «яхты». Пока Дмитрий Пашов находился в СИЗО, генеральным директором ООО «Монерон» стал не кто-нибудь, а дядя Евгения Довидовича — Сергей Леонидович. А ведь он вместе с двумя Канами и Пашовым, входил в тот самый попечительский совет фонда «Родные острова». Что говорит о том, что человек это весьма важный и влиятельный.
К слову, во Владивостоке, где ранее размещалось судно, прошел ряд арестов недвижимости по делу «крабового короля». Не исключено, что это послужило одной из предпосылок к срочной передислокации «яхты» в другой регион и не менее оперативной смене юрлица. Как судно будет использоваться, еще неизвестно, однако дядя Евгения Довидовича на Сахалине нынче активно занимается туризмом, что наталкивает на определенные мысли.
Круизы по Амуру?
Все мы помним, что еще в прошлом году председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил Концепцию развития круизного туризма. А правительство Хабаровского края уже добрых лет десять мечтает запустить пассажирские суда по Амуру, чтобы туристы со всей России стремились проплыть не только по Енисею, Волге или Лене, но и у нас. В той же Якутии подобный «аттракцион» давно поставлен на поток.
Потому прошлой весной губернатор Михаил Дегтярёв даже поставил задачу Минтрансу совместно с Минтуризма вплотную заняться вопросом строительства круизных судов на местных верфях. Вот только до сих пор предприятие под такие цели не утверждено. А ведь речь тогда шла как раз про корабли класса «река-море» и появившиеся внезапно судно ООО «Амур Ривер» имеет возможность перевозки туристов из Хабаровска до Николаевска. Однако пока никто не обращался в министерство туризма края с такой инициативой. В других ведомствах также не знают о подобном.
— Есть разные варианты выполнения поставленной губернатором задачи. Предложения подготовлены и дополняются. Подробная информация будет опубликована после достижения определенного консенсуса, — сообщили в пресс-службе министерства транспорта края.
Пока же известно, что найден инвестор, заинтересованный в осуществлении круизов на судах класса «река-море». Но вопрос со строительством находится в проработке.
Как будет использовано судно с названием Hunter, станет ясно только в следующем году. Пока же достоверно известно лишь одно — корабль ушел на зимовку и проснется лишь с теплыми лучами солнца поздней хабаровской весны.
Александр Неделько