Многие до сих пор с теплотой вспоминают МУП города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное депо», когда транспорт ходил чуть ли не до ночи, соблюдал расписание, перевозил львиную долю населения и гостей регионального центра, а казна всегда была полна налоговыми отчислениями предприятия. Но все изменилось шесть лет назад, когда руководство пошло на экстренные меры и в итоге обанкротилось. С тех пор конкурсный управляющий зачастую безуспешно пытался реализовать имущество на торгах и ради этого даже обрушивал цену. Но недавно суд принял решение о передаче предприятия на баланс города.

От успеха к краху

Предприятие было зарегистрировано летом 1993 года и проработало более двух десятков лет. Но к концу 2015 года МУП «ТТУ» накопило долги, перевалившие за четыре сотни миллионов рублей. В итоге уже в середине декабря был назначен временный управляющий, а в июле 2016 года решением Арбитражного суда предприятие признано банкротом.

«Было установлено, что финансовое состояние МУП «ТТУ» в течение 2013-2015 годов являлось финансово неустойчивым с тенденцией к ухудшению; основной вид деятельности должника – регулярные пассажирские перевозки – приносил убытки; существенное ухудшение финансового состояния предприятия вызвано потерей бюджетного финансирования, вызванного изменениями в порядке предоставления льгот на проезд в общественном городском транспорте отдельным категориям граждан; восстановление платежеспособности при таких обстоятельствах невозможно, в связи с чем сделан вывод о целесообразности открытия конкурсного производства в отношении МУП «ТТУ»», — говорится в материалах дела.

На замену ему в апреле 2017 года администрация создала МУП «Городской электрический транспорт». Вот только работать было особо не на чем, поэтому с МУП «ТТУ» был заключен договор аренды на здания, строения, сооружения, оборудование, транспортные средства. Однако осенью 2021 года произошел конфликт между сторонами. Оказалось, что нынешний муниципальный перевозчик не платил за имущество в период с мая 2020 года по август 2021 года. И дело дошло до суда. Изначально иск был подан почти на 16,6 миллиона, затем, правда, выяснилось, что конкурсный управляющий забыл, что часть имущества он уже продал с торгов. Тогда сумма долга снизилась до 10,2 млн рублей. Как бы то ни было, но ответчик все выплатил.

А летом 2022 года уже МУП «ТТУ» стало ответчиком по иску мэрии. Департамент муниципальной собственности через суд взыскал 1,6 млн рублей за просрочку арендной платы по целому ряду земельных участков. Но главные разбирательства были еще впереди.

Муниципальная распродажа

После признания предприятия банкротом была проведена оценка его имущества. На 2017 год рыночная стоимость МУПа едва не достигла 1,5 млрд рублей, включая движимое имущество, которое оценили в 245,4 млн рублей. А затем начались торги.

Самым дорогим лотом оказалась недвижимость по адресу Тихоокеанская, 164 (депо № 2). Ее изначально пытались реализовать еще в ноябре 2017 года за 454, 5 млн рублей. В состав входили не только шесть построек, но и инженерные сети, расположенные на земельном участке площадью 4,8 га, находящемся в аренде. Когда покупателей не нашлось, лот подешевел до 272,034 млн рублей, а в конце 2018 года и вовсе до 52,8 млн. В конце концов счастливый владелец нашелся. Им оказался Антон Изотов, сын Алексея Изотова, известного в Хабаровске «мусорного короля». Имущество ушло с молотка за 27,5 млн рублей.

Но это ни в коем случае не говорит о том, что торги всегда были провальными. Случался и успех. К примеру, УАЗ-3303 1993 года и фургон ГАЗ 53 1988-го отправились в Санкт-Петербург, а электротележка ЭК-2 1984 года и вовсе нашла новый дом в Крыму. Да что там! Даже экс-директор ТТУ Николай Илющенко приобрел себе функциональное помещение, расположенное в здании № 66 на Амурском бульваре. Ему это встало в 13,262 млн рублей.

Право аренды земельных участков небольших площадей выкупили быстро, причем здесь активность проявили жители Благовещенска. Впрочем, они же выкупили и киоски. МУП «ТТУ» продавал даже двухкомнатную квартиру площадью 47,3 «квадрата» в доме № 46 на улице Сунгарийская. И всего за 1 506 780 рублей. Весьма дешево с точки зрения сегодняшних реалий — события разворачивались в апреле 2018 года.

Нельзя не сказать и о том, что активно работал на торгах и МУП «ГЭТ». Так, в 2018 году он приобрел сразу три еще свежих транспортных средства: «Урал» 2013 года, КамАЗ 2014 и автопогрузчик 2012. Не сбавлял обороты он и в следующие годы. Покупал многое: стиральную машину, автовышку, агрегаты тиристорные регулируемые и передвижные фильтровентиляционные.

В декабре 2019 года на отчете кредиторов обнародовали информацию, что из 32 выставленных лотов продано 25 на общую сумму 8 977,7 тыс. руб. Торги по остальным признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.

Только в начале апреля 2021 года на торги впервые выставляется лот, состоящий из имущества, признанного социально значимым, а также касающийся аренды земельных участков. Общая стоимость составляла 1,43 млрд рублей, а уже в конце сентября цена рухнула до 830,4 миллиона. Цена раз за разом снижалась, достигнув в мае 2023 года и вовсе 153,1 млн рублей. Покупатель, тем временем, так и не был найден.

 

Спор за главный лот

Главный лот, изначально выставленный за 1,4 млрд рублей, неспроста реализуется по такой цене. В него входят вагоны-снегоочистители, склады, мастерские, подстанции, гаражи, цеха, пожарная сигнализация, теплотрасса, системы видеонаблюдения, турникет, трамвайные пути и контактная сеть, почти сотня терминалов в комплекте ГЛОНАСС, права аренды на 12 участков, ну и транспорт. И продать раздельно все это имущество просто нельзя.

Дело в том, что в конце февраля 2019 года суд признал имущество социально значимым, а значит, у его нового владельца сразу появятся обязательства: осуществлять перевозки в течение трех лет с момента покупки. Возможно, поэтому желающих приобрести это «добро» так и не нашлось.

Тогда в июле 2022 года мэрия, сославшись на закон о банкротстве, попросила суд обязать конкурсного управляющего передать лот безвозмездно, но получила отказ.

Спустя время собрание кредиторов МУП «ТТУ» все же соглашается на передачу, но с компенсацией. Против выступило только ООО «Медицинское учреждение «ЦПМ-Групп». Компания обратилась в суд с требованием запретить спорную процедуру. На момент разбирательства даже наложили обеспечительные меры, которые в итоге по жалобе конкурсного управляющего были сняты. Тем не менее, в этот период успел смениться кредитор: ООО «МУ «ЦПМГрупп» передало право на сумму долга в 137,9 тысячи рублей ИП Лишаю Андрею. Позднее уже вдвоем они попытаются вновь добиться наложения обеспечительных мер в кассации, но получат отказ. Решение вступило в силу, а значит, передача имущества мэрии стала возможной.

Но не все так просто: теперь конкурсный управляющий хочет получить компенсацию за передачу в размере 104,1 млн рублей. Получив судебный отказ в первой инстанции, он пытается решение обжаловать. Рассмотрение апелляционной жалобы, между тем перенесли на 7 февраля текущего года. Если суд встанет на сторону мэрии, имущество все-таки поступит на баланс города безвозмездно.

Интересно, что еще в октябре 2023 года на собрании кредиторов была согласована другая цифра – 133 527 976, 87 рубля компенсации. Но, видимо, на нее уже никто не рассчитывает.

Перспективы

Еще в 2021 году администрация собиралась ликвидировать трамвайные пути на ул. Воронежской. Об этом даже публично объявил Сергей Кравчук. Помешало лишь то, что пути включены в конкурсную массу МУП «ТТУ». Однако в прошлом году мэрия включила реконструкцию Воронежской в нацпроект «БКД», изначально предполагая демонтаж путей.

Более того, мэрия уже разработала план и даже некоторые документы для развития городского электротранспорта на базе ТТУ. Уже объявлены торги на приобретение 10 трамваев. Новые «рыжики» пойдут на «единичку». Это низкопольные вагоны с климат-контролем, кондиционерами и печками. Скорость может достигать 80 километров в час.

— Старые вагоны мы намерены списать — снимем нужные детали, а остатки сдадим на металлолом. Нынешние трамваи с «единички» переместим на «пятерку». Там уже запланирован ремонт путей, под эти цели мэрия отвела 70 миллионов рублей. Подстанции намерены включить в программу по масштабной модернизации, а то ведь та, что использовалась для «шестерки», вообще треснула. Мы же намерены сделать их автоматизированными, чтобы работали без диспетчеров, — сообщил Владимир Ощановский, начальник управления транспорта Хабаровск.

Срок конкурсного производства в отношении МУП «ТТУ» по решению арбитражного суда Хабаровского края истекает 4 апреля 2024. Его могут снова продлить, но есть вероятность, что это не понадобится.

Александр Неделько

Фото: khv27.ru