В 2012 году в Приморском крае, первом из субъектов ДФО, была учреждена должность уполномоченного по защите прав предпринимателей. В отсутствие федерального закона было принято решение о введении этой должности в аппарате губернатора региона. По задумке, это должно было дать приморскому бизнес-сообществу прямой выход на органы исполнительной власти и упростить взаимодействие с надзорными структурами, от нескончаемых проверок, от которых тогда многие, мягко говоря, устали.

Поскольку функции уполномоченного концентрировались прежде всего вокруг нужд самих предпринимателей, было принято решение поставить на эту должность не очередного чиновника, а человека непосредственно из той же сферы. Бизнес-сообществом была предложена, а Губернатором края и федеральным уполномоченным Борисом Титовым согласована кандидатура Марины Шемилиной, предпринимателя с почти 20-летним опытом и активной гражданской позицией. Спустя два года в Приморье был принят профильный закон, учрежден самостоятельный государственный орган и учреждена государственная должность Приморского края – уполномоченный по защите прав предпринимателей, на которую вновь бизнес предложил Марину Анатольевну. Спустя пять лет, в 2019 году по предложению бизнес-объединений, губернатор и депутаты краевого Заксобрания избрали ее на второй срок полномочий. Проведя на посту почти 12 лет, Марина Шемилина покидает пост бизнес-омбудсмена Приморья – 9 сентября срок полномочий истекает, краевой закон не позволяет на третий срок занимать должность. На должность Уполномоченного уже согласована кандидатура председателя женского движения «Единой России» в Новосибирской области Наталии Кошелевой, предложенная приморским отделением «Опоры России».

Марина Шемилина дала интервью «Дальневосточному обозрению», в котором рассказала, с какими проблемами к ней чаще всего обращается приморский бизнес и какие из них удалось полностью искоренить.

— Марина Анатольевна, давайте начнем с истории. Как зарождался механизм бизнес-омбудсмена в Приморье и как он трансформировался за последние 10 лет?

— На протяжении многих лет велись разговоры о необходимости преодоления административных барьеров. И, как правило, занимались этим обычные органы исполнительной власти, которые сами эти же барьеры и создавали. Оценив сложившуюся ситуацию, большая четверка предпринимательских объединений в лице «Деловой России», «РСПП», Торгово-промышленной палаты и «Опоры России» обратились к президенту России с предложением создать правозащитный институт. Он с этой идеей согласился и в июне 2012 года на Питерском форуме Борис Юрьевич Титов был назначен Уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Буквально за первый год его работы практически во всех субъектах были созданы региональные аппараты. Это однозначно говорит о том, что необходимость в них есть и она назрела уже очень давно.

Когда зашла речь об открытии подобного института в Приморском крае и о том, кто его возглавит, бизнес-сообщество на конференции выдвинуло в том числе мою кандидатуру, всего нас было трое.

— Как вы отреагировали, когда из всех претендентов выбор остановился на вас?

— Конечно, я очень благодарна бизнес-объединениям, выдвинувшим мою кандидатуру, за оказанное доверие. Но предстояло пройти согласование с Уполномоченным при Президенте РФ. Честно сказать, я очень боялась, помню, сидела в приемной ни живая, ни мертвая, но как только зашла в кабинет Бориса Юрьевича, после первых его слов страх пропал. Мне кажется, он отлично понимает и чувствует людей, что называется, «одной крови» – первый состав региональных уполномоченных был сформирован из людей с горящими глазами, готовых работать за идею.

— Но ведь работали, наверное, не просто за идею?

— Везде по-разному: где-то ждали опубликования федерального закона, где-то, как, например, у нас, решение о создании института уполномоченных принял губернатор. Мы стали первыми в этом отношении. Некоторые мои коллеги ни один год работали на общественных началах: Борис Юрьевич их согласовал, но в регионе по каким-то причинам институт не учреждали. В Астрахани Наиля Никитина все 10 лет отработала на общественных началах, говорит: «Если я стану на государственную должность, меня по рукам свяжут».

— Сразу сориентировались на новом месте?

— Мне было не сложно понять, чем надо заниматься, потому что я в сфере защиты прав бизнеса работала к тому моменту уже более 10 лет, как общественница. Тут же у меня еще добавились государственные полномочия. С опытом пришло осознание того, что и у той, и у другой стороны есть как преимущества, так и недостатки. Общественники обычно более свободны в действиях и высказываниях, но зачастую им не хватает полномочий. Поэтому первое, с чего мы начали – это выстраивание отношений с бизнес-объединениями. Точнее, они и так уже были, просто мы их перевели на другой уровень и таким образом за несколько лет нам в тандеме удалось добиться намного большего, нежели бы мы работали по-отдельности.

— Получается, буквально свой лоббист в правительстве, так эта должность еще и официальная.

– Институт создавался для предпринимателей и в отрыве от них он просто не будет работать эффективно. Самое печальное, когда аппарат уполномоченного становится полностью комплементарным к органам исполнительной власти, и такие прецеденты, к сожалению, уже есть. Есть случаи, когда вынуждают уйти с должности, потому что слишком активные им неугодны. Да, Уполномоченный — это государственный человек и его задача состоит в том, чтобы контролировать соблюдение прав и законных интересов предпринимателей со стороны должностных лиц государственных органов, в том числе находить золотую середину между частными и публичными интересами. Нужно иметь свою аргументированную позицию и уметь ее доказать.

— Какие инструменты помощи есть в вашем распоряжении?

— Общие и специальные полномочия, предоставленные нам законодательством, организация работы с общественными помощниками в муниципалитетах, с экспертами, бизнес-объединениями, конструктивное взаимодействие с уполномоченными органами власти позволяет нам исполнять основную задачу защиты прав предпринимателей. Но еще раз повторюсь, работа бизнес-омбудсмена должна быть нацелена на результат.

Как-то к нам обратился предприниматель с жалобой на, по его мнению, незаконно возбужденному в отношении его уголовного дела. Да, у нас нет полномочий в уголовном процессе, но я ведь, как должностное лицо, могу обратить внимание правоохранительных органов и прокуратуры, например, к имеющимся фактам или признакам нарушений процессуального характера, ведущим к нарушению прав заявителей, привлечь с согласия заявителя дополнительных экспертов. В конце концов мы можем официально оформить мнение Уполномоченного по обозначенной проблеме, вынести на рассмотрение межведомственной рабочей группы при органах прокуратуры. Всеми этими инструментами мы пользовались при рассмотрении того самого обращения, которое растянулось на 5 лет. Дело в итоге было закрыто и, редкий случай, по реабилитирующим обстоятельствам. А ведь могли просто отписаться и с точки зрения статистики и порядка документооборота — обращение точно также было бы отработано, но, на мой взгляд, не для этого создавался наш институт и не для этого нас назначали. Если уполномоченный, не дай бог, будет так работать, то это не госслужащий, а чиновник, просто охраняющий свое место.

— За два срока, что вы находитесь в должности, бизнес стал обращаться с новыми проблемами или они всегда находились в какой-то одной плоскости?

— Мы раз в квартал проводим аналитику обращений, потом на основе полученных результатов делаем годовую сводку. В первые годы больше всего жалоб было на органы местного самоуправления: бездействие или незаконные отказы. Сейчас по этой линии стало намного меньше обращений, из всего объема таковых не больше одной трети.

По содержанию запросов можно четко проследить, что происходило в стране или даже в мире в тот или иной период времени, и как на это реагировал бизнес. Допустим, 2020-й – получили максимальное количество обращений, 80% из которых было связано с ковидом. В Приморском крае были самые жесткие ограничения, и наши предприниматели регулярно выходили с инициативами внесения изменения в федеральное и региональное законодательство.

2022 год – сначала санкции, потом мобилизация (50-60% жалоб минимум были посвящены этим двум проблемам). Если помните, законодательство тогда не позволяло военнослужащим заниматься предпринимательской деятельностью, это означало, что мобилизованные предприниматели должны были или отказаться от бизнеса или могли лишиться всех выплат, положенных военнослужащим – абсурдная ситуация. В первые дни было очень трудно разобрать, где достоверная информация, а где – фейк. Для этого в том числе мы создали чаты для предпринимателей, в которых выкладывали конкретные федеральные решения, чтобы бизнесу было легче ориентироваться в последних новеллах законодательства.

— И все-таки, за 10 лет существования удалось урегулировать ключевые проблемы или предприниматели всегда найдут, с чем к вам обратиться?

– Могу отметить, что по началу много было жалоб на проводимые проверки, сейчас они составляют не более 5% от общей массы. При непосредственном участии нашего лидера Бориса Титова удалось решить многие вопросы: во-первых, амнистия, во-вторых, либерализация уголовного законодательства по экономическим статьям, в частности по содержанию под стражей, по применению ст. 210 УК РФ о создании ОПС.

Большую работу проделали в части снижения административной нагрузки. Анализ показал, что привлечение предпринимателей к ответственности зачастую идет по статьям, которые не содержат и не несут себе никакой угрозы. Активно работали над 248 федеральным законом, внесли туда очень много правок касательно того, что проверки должны проводиться согласно риск-ориентированному подходу. То есть предприятия с высоким уровнем риска находятся в приоритете у надзорных органов. Единственное, не все предприниматели обращают внимание к какой категории риска их отнес контрольный орган, а ведь от этого зависит частота проверок. На мой взгляд, реформа контрольно-надзорной деятельности – одна из самых успешных, проведенных правительством РФ.

— Насколько подход к ведению бизнеса в Приморье отличается от таковых в других регионах Дальнего Востока? В чем особенность Владивостока?

— Приморский край, чуть ли не единственный субъект РФ, на территории которого действует такое количество преференциальных режимов для инвесторов: это и режим СПВ (Свободный порт Владивосток), ТОРы, САР (специальный административный район). Здесь объективно проще и выгоднее работать. К тому же, наш регион лидирует в ДФО по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства: при почти равных территориях, у нас более 86 тысяч субъектов МСП, в Хабаровском крае – более 50 тысяч. В Приморье, в целом, народ другой, более активный с точки зрения предпринимательской активности.

— Дух портового города…

— На самом деле да, это же идет еще с советских времен. Портовые города традиционно обладают большими торговыми и туристическими возможностями. О чем говорит только тот факт, что нам уже сейчас удалось выйти на допандемийный уровень присутствия китайских туристов, ведь дватри года назад их вообще не было.

Но, естественно, не все так идеально. Конечно, есть свои трудности. Вечная для нас проблема – земельные вопросы, в том числе вывод земель из ведения министерства обороны; комплексное развитие территорий (КРТ) – тоже один из наиболее актуальных сегодня поводов для дискуссий. Сейчас в крае реализуется большое количество инвестиционных проектов. Главное, что проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы, решаются в большинстве своем при межведомственном взаимодействии с органами власти. Это дает свои результаты.

Фото из личного архива Марины Шемилиной