Визит премьер-министра РФ Михаила Мишустина, безусловно, стал для восточной части страны событием №1 этой и минувшей недель. Председатель правительства не стал нарушать своих же традиций и в рамках рабочего тура по городам Сибири и Дальнего Востока выбрал для посещения по два города из каждого округа. В ДФО взор Михаила Мишустина пал на Магадан и Хабаровск. Главная цель таких визитов – ознакомиться с положением дел в регионах и выявить отстающие направления. С этой точки зрения наибольший интерес у нас вызывали впечатления премьера от осмотра аэропортов двух городов. Оба строят дополнительные терминалы в рамках ГЧП и в свое время по тем или иным причинам провалили сроки их сдачи. Помимо Хабаровска и Магадана строительство новых терминалов ведется одновременно еще в трех субъектах ДФО. Суммарная стоимость объектов превышает несколько десятков миллиардов рублей, а большие деньги сулят не только радужные перспективы, но и большие риски. Как на Дальнем Востоке модернизируют воздушные гавани, а также с какими проблемами приходится сталкиваться заказчикам и исполнителям, разбиралось «Дальневосточное обозрение».

Накануне премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин в рамках рабочей поездки по регионам ДФО посетил две крупные авиационные стройплощадки — в Хабаровске и Магадане. Предметом интереса председателя правительства стали пассажирские терминалы, финансирование строительства которых частично осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Хабаровский край

В октябре 2019 года после масштабной реконструкции в эксплуатацию был введен терминал внутренних авиалиний аэропорта Хабаровска. Не прошло и года, как глава Минвостокразвития Алексей Чекунков объявил о готовности продолжить модернизацию и приступить к финансированию строительства международного терминала. О конкретных сроках тогда еще никто не говорил, однако предварительную стоимость объекта раскрыли сразу – терминал площадью 20,5 тысяч кв. м с пропускной способность в 1 млн пассажиров в год изначально оценивался в 3,6 млрд рублей.

Старт строительству был дан 1 сентября 2021 года, и к этому моменту сумма инвестиций уже выросла до 4,8 млрд рублей, а закончить проект планировали в конце 2 квартала 2023 года, но ожидания столкнулись с суровой реальностью и финальные сроки начали постепенно откладывать. В 2021 году ковидные ограничения нарушили цепочки поставок оборудования и материалов, а в 2022 – усиление западных санкций вынудило срочно искать новых контрагентов на восточном полушарии и импортозамещать все, что только можно.

К весне 2022-го терминал был готов всего на 25%, а его стоимость уже перевалила за 5,2 млрд рублей, из которых 3,1 млрд – кредитные средства ВЭБ.РФ и ВЭБ.ДВ, — 1,6 млрд – вложения инвестора (АО «Международный терминал Хабаровск»).

Одним из ключевых спонсоров создания и модернизации аэропортовой инфраструктуры в России является госкорпорация ВЭБ.РФ. При ее непосредственном участии в разных регионах страны на сегодняшний день завершено 10 проектов аэровокзалов, еще 8 находятся в стадии реализации, из которых 5 – на Дальнем Востоке и Арктике, общий объем инвестиций, вложенных корпорацией за все время, — 143 млрд рублей. Одобрены к финансированию еще 3 проекта с общим объемом инвестиций 30,2 млрд рублей (доля вложений ВЭБ.РФ до 6,6 млрд рублей).

Через год руководство Хабаровского аэропорта официально объявило о переносе даты окончания строительства на 1 квартал 2025 года. Где-то в этом временном промежутке из проекта незаметно вышел генеральный подрядчик ООО «Лимакмарщстрой» или ЛМС, российская компания с турецкими корнями. Она же в 2018 году взяла генподряд на строительство нового здания Хабаровского аэропорта. В октябре 2023 года компания внезапно перестала вести свой Телеграм-канал (18+), а на сайте из раздела, посвященного активным проектам, пропали упоминания о международном терминале. Несколькими месяцами ранее пресс-служба ЛМС опубликовала пост, в котором сообщалось об одновременной реализации 11 объектов, числился среди них и хабаровский. Однако предпосылки к возможному выходу «Лимакмаращстрой» были заметны уже тогда.

«… реализовали строительство терминала аэропорта в Хабаровске и по возможности закончим строительство второго», — говорится в посте.

В настоящее время ЛМС занимается строительством аэровокзального комплекса в Магадане, сдача которого тоже намечена на начало 2025 года. Предполагаем, что такое решение было принято, чтобы сконцентрировать силы на менее трудозатратном проекте и таким образом минимизировать риски отставания от назначенных сроков.

Искать замену долго не пришлось, новым генподрядчиком стал генеральный проектировщик и разработчик проектной документации DBC Consultants (ООО «Ди Би Си»), которая также работала над внутренним терминалом. В портфолио компании входят аэропорты в крупных городах западной части страны, в том числе Санкт-Петербурге и Краснодаре, а также различные промышленные и коммерческие здания.

Внутри строящегося международного терминала Хабаровского аэропорта

В марте 2024 года было объявлено об очередном и на текущий момент последнем повышении стоимости объекта. Так, объем инвестиций, необходимых для завершения строительства, вырос до 6,1 млрд рублей: 3 млрд рублей, включая 1,5 млрд льготного финансирования, предоставляемого льготным инвестпроектам Дальнего Востока и Арктики предоставит ВЭБ.РФ, 2.2 млрд рублей – средства АО «Хабаровский аэропорт», 800 млн рублей – ассигнования из федерального бюджета на техническое оснащение пункта пропуска.

В понедельник, 24 июля на объект прибыл премьер-министр РФ Михаил Мишустин с целью оценить степень его готовности. К этому моменту, по заявлению председателя совета директоров АО «Хабаровский аэропорт», строительство завершено на 85%. Также премьеру было доложено о повышении пассажиропотока на 59% (2,3 млн пассажиров в год). Пока реализация проекта продвигается в соответствии с актуальным графиком, а значит причин поводов критиковать ответственных лиц у Михаила Мишустина не было. В ходе осмотра председатель правительства напомнил всем присутствующим о пользе государственно-частного партнерства и направился к следующей точке своего делового маршрута. А мы по его следам перемещаемся в Магадан, где продолжается строительство комплекса внутренних авиалиний международного аэропорта.

Магаданская область

О намерении построить новый пассажирский терминал в главной воздушной гавани областного центра губернатор Сергей Носов впервые сообщил в начале 2021 года. Реконструкция международного аэропорта «Сокол» имени В. С. Высоцкого изначально была намечена на 2025 год. Инвестиционное соглашение о создании терминала с пропускной способностью 800 человек в час было подписано в том же году между главой региона Носовым, гендиректором холдинга «Аэропорты Регионов» Евгением Чудновским и гендиректором «Новапорт холдинга» Сергеем Рудаковым

УК «Аэропорты Регионов» — одна из ведущих аэропортовых компаний России. Основана в 2012 году. На сегодня под управлением УК «Аэропорты Регионов» находятся 10 аэропортов, в том числе два дальневосточных (Петропавловск-Камчатский и Благовещенск).

На этапе презентации в правительстве обещали приступить к строительству в середине 2022 года, но что-то пошло не так и к этому времени был только лишь подписан контракт на строительство с компаниями «Новапорт Холдинг», «Аэропорт Магадан» и «Лимакмаращстрой», взявшей на себя роль генерального подрядчика. По факту начало реализации проекта было положено только в марте 2023-го. По итогам совещания стороны пришли к выводу, что воплощение проекта в жизнь обойдется минимум в 10 млрд рублей. Спустя месяц был частично решен вопрос государственного софинансирования: в рамках договоренности с Минтрансом РФ на строительство терминала из федерального бюджета было выделено 4 млрд рублей.

Аэропорт Магадана

К концу 2023 года объем вложений в проект составил 5,1 млрд рублей. Еще 5,5 млрд рублей планировалось освоить в течение 2024 года. Общая сумма инвестиций с 2023 по 2025 год с учетом 815 млн рублей, заложенных на 2025 год, должна была превысить 11,5 млрд рублей. Между тем данные, указанные на паспорте объекта, говорят о том, что строительство может обойтись несколько дешевле – 9,9 млрд рублей. Как сообщает пресс-служба правительства России, частный инвестор направил 2,8 млрд рублей, федеральный бюджет – 4,2 млрд руб.

Влево, хоть и незначительно, сместились и сроки сдачи объекта. Заместитель генерального директора «Новапорт Холдинга» Евгений Янклилевич заверил, что уже в декабре «здесь все будет, как на картинке».

— Эти слова представители СМИ уже записали, — подловил Янкилевича премьер-министр и оказался прав.

Камчатский край

Контрольный пакет акций (50%+1) главного аэропорта Камчатки «Елизово» принадлежит той же компании, что управляет воздушной гаванью Магадана – УК «Аэропорты Регионов». Оставшейся долей владеет краевое правительство. Решение о создании нового терминала с целью увеличения пассажиропотока и расширения географии полетов было принято в далеком 2017 году при бывшем губернаторе Владимире Илюхине. Предметно о перспективах начала строительства заговорили лишь в декабре 2020-го, когда представители заказчика (Аэропорт «Елизово») подписали документы о передаче строительной площадки генеральному подрядчику, АО «Крокус Интернешнл», входящему в состав Crocus Group, которой принадлежит проект «Крокус Сити Холла» и других известных коммерческих зданий в столице.

Генеральным проектировщиком и техническим заказчиком нового терминала выступила группа компаний «Спектрум». Этот инжиниринговый холдинг приложил руку к реализации большинства крупных проектов в сфере воздушно-транспортных перевозок на Дальнем Востоке. Услугами генерального подряда, проектирования, финансово-технического аудита и строительного контроля пользовались и продолжают пользоваться при строительстве аэропортов Хабаровска, Магадана, Благовещенска, Улан-Удэ и Южно-Сахалинска.

Ввиду особо сложных логистических условий только заход на стройплощадку занял добрую половину года. Таким образом, приступить к строительству подрядчику удалось только под конец июня 2021 года. Предполагалось, что ввести новый терминал в эксплуатацию удастся к ноябрю 2023-го, но планам не суждено было сбыться, снова вмешались ковидные и санкционные ограничения, к которым в последствии добавился громкий коррупционный скандал.

Уже в декабре 2021 года стало понятно, что в установленные сроки подрядчик не укладывается, в связи с чем дату завершения строительства перенесли на март 2024 года. Как вы понимаете, и к этому времени объект был заметно далек от стадии полной готовности.

Последние на сегодняшний день корректировки были внесены в график в мае этого года:

— Плановый срок, который мы обещали — март 2024 года, сейчас с учетом сдвижки, большой непонятки, с учетом поставки инженерного оборудования, это конец 2024 года, — заявил РИА «Новости» (18+) гендиректор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский.

Аэропорт в Петропавловске-Камчатском от Crocus Group

В октябре 2023 года стройка в аэропорту «Елизово» оказалась в центре коррупционного скандала, итогом расследования которого стали многомиллионные штрафы и длительные сроки заключения. Известно, что в октябре 2023-го сотрудник (некоторые СМИ сообщают, что это был гендиректор) одной из компаний-подрядчиков АО «Ротек» дал взятку на общую сумму 2 млн рублей должностному лицу Дальневосточного управления Ростехнадзора. Деньгами виновный планировал склонить представителя надзорного органа к подписанию актов проверки объекта, несмотря на многочисленные нарушения, выявленные в ходе проверок. План провалился и оба были привлечены к ответственности: взяткодателю назначили 7 лет колонии строгого режима и штраф в размере 2 млн рублей с лишением права занимать определенные должности в течение трех лет после освобождения.

На днях само акционерное общество «Ротек» также оштрафовали на 11 млн рублей. Сумма довольно-таки незначительная, учитывая, что в 2020 году чистая прибыль АО «Ротек», по данным «СПАРК-Интерфакс», превысила 495 млн рублей. Если же введение в эксплуатацию аэропорта снова отложат, то вряд ли это будет связано именно со штрафом.

Реализация проекта пассажирского терминала аэропорта Петропавловска-Камчатского – одна из самых дорогостоящих на Дальнем Востоке. Общий объем требуемых вложений превышает 28,3 млрд рублей. Строительство финансируется частично за счет собственных средств холдинга «Аэропорты Регионов» и кредитов, предоставляемых корпорацией ВЭБ.РФ, в размере 16,9 млрд. рублей. Отметим, что в 2022 году заявленная сумма инвестиций составляла 12 млрд рублей.

Актуальную степень готовности объекта оценить сложно, поскольку аэропорт и краевое правительство неохотно публикуют обновления. В апреле этого года полпред президента в ДФО Юрий Трутнев сообщил, что терминал находится завершающем этапе реализации, ведутся работы по монтажу и подключению инженерных коммуникаций.

Амурская область

В интервью РИА «Новости» глава Амурской области Василий Орлов заявил, что поиски концессионера, готового взяться за модернизацию аэропорта «Игнатьево», продлились больше одного года. Весной 2021-го выбор властей пал на очередное детище УК «Аэропорты Регионов» и ООО «Новапорт Холдинг». В апреле правительство Амурской области и ООО «АБС Благовещенск» подписали концессионное соглашение на проведение реконструкции главного областного аэровокзала сроком на 30 лет. В 2022 году Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на строительство.

По итогам генеральным проектировщиком выступил красноярский проектный институт «Красаэропроект», которая ранее принимала участие в разработке топливно-заправочных комплексов для аэродромов Хабаровска и Владивостока. Генеральным подрядчиком строительства нового пассажирского терминала аэропорта с объектами сопутствующей и инженерной инфраструктуры в результате конкурсного отбора выбрана уже известная нам компания «Ротек».

Проект нового пассажирского терминала аэропорта Благовещенска

Новый терминал внутренних и международных авиалиний площадью 25 тыс. кв. м будет оснащен четырьмя телескопическими трапами. Его суммарная пропускная способность составит не менее 1000 пассажиров в час.

Начало строительству было положено в конце мая 2023 года. К этому времени сумма потенциальных вложений только со стороны частного инвестора оценивалась в 7 млрд рублей. Позже было заявлено, что всего в проект, включая строительство терминала, привокзальной площади и грузовой инфраструктуры, будет вложено 13 млрд рублей. В 2024 году к финансированию подключилась ВЭБ.РФ. Госкорпорация выразила намерение предоставить кредит в размере 12,1 млрд рублей. Помимо рыночного кредита в объеме 8,1 млрд рублей, в проект будет привлечено льготное финансирование для приоритетных проектов Дальнего Востока и Арктики в размере 4 млрд рублей. 31 мая ВЭБ.РФ выделила первые 2,2 млрд.

Ввести терминал в эксплуатацию обещают к маю 2025 году. Параллельно ведется расширение до четырех полос 17-километрового участка автомобильной дороги, ведущей к аэропорту – она должны быть готова к его открытию.

Республика Бурятия

Ситуация в Улан-Удэ в чем-то похожа на таковую в столице Камчатского края. Так же в 2017 году возникла идея привести в порядок действующий аэропорт, дабы нарастить пассажиропоток. Так же путь от обсуждений до настоящей реализации занял несколько лет без каких-либо намеков на возможное продолжение. Разница в том, что инициатива в случае с бурятским «Байкалом» принадлежала не государству, а частнику, причем московскому. В те годы миллиардер Роман Троценко, председатель совета директоров компании AEON Corporation, предложил превратить стагнирующий, по его же словам, аэропорт в ведущий авиационный хаб Дальнего Востока, который «при правильном подходе» в 5-летней перспективе мог бы обслуживать до миллиона пассажиров в год. В 2016 году, по данным Росавиации, этот показатель составил всего лишь 235 тысяч человек.

В интервью Forbes (18+) Троценко заявил, что для достижения подобных цифр в реконструкцию воздушной гавани нужно вложить не менее 3 млрд рублей.

Всего полгода спустя Роман Троценко уже закладывал первый камень нового терминала с министром транспорта РФ Максимом Соколовым и главой республики Алексеем Цыденовым. Троценко тогда заявил, что строительство будет вестись исключительно за счет компании. Однако общая сумма инвестиций составила не 3, а 2 млpд pyблeй, и на пассажиропоток в 1 млн 140 тысяч человек аэропорт выйдет не за пять лет, а за десять – к 2028 году.

Алексей Цыденов, Максим Соколов и Роман Троценко на закладке первого камня аэропорта Байкал

Приступить к строительно-монтажным работам обещали уже в 2019 году, сдать объект – в 2021, но держать заданный темп оказалось для разработчиков непосильной задачей. За два года публике была представлена лишь проектная документация и новый срок сдачи терминала в эксплуатацию – 2022 год.

В июле 2022 года аэропорт «Байкал» стал очередной жертвой усилившихся западных санкций и дату начала строительства снова пришлось подвинуть. В общем, по-настоящему к работам удалось приступить только к началу 2023 года.

Сумма инвестиций вышла на заявленный изначально уровень – 3 млрд рублей, хотя с учетом инфляции по прошествии семи лет она должна равняться, по самым грубым подсчетам, примерно 4,6 млрд. В 2022 году Алексей Цыденов сообщил, что в президиуме правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока под председательством Юрия Трутнева одобрен льготный кредит ВЭБ РФ на строительство терминала. Как позже стало известно, ВЭБ.РФ готова профинансировать до 80%.

Как сообщает пресс-служба Минвостокразвития, новый терминал аэропорта Улан-Удэ должны сдать в сентябре этого года. Общая площадь нового терминала составит 6,6 тыс. кв. метров, высота — 17 метров, планируемая пропускная способность внутренних рейсов аэровокзала — 1 миллион пассажиров в год, 600 пассажиров в час. Ожидается, что с запуском нового терминала существующее здание аэропорта будет принимать международные рейсы.

Фото пресс-служб «АБС Благовещенск», правительства Магаданской области, полпредства президента в ДФО, аэропортов Хабаровска и Благовещенска, Freepik