Росрыболовство дважды не смогло продать ценные квоты на вылов краба в Дальневосточном бассейне. Поставки российской рыбы за рубеж побили исторический рекорд — так же, как и цены на красную икру на Дальнем Востоке. Что происходит в промысловой отрасли ДФО – разбиралось «Дальневосточное обозрение».

Кому краба?

Росрыболовоство дважды не смогло реализовать пакет ценных квот на вылов краба в Дальневосточном бассейне. Второй аукцион был назначен на 11 июля, но не состоялся по той же причине, что и первый – ни один инвестор не подал заявку. По условиям тендера, компания-приобретатель должна построить среднетоннажное краболовное судно только на российской верфи. На аукцион выставлялись доли квот на вылов пяти видов краба в Западно-Сахалинской, Восточно-Сахалинской, Южно-Курильской подзонах, в подзоне Приморья. Квоты предоставляются победителю аукциона сроком на 15 лет. Стартовая цена лота – более 2,4 млрд рублей. Эти квоты были изъяты по решению суда у компаний бизнесмена Дмитрия Дремлюги и других предпринимателей.

У крабовых королей забрали квоты и флот

Основанием для изъятия крабовых квот, флота, прочего имущества у Дмитрия Дремлюги стало, если коротко, заключение прокуратуры о «незаконном иностранном контроле в стратегической отрасли». Общая сумма исков составила 376 миллиардов рублей. По иску Генеральной прокуратуры Фрунзенский районный суд Владивостока изъял у бизнесмена и связанных с ним компаний краболовные и рыболовные суда, катера, множество зданий, земли, прочие объекты. Ранее правоохранительные органы изъяли квоты, флот, береговые мощности у компаний известного сахалинского бизнесмена Олега Кана и его партнера Дмитрия Пашова. Сумма иска составила 358 миллиардов рублей.

Помимо иностранного контроля в стратегической отрасли, к компаниям Кана и Пашова предъявляли претензии по поводу неоднократного «ухода от контроля над предприятиями», о чем свидетельствовали постоянные смены руководства компаний, продажа долей в уставных капиталах.

Позднее Олегу Кану было заочно предъявлено обвинение в убийстве приморского предпринимателя Олега Пхиденко в 2010 году. Бизнесмена винили и масштабной контрабанде краба. Олег Кан успел скрыться за границей, предположительно в Японии. Позже его представитель сообщил о смерти бизнесмена. Однако Генеральная прокуратура не поверила, назвав свидетельство о кончине беглого предпринимателя фальсификацией.

Партнера Кана Дмитрия Пашова приговорили к 4,5 годам лишения свободы. Пашов ранее был депутатом Сахалинской областной думы. До ареста он считался самым богатым парламентарием в России. Он являлся владельцем рыбопромышленной компании «Монерон».

Всего в собственность государства были переданы восемь дальневосточных рыбопромышленных компаний, принадлежавших Дремлюге, Кану и Пашову: «Прибой-Т», «Монерон», «Севрыбфлот», «Аквамарин», «Рентэлит», «Курильский универсальный комплекс», «Симост Восток», «Приморская рыболовная компания».

Вот что еще интересно: аукцион по продаже квот на вылов краба срывается не первый раз. В декабре прошлого года торги на добычу глубоководных членистоногих, тоже в Дальневосточном бассейне, был признан несостоявшимся – по той же причине – никто не заявился на тендер. А до этого аналогичный конфуз имел место в ноябре того же года.

Возможно, дело в цене. Хотя самый «темный» рынок в промысловой отрасли имеет оборот в сотни миллиардов. А четыре ноябрьских-декабрьских лота торговались за 507 млн рублей.

Росрыболовство объявило тендер на крабовые квоты опять. Аукцион пройдет 27 августа текущего года.

Рыба бьет рекорды – на экспорт

Недавно, на пятом по счету заседании Российско-Китайской межправительственной комиссии, прозвучали впечатляющие цифры. Экспорт российской рыбы в Китай в 2023 году побил исторический рекорд. Наши промысловики поставили в Поднебесную 1,29 миллиона тонн рыбы и морепродуктов на 2,89 миллиарда долларов США. КНР стала чемпионом мира по потреблению российской рыбопродукции. Как информирует статистическое управление таможни Китая, за пять месяцев 2024 года мы поставили в эту страну 522,64 тонны рыбы. Более 60% в объеме поставок занимает минтай, но хорошо идет сельдь, сардины, рыбная мука, а также – крабы. В Китае предпочитают покупать краба живого, сейчас фактически российские промысловики формируют новый сегмент рынка – поставки деликатеса живьем.

«Золотая» икра»

2023 год был богат на уловы лососевых. Это дало повод руководителю Росрыболовства Илье Шестакову сделать весьма неосторожное заявление: в декабре он выразил надежду на то, что цены на красную икру в России начнут снижаться. Однако своенравный рынок с господином Шестаковым не согласился. Цены на красную икру даже на Дальнем Востоке сегодня побили все исторические рекорды. На Камчатке килограмм икры чавычи продают по 9 тысяч рублей, нерки – по 8000.

В Приморье стоимость икры достигает 10 000 рублей за килограмм, а на Сахалине – 12 000.

2024 горд не особенно рыбный. А вот прошлый, 2023, был ударным. Промысловики ДФО добыли 609 тысяч тонн лосося. Но на ценах это не отразилось.

Между тем год назад президент России Владимир Путин уже задавал вполне конкретный вопрос Илье Шестакову: почему жители нашей, самой рыбной в мире, страны, едят очень мало рыбы. Минздрав вывел норму потребления, полезную для здоровья, в 28 килограммов в год. А статистика утверждает, что среднестатистический россиянин употребляет не более 21 килограмма. Росрыболовство думало год, а недавно сообщило, что создает АНО, которое будет заниматься рекламированием рыбы россиянам. В главном рыбном ведомстве страны уверены, что народ ест мало рыбы, потому, что не знает о ее пользе. Сумасшедшие цены, видимо, совсем не при чем. Впрочем, икру и крабы никто рекламировать не собирается.

Фото пресс-службы Росрыболовства