«Дальневосточное обозрение» подводит итоги первых шести месяцев 2024-го на краевом рынке госзакупок. Разбираемся в самых крупных контрактах, их бенефициарах и распределителях.

Все рейтинги основаны на информации из открытых источников — СМИ и баз данных, включая официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок, «СПАРК-Интерфакс» и другие. В материале учтены только государственные контракты, заключенные с 1 января по 24 июня 2024 года.

 

Дорожники рулят

 

Если в первом квартале 2024-го в топ-5 крупнейших закупок в крае попал лишь один дорожный контракт на скромные 465 миллионов, то в этот раз лидеры отрасли забрали три первых строчки. В двух случаях сумма превышает миллиард рублей, в одном — почти ее достигла. За аналогичный период прошлого года было заключено три миллиардных сделки.
Здесь стоит оговориться — одна из закупок в топ-3 с дорогами напрямую не связана, но стоит за ней ООО «Форпост», сделавшее себе имя в первую очередь на строительстве и ремонте трасс разного уровня. Впрочем, за аналогичный период 2023 года дорожникам достались и вовсе четыре из пяти крупнейших контрактов в регионе.

Две самые большие закупки первого квартала остались в числе крупнейших и по итогам полугодия, но теперь замыкают пятерку. К слову, и тогда, и сейчас мы формируем ее по простому принципу — компания может быть зарегистрирована где угодно, однако поставщик должен быть зарегистрирован в Хабаровском крае, а работы непосредственно вестись на территории региона.
Интересно, что число «варягов» среди исполнителей крупнейших контрактов немного сократилось по сравнению с первым кварталом года — с трех до двух компаний.

Разберем лидеров подробнее. В 4,3 миллиарда рублей бюджету страны обойдется ремонт подъезда к Комсомольску-на-Амуре на федеральной трассе А-376, ведущей в Город юности из Хабаровска (50-139 км).

Исполнитель — ООО «Стройдорсервис», забрал закупку в результате открытого конкурса, при этом конкурентов у компании попросту не нашлось. Работы должны быть сданы к концу сентября 2026 года.

Трасса А-376 продолжает оставаться главной золотой жилой для дорожников края и соседних регионов. После обретения федерального статуса в 2019-м она ежегодно приносит им десятки контрактов на миллиарды рублей. На 678 километрах дороги действительно есть где разгуляться: только на отрезке Лидога-Ванино к концу июня шли работы сразу на четырех участках общей протяженностью 34 километра.

На втором месте — реконструкция причальной стенки при речном вокзале Комсомольска-на-Амуре за 1,1 миллиарда рублей. Привести объект в нормативное состояние КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амура» должно было еще до конца 2020 года после того, как соответствующее решение по иску природоохранной прокуратуры вынес Ленинский районный суд.

Однако вместо этого учреждение лишь разработало проектно-сметную документацию и передало объект на баланс «Хабаровского краевого управления автомобильных дорог». Там реконструкцию причала проводить отказались под предлогом того, что это будет нецелевым расходованием средств.

В итоге объект вернули прежнему учреждению, а деньги на ремонт привлекли по линии реализации долгосрочного плана развития Комсомольска-на-Амуре до 2030 года. Большую часть выделит федеральный бюджет, срок сдачи — февраль 2026-го. Исполнением контракта займется ЗАО «Форпост».

На третьей строчке рейтинга крупнейших госконтрактов края в 2024 году — все та же трасса А-376. ООО «Амуравтодор» реконструирует мост через Амур (участок 170-196 километров) за 977 миллионов рублей.
Автодорожное полотно моста построили еще в 1982 году и с тех пор капитально не ремонтировали. Сегодня по нему проезжает до 5,5 тысячи машин ежедневно. До 2026-го подрядчик должен не только заменить асфальт, но и отремонтировать пролеты и мостовое полотно, поменять ограждения, установить электроосвещение и «архитектурно-художественную подсветку».

«Ремонт рассчитан на три года. Объект технически сложный: длина каждого ферменного пролета составляет более 350 метров, при этом работы будут проводиться на высоте 50 метров от уровня воды. Поскольку мост обеспечивает бесперебойное сообщение с Комсомольском-на-Амуре и не имеет альтернативного объезда, на период ремонта движение транспорта прерывать не будут», — рассказывал директор подведомственного Росавтодору ФКУ ДСД «Дальний Восток» Сергей Петраев.

Любопытен подрядчик. У ООО «Амуравтодор» были все шансы попасть в топ-5 крупнейших поставщиков по госконтрактам в крае за первые два квартала 2024-го: в активе фирмы три сделки на общую сумму более миллиарда рублей, все связаны с дорогами края. За весь прошлый год «Амуроавтодор» заключил еще десять аналогичных контрактов на 617 миллионов.

Выручка предприятия в 2023-м составила свыше 460 миллионов рублей, чистая прибыль — более 17 миллионов. Но принадлежащая предпринимателю Вячеславу Московчуку фирма зарегистрирована в Москве, поэтому по формальным признаком краевым подрядчиком не считается, а ее налоги идут мимо регионального бюджета. Видимо, столице нужнее.

На четвертом месте — контракт, ставший самым крупным в первом квартале. Десять трамваев от Усть-Катавского вагоностроительного завода (принадлежит «Роскосмосу») обошлись федеральному и краевому бюджетам в 800 миллионов рублей, заказчик — управление промышленности, транспорта и связи администрации Хабаровска.

Новые трамваи в городе ждали как минимум с 2023-го, когда впервые была анонсирована закупка. Они будут курсировать в том числе и по маршруту №5, по которому из-за особенностей конструкции путей ходят устаревшие и часто ломающиеся вагоны. Их замена должна поступить в Хабаровск уже в этом сентябре.

Замыкает пятерку контракт на модернизацию системы водоотведения Советской Гавани за без малого 518 миллионов рублей, подрядчик — ООО «Капторстрой».

По итогам первого квартала эта закупка стала второй по величине в регионе. С тех пор одна из старейших и крупнейших строительных компаний края на рынок госзакупок больше не выходила, а потому к середине года выпала из рейтинга главных подрядчиков. К нему и перейдем.

 

Лидеры бьют рекорды, середняки удивляют

 

Благодаря крупному тендеру на ремонт трассы А-376 «Стройдорсервис» уверенно лидирует и по общей сумме контрактов, заключённых за первые шесть месяцев 2024 года. Еще миллиард в копилку компании добавили пять сделок поменьше — все на содержание или ремонт разных участков трассы А-370 «Уссури».

Эта дорога обеспечивает компанию Федоровых не первый год. В 2023-м только один контракт по ней стоил 1,1 миллиарда рублей и стал третьим по величине в крае за тот год. На ремонт другой части этой трассы, уже в Приморье, Федоровы получили еще 1,65 миллиарда.

Но вернемся к А-376. Эта же трасса принесла самый большой госконтракт и за весь 2023 год — но на 1,76 миллиарда рублей, что почти в два раза меньше нынешней топ-сделки. Кстати, заполучило его тогда ООО «Хабаровскдорснаб».

В этом году данные «коллеги» «Стройдорсервиса» вообще не отсвечивают на рынке госзакупок. Зато сама компания за половину 2024 года перебила и собственные показатели за весь 2023-й — тогда заключены были 10 контрактов на 3,8 миллиарда рублей.

Достижения скромнее нынешних, но даже они весьма благотворно сказались на бухгалтерии компании — 9,3 миллиарда рублей выручки, 400 миллионов чистой прибыли и двухкратный рост активов — с 363 до 764 миллионов рублей. Финансовые итоги за 2024-й пока обещают быть еще круче.

На второе место по общей сумме госконтрактов переместилось АО «ДГК» — по итогам первого квартала энергетики лидировали. Существенного прорыва за три месяца не случилось: тогда было 968 сделок на 2,2 миллиарда рублей, сейчас стало 1006 договоров на 2,3 миллиарда.

Что вполне объяснимо: большая часть контрактов на поставку тепла и горячей воды заключается госучреждениями в начале года. Но самой дальневосточной дочке «Русгидро» есть куда стремиться — в 2023-м компания получила на госконтрактах свыше трех миллиардов рублей, аналогичными сумами энергетики оперировали и в предыдущие годы.

С учетом убытков в 2023-м году (-8,4 миллиарда, хотя это все еще лучше тех почти 34 миллиардов, что «ДГК» потеряла в 2022-м) на счету должна быть каждая копейка. Хотя, скорее всего, в компании явно рассчитывают не на госзакупки, а в первую очередь на первую за два года индексацию тарифов, намеченную на 1 июля.

На третьем месте ЗАО «Форпост». В первом квартале компания Николая Еремина получила четыре контракта на 983 миллиона рублей — это две крупных сделки на содержание дорог, ремонт моста в Николаевском районе и капитальный ремонт школы №5 в Николаевске-на-Амуре. Тогда этого хватило, чтобы занять второе место в рейтинге поставщиков вслед за «ДГК».

За последующие три месяца к этим сделкам прибавилась всего одна, зато какая — тот самый ремонт причала в Комсомольске-на-Амуре принесет «Форпосту» почти миллиард рублей. В общей сложности получается больше двух миллиардов рублей — такими объемами государственных денег копания не оперировала с самого основания, это ее личный рекорд по объемам госзакупок.

Рекорд может оказать позитивное влияние на бухгалтерию по итогам года. С ней и так все неплохо: несмотря на падение выручки с 701 до 470 миллионов рублей в 2023 году, чистая прибыль выросла с 5,4 до 41 миллиона рублей, а активы — с 1,3 до 53,3 миллиона.

Четвертое место неожиданно у ООО «Передвижная механизированная колонна «Биробиджанводстрой». Название не врет — компания работает (в основном строит дороги) исключительно на территории Еврейской автономной области. В этом рейтинге предприятие из-за того, что зарегистрировано в Хабаровском крае, поэтому формально является местным подрядчиком. Получается, что компенсируют налоги, недополученные регионом из-за московской прописки «Амуравтодора».

Наконец, пятая строчка рейтинга подрядчиков у ООО «Стройбыт». Эту компанию можно назвать местной уже безо всяких оговорок, хотя по масштабу она явно несопоставима со своими коллегами по топ-5. В первом квартале года фирма была почти незаметна — два контракта на ремонт школ и один на ремонт больницы в Хабаровском крае принесли ей около 290 миллионов рублей.

Однако уже во втором квартале почти столько же «Стройбыт» получил на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Лучегорске из соседнего Приморья. 288 миллионов рублей под это дело даже нашли в бюджете Пожарского муниципального округа.

Так, расширение географии присутствия вывело в общем-то скромного подрядчика в топ-5 по своему региону. 577 миллионов рублей на госконтрактах — это почти в четыре раза больше рекордного прошлогоднего результата, когда девять тендеров принесли «Стройбыту» 155 миллионов. Тогда даже этого хватило для скачка выручки с 82 до почти 303 миллионов рублей в 2023 году.

 

Часть третья: рейтинг заказчиков

 

Впервые в формате рейтинга пробежимся и по главным госзаказчикам в крае. Что обращает на себя внимание? Трое из пяти связаны с дорогами или транспортом в каком-либо виде. Впрочем, это уже не удивляет.

Уверенный лидер — Федеральное казенное учреждение «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства». За полгода ФКУ распределило 71 контракт на общую сумму около 38,5 миллиарда рублей.

Да, важно уточнить, что дирекция отвечает за все федеральные трассы на Дальнем Востоке, и хотя зарегистрирована она в Хабаровском крае, местным заказчиком она является лишь отчасти. Но отметить ее все равно стоит хотя бы из-за крайне любопытной тенденции — рекордно большого объема распределяемых средств.

Например, в 2021 году ФКУ распределило среди дальневосточных дорожников 151 тендер на 25,3 миллиарда рублей, в 2022 году 122 договора на 28,1 миллиарда рублей, а за половину 2024-го провела всего 71 закупку, но на 38,5 миллиарда рублей. В последний раз такие объемы отмечались в 2020-м, когда за весь год на дальневосточные трассы выделили 58,3 миллиарда рублей, но и контрактов тогда было 197.

Увы, но самые лакомые куски этого пирога пока достаются другим регионам ДФО. 18,2 миллиарда ушли в Приморье, еще 5,4 миллиарда — на Камчатку. Хотя и контракт на 4,3 миллиарда для «Стройдорсервиса» скромным назвать не получается.

Второе место Управления промышленности, транспорта и связи администрации Хабаровска почти целиком обусловлено закупкой автобусов и троллейбусов для нужд города. То же и с четвертой строчкой, где КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амура» распределило 1,3 миллиарда, но большая часть средств ушла на ремонт привокзального причала.

Примерно те же суммы распределили КГКУ «Хабаровскуправтодор» (третье место) и КГУП «Региональные коммунальные системы» (пятое место), но здесь в обоих случаях речь идет уже о нескольких десятках более мелких закупок среди многочисленных подрядчиков.

Алексей Петров

Фото: Freepik