Легендарный авторынок во Владивостоке «Зеленый угол» значительно сократился и, возможно, доживает свои последние месяцы. Торговля машинами на авторынке все еще продолжается, но активность напоминает агонию: перекупы ищут альтернативные площадки под свой товар.

Все началось в декабре 2023 года, с Саперного редута № 4 Владивостокской крепости, на «крыше» которого все 30 лет существования «Зеленки» стояли автомобили.

Историческое событие

Данный участок относится к объектам культурного наследия и является частью Владивостокской крепости, входящей в состав единого музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева. Этой зимой прокуратура вынесла решение вернуть территорию ведомству.

Как рассказал руководитель пресс-службы музея имени Арсеньева Андрей Островский, сложный процесс оформления объекта на «Зеленом углу» продлился почти год, и по завершении мероприятий началась зачистка данной территории.

В настоящее время от машин освобождены 12 земельных участков общей площадью 13 га и идут суды, инициированные прокуратурой, в отношении еще двух «самозахваченных» участков, совокупная площадь которых 1 га.

«Знаете, мне до сих пор не верится, что «легенду» «правого руля» в России вот так быстро ликвидируют. Это событие, которое войдет в историю и мы – его живые очевидцы», — сокрушается директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский.

«Горожанам, присутствующим в свое время при расцвете «Зеленки», теперь приходится наблюдать ее закат – это печально», — добавляет предприниматель, партнер автосервиса «Белизар» Максим Башков.

«Но прогресс – неотъемлемая часть любого времени. В 90-х «Зеленка» была культовым местом, но сейчас очевидно: большой хаотичный базар не только прибыли не приносит, но мешает развитию микрорайона», — поясняет Дмитрий Клатаевский.

Директор по развитию компании по продаже автомобилей Genomus Co., Ltd Евгений Кульчицкий отмечает, что ликвидация «Зеленого угла» — событие ожидаемое: «Жаль «Зеленку», это целая эпоха. Но в текущих условиях торговли очевидно, что рынок офлайн, а значит и земля, где он расположен, не приносят прибыль. Сам формат купли-продажи авто изменился. Покупатели и продавцы торгуют на онлайн-площадках. В этой связи, можно было вообще ничего не предпринимать, «Зеленый угол» и сам бы скоро опустел».

«Зеленку» знала вся Россия, а про крепость даже не все местные жители слышали. Но, исторические памятники восстанавливать необходимо, и новый музей будет городу на пользу», — уверен Денис Малых, автоперегонщик.

Вице-президент Российской гильдии риелторов, эксперт Народного фронта в Приморском крае Владимир Каплинский сожалений по поводу «Зеленого угла» не испытывает: «О чем мы рассуждаем? О базаре, который давно требовал ликвидации. Для Владивостока каждый участок земли имеет значение, а тут столько гектаров занимает рынок, который давно себя изжил. Что там продавать? Торговля автомобилями активно переходит в цивилизованный онлайн-формат. От это выигрывают и продавцы, и покупатели».

Шикарная территория

Освобожденная от машин территория огромна, более 14 га. Всех волнует один вопрос: как будет использована удобная городская локация?

Андрей Островский пояснил, что здесь будет организована прогулочная зона, объединяющая новый квартал «Зеленый бульвар» с верхней частью Минного городка. Ключевое место займет Саперный редут, который возведен на высоте 224, а также видовая площадка. «Они станут украшением города, общественным достоянием жителей и гостей края», — отметил руководитель пресс-службы музея имени Арсеньева.

«На мой взгляд, культовый рынок не может помешать таким важным мероприятиям, как реставрация памятников культурного наследия, — уверен директор автосервиса «Белизар» Артем Макеев. — В районе «Зеленого угла» можно и музей разместить, и видовую площадку сделать, и авторынок оставить, грамотно разделив огромную территорию».

Так или иначе, большинство опрошенных респондентов полагают, что ключевая часть локации отойдет застройщикам.

Евгений Кульчицкий: «Данная шикарная территория давно привлекает девелоперов. Вокруг рынка все застроено, скоро и часть этой территории под дома попадет. Другую часть могут занять китайские дилерские центры, и только небольшой участок отдадут музею».

Дмитрий Клатаевский: «Лично у меня есть сомнения, что эту территорию благоустроят для горожан, в очередной раз удобная локация «уйдет» под бизнес».

Максим Башков: «Гораздо проще разваливать созданное годами, оперируя «благородной подоплекой», мол, «возвращаем городу объект культурного наследия», которым, на секундочку, никто лет 30 не интересовался. А по факту время покажет, что лакомый кусок в виде ликвидного земельного участка, получили девелоперы».

Основатель компании ADN GROUP Павел Дегтярев: «Речь идет о нашей истории и в этой связи восстановление фортов необходимо. Но музей займет совсем небольшую территорию, а остальные гектары, вероятно, просто застроят жилыми комплексами».

А вот риэлтор Владимир Каплинский ничего плохого в застройке не видит: «Целесообразно часть земли отдать девелоперам, городу нужны новые современные жилые комплексы. Весь участок точно не застроят, в любом случае локация будет адаптирована под город: появятся музеи, новые зоны отдыха, красивые здания, место станет событийным и интересным», — уверен эксперт по недвижимости.

Альтернатива

Судьба «Зеленки» давно была предрешена, говорят эксперты. Вопрос заключался только во времени. Поэтому большинство «зеленщиков» заранее начинали узнавать о возможностях новых торговых площадок.
«Многих интересуют крытые помещения, и такие в городе есть. Некоторые выкупают торговые места этажами», — поясняет Павел Дегтярев.

«Пока еще «Зеленый угол» работает, та часть, которая не попала под ограничения, машин много, идет активная торговля», — поясняет Максим Башков.

«Но это, скорее, агония – продавцы распродают остатки, — уточняет Евгений Кульчицкий, — причем, чтобы ускорить процесс, через нотариуса делают договор доверенности на нового хозяина машины, чтобы тот мог официально год покататься и затем по закону уже выкупить авто официально».

Денис Малых: «Те, кто продолжает культивировать формат офлайн-торговли, переезжают на специальные крытые парковки – таких все больше открывается во Владивостоке – и там торгуют авто. Но тренд очевиден и даже перекупы начинают это понимать: привозить машины проще под конкретного заказчика».

Отметим, что для любителей «живой» торговли может появиться отличная альтернатива в виде сразу двух «аналогов» «Зеленого угла».

Речь идет об авторынке, который планирует построить ООО «Сургут Сервис», (Надеждинский район, развязка трассы Де-Фриз – Новый – Седанка – Патрокл) и проекте «Оранжевый угол», который будет располагаться в Артемовском городском округе на территории «Примринга».

«Какими будут новые альтернативные площадки, которые готовят под торговлю авто? Создадут ли там инфраструктуру, не хуже, чем на «Зеленке»? Речь ведь идет не просто о формате купли-продажи, а о целом комплексе сервисов и услуг», — задается вопросом Артем Макеев.

Максим Башков: «Кто бы что не говорил, «Зеленый угол» — это прежде всего удобная инфраструктура по принципу «все включено». Человек приходил не только за машиной, но мог здесь же сразу приобрести любые сопутствующие товары. Механизм «Зеленки» формировался и четко функционировал десятилетиями. А что смогут предложить новые локации? Большой вопрос».

Частично на него ответил генеральный директор ТРК «Приморское Кольцо» Сергей Веркеенко, рассказавший о проекте «Оранжевый угол». По его словам, площадка станет новым форматом возможностей для тысяч людей, задействованных в автобизнесе. Здесь смогут работать не только продавцы автомобилей, но и целые транспортные компании, таможенные брокеры, специалисты по автокредитованию и так далее. Под проект готовы выделить 50 гектаров, и создатели уверены, что «Оранжевый угол» превзойдет своего «зеленого» конкурента как минимум по качеству инфраструктуры.

«Речь не идет о «придорожном авторынке». Проект позиционируется как автокластер, с открытыми асфальтированными площадками, ресторанами, офисами, отделениями страховых компаний и банков, гостиниц и так далее, который может стать новой визитной карточкой Приморского края», — пояснил Веркеенко.

В целом, работающие во Владивостоке автодилеры солидарны во мнении, что, если бы к «Зеленому углу» не применили принудительные меры, он опустел бы и сам.

«Привозить машины в текущих условиях сложно, дорого и невыгодно, перекупы уходят как класс. Покупателям совершенно не обязательно бродить по рынку в поисках «своего» автомобиля, как это было раньше. Огромный ассортимент доступен в интернете и не удивлюсь, если скоро мы увидим виртуальный «Зеленый угол»», — резюмирует Дмитрий Клатаевский.