Бывший начальник главного управления МЧС России по Хабаровскому краю может отправиться в колонию за злоупотребления в Краснодарском крае. «Дальневосточное обозрение» рассказывает, кто такой Олег Волынкин, чем он отличился на Дальнем Востоке и как сам оказался в чрезвычайной ситуации.

«Доверился личному составу»

Басманный суд Москвы 24 мая отпустил генерал-лейтенанта внутренней службы Олега Волынкина под домашний арест. Начальник ГУ МЧС по Краснодарскому краю, ранее занимавший аналогичные должности в Хабаровском крае и на Камчатке, обвиняется в злоупотреблении полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ). Ему грозит до десяти лет лишения свободы.

Волынкина задержали 27 сентября 2023 года в сочинской гостинице. Сначала СМИ и соцсети сообщали о взятке, однако информация не подтвердилась — чиновнику вменяют приемку работ по фактически не выполненному госконтракту с общим ущербом на сумму чуть больше трех миллионов рублей.

Речь идет о поставке стройматериалов для проведения работ в двух пожарно-спасательных частях ГУ МЧС России по Краснодарскому краю. Закончить работы должны были до начала гонок «Формулы-1» в Сочи в сентябре 2021 года, но подрядчик не только не уложился в срок, но и поставил неполный комплект материалов, к тому же ненадлежащего качества. Несмотря на это, в ГУ МЧС работы оплатили в полном объеме.

Самого предпринимателя, обманувшего бюджет на три миллиона, признали виновным в мошенничестве и подделке документов (ст. 159 и 327 УК РФ) еще в апреле 2023 года. Он полностью признал вину, возместил нанесенный ущерб и был приговорен к трем годам и четырем месяцам лишения свободы условно.

Олег Волынкин проходил по этому делу свидетелем, и для него самого серьезные проблемы начались лишь через несколько месяцев после приговора подрядчику, и, казалось, завершения этой истории.

В отличие от предпринимателя, который провел весь период следствия под домашним арестом, руководитель краснодарского главка МЧС сразу же после задержания в сентябре 2023 года был отправлен в СИЗО и полгода добивался смягчения меры пресечения.

За это время его состояние здоровья заметно ухудшилось, заявляют адвокаты. В октябре Волынкин попал в реанимацию и, как сообщали РИА Новости со ссылкой на «информированный источник», провел там минимум неделю.

«Тот факт, что он находится в городской больнице, а не фсиновской, может говорить о серьезности ситуации», — цитировало издание собеседника.

Ходатайства о смягчении меры пресечения Волынкину суд последовательно отклонял, до последнего их не поддерживали и следователь с прокурором. Сторона обвинения настаивала, что состояние здоровье позволяет обвиняемому находиться в СИЗО, а наличие родственников в Молдавии, где родился Волынкин, создает риски для побега.

Защита чиновника утверждала, что тот скрываться не намерен, так как признал вину и не может законно выехать из страны из-за просроченного загранпаспорта и доступа к секретным документам. При этом у его родственников есть жилье в Москве, где он может находиться под домашним арестом.

Саму необходимость смягчения меры пресечения для Волынкина они объяснили не только болезнями, но и необходимостью заботиться о неработающей супруге-пенсионерке.

«Ущерб в настоящее время возмещен, а очные ставки и допросы с подчиненными уже проведены. Остальные доказательства носят формальный характер», —приводит БФМ.РУ слова адвоката Станислава Шнайдера.

«Коммерсантъ» цитировал и самого Волынкина с заседания 27 сентября 2023 года, на котором суд отправил его в СИЗО на два месяца.

«Моя вина в том, что доверился личному составу и сам не перепроверил выполнение контракта. Ущерб по делу уже возмещен. Я прослужил 39 лет (сначала в армии, с 1994 года — в МЧС, возглавлял три региональных управления ведомства.— “Ъ”), от курсанта до генерала. У меня острая сердечная недостаточность, в 2017 году удалили треть почки… От наказания уходить не собираюсь. Если посчитаете возможным, то готов находиться в квартире моего брата в Москве (под домашним арестом.— “Ъ”)», — сказал чиновник.

24 мая суд все же отказал следователю в продлении содержания обвиняемого под стражей. Волынкин отправлен под домашний арест до 21 июля.

Взрывы, пожары и наводнения

Сергей Волынкин действительно родился в Кишиневе, но карьеру в структурах МВД начал в Хабаровском крае еще в 1994 году — в должности старшего офицера оперативного отдела штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В 1997-м занял пост заместителя начальника отдела
оперативного планирования Главного управления по делам ГО и ЧС Хабаровского края, а к 2008 году дослужился до должности первого замначальника регионального управления МЧС. В 2011-м Волынкина перевели должность руководителя управления МЧС по Камчатке.

С июня 2016-го по февраль 2017-го работал первым заместителем начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России. После расформирования регионального центра вернулся в Хабаровский край, но уже в статусе начальника главка. Эту должность он занимал до своего перевода на Кубань в январе 2020-го.

В свой первый заход в Хабаровский край Волынкин не был особо заметен. К его назначению руководителем главка МЧС в 2017 году в СМИ вспоминали только историю о том, как он организовывал работу по разминированию авиационных бомб в поселке Софийск в Ульчском районе.

Тогда под руководством первого замначальника ГУ МЧС по краю Волынкина в Амуре и окрестностях были найдены и уничтожены 154 авиабомбы времен Второй мировой, оставленных армией милитаристской Японии при отступлении в 1945 году. Полностью проблему решить тогда не удалось — так, очередной снаряд во всем том же Софийске обнаружили в 2018-м, когда Волынкин уже возглавлял главк.

В 2017 году начальник управления в составе рабочей группы во главе с губернатором Вячеславом Шпортом работал на месте крушения пассажирского самолета в селе Нелькан Аяно-Майского района.

В январе 2019-го он работал уже на месте другого происшествия вместе с другим же губернатором — тогда Олег Волынкин и Сергей Фургал проверяли работы по ликвидацию последствий схода оползня в Верхнебуреинском районе. Вместе с министерством обороны спасатели занимались подрывом затора, перекрывшего русло Буреи.

Вообще 2019-й можно назвать самым сложным годом для Волынкина как руководителя ГУ МЧС по Хабаровскому краю. Начался он с резкого роста смертности на пожарах, из-за которого ведомство даже обратилось к губернатору.

«К сожалению, да, мы создали пожарные подразделения, но в этих пожарных подразделениях зачастую на дежурство заступает всего два человека, которые по прибытию к месту пожара не в состоянии создать звено ГЗДС с подачей пожарного ствола для спасения и тушения», — жаловался Волынкин на дефицит кадров в феврале 2019 года.

Примерно тогда же руководитель главка признавался, что резкий рост жертв на пожарах может быть связан с неэффективной работой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в районах края — и ругал муниципальные власти.
Летом пришла другая беда — наводнение на Амуре, второе по масштабу за всю историю измерений после страшного 2013-го. В Хабаровске вода достигала отметки в 644 сантиметра, в Комсомольске-на-Амуре — 768 сантиметров.

Однако карьера Олега Волынкина от паводка не пострадала. Даже наоборот — прибывший в сентябре в регион глава МЧС Евгений Зиничев облетел пострадавшие районы на вертолете и похвалил исполнителей на местах. В том числе остался он доволен и той самой системой РСЧС, которую в феврале критиковал Волынкин.

«Паводковые явления на Амуре продолжаются уже два месяца. Мы приобрели хороший опыт. Можно сделать вывод, что все наши модели, превентивные мероприятия были проведены правильно. Помог также опыт соседней Амурской области. В целом хочется отметить положительную работу единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Амурской области и Хабаровском крае. Система РСЧС показала себя как единый действенный механизм», — сказал тогда Зиничев.

Последовавший в 2020 году перевод Олега Волынкина в Краснодарский край действительно не был похож на ссылку за неудачную работу, хоть и обернулся для него самого уголовным делом и возможным концом карьеры.