Кого коснутся изменения по НДФЛ, упрощенке и налогу на доход компаний

Правительство одобрило законопроект Минфина о налоговой реформе в России. Предполагается, что Госдума рассмотрит документ до конца весенней сессии (подойдет к концу 4 августа). Изменения могут вступить в силу уже с 1 января 2025 года, а основные параметры усовершенствованной налоговой системы закрепят до 2030 года.
Министерство финансов России готовило законопроект после февральского послания президента Федеральному Собранию. Тогда Владимир Путин заявил о том, что в стране необходимо сформировать более «справедливую налоговую систему». Фактически речь идет о переходе к прогрессивной шкале налогообложения.

Конкретные параметры шкалы до недавнего времени не озвучивались: в правительстве и Госдуме проводили лишь слушания вокруг усовершенствования системы. В этот период звучали различные предложения, а основная дискуссия разворачивалась вокруг изменения ставок НДФЛ. Так, парламентарии высказывали довольно полярные мнения в части подходов к справедливости: некоторые предлагали увеличивать ставку налога на доход физлиц при ежемесячном доходе от 400 000 тысяч рублей, другие и вовсе — от 150 тысяч рублей.

Накануне Минфин дал конкретику. В итоге многие параметры оказались мягче, чем ранее предлагали некоторые участники обсуждений.

97% к 3%

Самый обсуждаемый аспект налоговой реформы — изменение подхода к взиманию налогов с физических лиц. Ранее неоднократно подчеркивалось, в частности министром финансов РФ Антоном Силуановым, что изменения не коснутся подавляющего большинства россиян, при этом удовлетворят запрос населения на справедливый подход к налогообложению.

В итоге по подсчетам Минфина, основанных на данных ФНС, взимать налоги по-новому начнут только с 3% жителей страны (2 миллиона человек). Для остальных же 97% изменений не произойдет, наоборот, некоторые россияне, а именно семьи с детьми с подушевым доходом менее полуторакратного размера минимального прожиточного минимума в месяц получат послабления — так называемый налоговый кэшбек в конце года. В итоге для таких семей ставка НДФЛ фактически снизится с 13% до 6%. Не коснется реформа в части изменения ставок налога на доходы физлиц и участников СВО.

Таким образом, предлагается следующая прогрессивная шкала по НДФЛ:

  • для доходов до 2,4 млн рублей в год – 13%
  • от 2,4 до 5 млн. рублей – 15%,
  • от 5 до 20 млн. рублей – 18 %,
  • от 20 до 50 млн. рублей – 20 %
  • свыше 50 млн. рублей – 22 %.

Подсчеты поступлений в бюджет после изменения подхода к взыманию налогов Минфин пока не публиковал. Тем не менее, известно, на какие статьи будут направлены средства от повышения ставок. Так, речь идет о финансировании новых национальных проектов «Семья», «Молодежь», «Продолжительная и активная жизнь» и «Кадры». Кроме того, предполагается увеличить вложения в инфраструктуру, борьбу с бюджетным неравенством в субъектах, поддержку бизнеса, развитие технологического суверенитета и социальную сферу.

Бизнес

Вопреки опасениям, изменения не коснутся ставок налога на добавленную стоимость, что в противном случае сказалось бы на росте цен и, как следствие, инфляции. Между тем, подход к освобождению от уплаты НДС по упрощенке все же будет изменен.

После принятия закона будут увеличены пороги УСН по доходам — до 450 млн рублей и по основным средствам – до 200 млн рублей с одновременным введением обязанности по уплате налога на добавленную стоимость для налогоплательщиков с доходами более 60 млн рублей и с одновременным отказом от повышенных ставок в размере 8% – для «доходов» и 20% – для режима «доходы минус расходы».

«Такой подход позволит малому бизнесу плавно встраиваться в общую систему налогообложения. При этом бизнесу будет предоставлена альтернатива по уплате НДС на его выбор: либо общий режим налогообложения – 20% (10% по отдельным видам товаров и 0%) НДС со всеми вычетами; либо 5% НДС без права на вычеты (это в режиме тех предприятий, которые имеют выручку от 60 млн до 250 млн рублей) и 7% НДС без права на вычеты (для доходов от 250 млн до 450 млн рублей в год)», — заявил Антон Силуанов в ходе заседания правительства.

Изменения направлены на борьбу с практикой дробления бизнеса и касаются 3,2% предприятий, на на них приходится 46% доходов по УСН. Для тех же, кто в ходе реформы решит отказаться от схем дробления предусмотрена налоговая амнистия.

Кроме того, повышению подлежит налог на доходы организаций с 20% до 25% с одновременным отказом от оборотных сборов как курсовые экспортные пошлины. Подчеркивается при этом, что доля прибыльных организаций в России увеличилась в прошлом году на 1,4% — до 75,3%, а их финансовый результат достиг 33,3 трлн рублей.

Изменяется и подход к налогообложению в рентных отраслях — в основном сырьевом секторе. В дополнение к повышению налога на прибыль организаций Минфин предлагает скорректировать для них формулу расчёта рентных налогов, повысив уровень рентной нагрузки до минимально сопоставимых с другими рентными отраслями.

«В то же время важно сохранить и усилить инвестиционные налоговые стимулы, особенно в стратегических отраслях, которые станут фундаментом для экономики будущих поколений. Предлагается сохранить условия налогообложения для преференциальных режимов, которые сегодня функционируют с учётом стабилизационных оговорок. Все стабилизационные решения, которые содержатся в законе по спецконтрактам, в таких специальных режимах, как особые экономические зоны, территории опережающего развития, где есть стабилизационные оговорки, – все они будут сохранены без изменения», — сказал Силуанов.

Помимо сохранения действующих преференций, предлагаются новые. Например, инвестиционный налоговый вычет. Коэффициент на проведение НИОКР повысится — с 1,5 до 2. Это значит, что инновационные компании будут платить налоги с меньшего размера налогооблагаемой прибыли. Также будут увеличены меры поддержки компаний, проводящих обновление фондов и основных средств.