Судебные тяжбы вокруг «Обхода Хабаровска» не утихают. Министерство экономического развития Хабаровского края подало обратный иск к компании-строителю трассы ООО «Региональная концессионная компания». Ведомство намерено взыскать с концессионера задолженность в размере 249,8 млн рублей. А пока заказчик и исполнитель выясняют отношения, общественники поделились с редакцией «Дальневосточного обозрения» данными системы учета количества пользователей первой в крае платной автодороги. Согласно цифрам, полученным с установленных вдоль трассы датчиков, средняя суточная интенсивность движения в три раза ниже прогнозируемой. В каком положении сегодня находится «Обход Хабаровска» и как развиваются отношения краевого Минэка с РКК в суде — в публикации «Дальневосточного обозрения».

Ожидание — реальность

С 15 мая Региональная концессионная компания присоединилась к соглашению о межоператорском взаимодействии, в рамках которого в том числе предусмотрено подключение к единой системе взимания платы ГК «Автодор», объединяющей владельцев и операторов платных федеральных и региональных дорог. Таким образом, автомобилисты теперь могут рассчитываться с помощью транспондеров. Заметим, что на момент подписания концессионного соглашения в декабре 2016 года бесконтактная оплата проезда не была заложена в проекте.

Установка подобного оборудования прежде всего должна решить главную проблему многих платных дорог — заторов на пунктах взимания платы (ПВП) за счет возможности безостановочного проезда по выделенным полосам. Оплата таким образом списывается автоматически с лицевого счета. Актуальна ли эта проблема для «Обхода Хабаровска»? Давайте посмотрим на цифры.

В распоряжении редакции оказались результаты подсчетов числа пользователей платной трассы в месяц с ноября 2022 по апрель 2024 года. Прежде чем перейти непосредственно к актуальным цифрам, напомним, что концессионер и заказчик в лице министерства экономического развития Хабаровского края, презентуя проект платной трассы, заявляли о способности пропускать до 25 тысяч автомобилей в сутки при максимальной разрешенной скорости 120 км/ч. После открытия дороги в 2022 году автомобилистов ждало разочарование — озвученный скоростной лимит на деле оказался всего лишь в пределах 90 км/ч. О реальных перспективах устранить это недоразумение стало известно совсем недавно: 20 мая гендиректор транспортного дивизиона группы «ВИС» Александр Козаренко сообщил, что компания ведет подготовку к повышению скоростного режима для легковых автомобилей до 110 км/ч. Внести изменения планируется уже в июне этого года.

Однако сможет ли одно это решение заставить автомобилистов отказаться от привычных маршрутов сквозь забитые под завязку в час пик городские улицы в пользу платной дороги – вопрос довольно спорный. Как показывают данные счетчиков, установленных на подъезде к «Обходу Хабаровска», количество автомобилей, проезжающих по трассе ежедневно более чем в пять раз ниже тех, что указаны в паспорте объекта, и в три раза меньше тех, что прогнозировали эксперты на стадии подготовки конкурсного предложения. В обход ожиданий Какова реальная загруженность первой платной автодороги Хабаровского края?

Еще раз обращаем внимание, что по паспорту максимальная пропускная способность трассы в сутки составляет 25 тысяч единиц транспорта. Между тем в презентации, подготовленной адвокатским бюро «Качкин и партнеры» (занималось юридическим сопровождением проекта) и представленной на форуме государственно-частного партнерства в 2017 году, были продемонстрированы потенциальные значения на шести различных участках трассы, достижение которых запланировано на 2024 год (указаны на карте). Так, среднесуточная пропускная способность «Обхода Хабаровска» на сегодняшний день должна составить 15 501 автомобилей.

 

Как следует из сведений, предоставленных собеседником редакции, с момента ввода платной трассы в эксплуатацию в среднем число пользователей в сутки не превышало 6 400. Минимальный уровень загруженности наблюдался в январе 2022 года, спустя полгода после официального открытия. Однако здесь стоит принимать во внимание новогодние праздничные дни, которые играют существенную роль в снижении транспортного потока как такового. Значительное по меркам трассы увеличение спроса зафиксировано в период с апреля по май 2023 года – более чем на 1000 машин в сутки, но резкий рост в последующие месяцы сменился затяжным падением с редкими скачками. В апреле – последнем месяце 2024 года, по которому имеются данные подсчетов – средняя загруженность трассы составила 5 574 единицы транспортных средств.

Всего в отчетный период по платной дороге проехали более 2,7 млн автомобилей.

Имея представленные выше показания, мы можем примерно подсчитать, какой объем выручки могла принести Хабаровскому краю и концессионеру первая платная автомобильная дорога за время своего функционирования. Считать будем по максимуму. Итак, допустим, что все 2,7 млн автомобилей проехали от начального до конечного пункта взимания платы: рассчитаем среднее арифметическое актуальных тарифов четырех категорий транспорта и перемножим эти числа.

С ноября 2022 по март 2024 года включительно, то есть за 17 полных месяцев, прибыль от «Обхода Хабаровска» могла бы составить всего около 883,4 млн рублей.

Здесь стоит в очередной раз обратиться к словам экс-губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева, сказанным еще до запуска объекта в эксплуатацию, в апреле 2022 года. Подчеркнем, тогда он заявил, что «Обход Хабаровска» вынужденно отнимает практически 80% дорожного фонда, в следствие чего краевой Минтранс испытывает дефицит средств. В ходе прямой линии по итогам 2022 года бывший глава региона уточнил, что по договору концессии край каждый год обязан выплачивать около 3 млрд рублей.

Среди вероятных способов снять «гирю» с бюджета Хабаровского края Михаил Дегтярев предлагал рассмотреть возможность перевода трассы в собственность Российской Федерации. Известно, что он обращался с этим предложением в соответствующие федеральные ведомства, однако вопрос до сих пор остается открытым. Как минимум об этом следует судить со слов начальника управления развития дорожной деятельности краевого Минтранса Алексея Галагана. В процессе разговора с журналистом «Дальневосточного обозрения» он сказал, что пока, собственно, рано вообще что-либо говорить по этому поводу – вопрос находится в работе.

Соглашение о концессии между Минэком Хабаровского края и РКК заключено сроком на 15 лет до 2031 года. Учитывая, что стоимость реализации проекта к моменту его сдачи превысила 48,2 млрд рублей, край в течение оставшихся семи лет должен выплатить концессионеру свыше 20 млрд рублей. Обращаясь к закону о краевом бюджете на 2024 год, отметим, что объем бюджетных ассигнований дорожного фонда составил немногим более 9 млрд рублей – это на 900 млн больше, чем было заложено в прошлом году.

Напомним, в долгосрочной перспективе «Обход Хабаровска» должен стать связующим звеном между федеральными трассами «Амур» (Чита — Хабаровск), «Уссури» (Хабаровск – Владивосток), «Восток» (Хабаровск – Находка), что создаст единый транспортный коридор Чита – Владивосток и обеспечит проезд к Татарскому проливу. Территории опережающего социально-экономического развития Хабаровска получат прямой выход к международному аэропорту Хабаровск.

Еще на этапе разработки проекта краевые власти озвучивали планы объединить сеть российских автомобильных трасс с дорожной сетью Китайской Народной Республики через Большой Уссурийский остров, на котором расположен грузопассажирский пограничный переход. В начале 2022 года Михаил Дегтярев указывал на то, что наиболее посильным для краевого бюджета вариантом выхода на Большой Уссурийский, может стать сотрудничество с федеральным дорожным агентством «Росавтодор».

Экономист, бывший глава Дальневосточного НИИ рынка Вадим Заусаев отмечал, что китайцы всецело поддерживают идею создания объединенной автомобильной дороги, поскольку порты восточного побережья Китая на сегодняшний день находятся в крайней степени загруженности. Автолиния тем временем могла бы проводить до миллиона контейнеров.

Всего 27 км дороги обошлись в 48,2 млрд рублей (около 1,7 млрд рублей за 1 км). Срок действия концессионного соглашения составляет 15 лет. По его условиям группа «ВИС» будет эксплуатировать дорогу до конца 2031 года. С момента подписания акта о вводе платной трассы в эксплуатацию Хабаровский край должен выплатить концессионеру в течение 10 лет 26,9 млрд рублей.

Подводя итог первой главе, предлагаем пофантазировать на тему того, сколько денег могла бы принести трасса «Обход Хабаровска», если бы среднесуточная численность автомобилей, по ней проезжающих, была равна той, на которую рассчитывали при ее проектировании. Опираясь на цифру 15501 авт./сут., взятую из презентации бюро «Качкин и партнеры», и произведя те же подсчеты, что мы делали выше, получим 2 604 555 525 рублей – столько в теории могла принести платная трасса при текущих тарифах.

Кто кого пересудит

В начале 2024 года ООО «Региональная концессионная компания» подала иск к министерству экономического развития Хабаровского края о взыскании средств за строительство и обслуживание трассы «Обход Хабаровска» в размере 105,8 млн рублей, в том числе 97 млн задолженности за I квартал прошлого года плюс проценты. Судебное заседание проходило без участия ответчика. По его окончании судья вынес решение иск удовлетворить полностью, добавив к требованиям истца 200 тысяч рублей государственной пошлины.

К чести краевого Минэка стоит упомянуть, что по ходу рассмотрения дела ведомство дважды заявляло ходатайство об участии в судебном заседании посредством систем видеоконференцсвязи. Тем не менее оба раза оно было встречено отказом. Основанием для принятия следующего решения послужило отсутствие у московского Арбитражного суда необходимого технического оборудования.

Неделю спустя делу придали новый оборот, но на этот раз инициатором стал краевой Минэк. Ведомство подало ответный иск к ООО «РКК» о взыскании задолженности в размере 249,8 млн рублей процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 49,5 млн рублей. По факту предоставления искового заявления возбуждено производство, предварительное заседание по делу назначено на 10 июля.

Одновременно с иском в суд краевым министерством было направлено очередное ходатайство об участии в заседаниях с применением систем ВКС, однако и на этот раз ведомству в удовлетворении просьбы было отказано. При этом истец не лишен возможности заблаговременно предоставлять доказательства и иные процессуальные документы в адрес суда и ответчика в письменном виде.

Фото khabkrai.ru