Вспоминаем историю строительства дороги в объезд Хабаровска и пытаемся выяснить, почему даже в правительстве России теперь считают, что «такие концессии нам не нужны» и причем тут Большой Уссурийский остров.

В середине ноября 2023 года отвечающий за транспортную отрасль вице-премьер Марат Хуснуллин пообещал пересмотреть правила привлечения частных инвестиций в дорожную стройку. Об этом он заявил в ходе дискуссии «Россия-2035: к новой экономике транспорта» на прошедшей в Москве «Транспортной неделе».

«Мы проанализировали около 50 транспортных концессий, которые были сделаны по стране. Успешны из них единицы. Остальные либо с какими-то проблемами, либо находятся в состоянии, когда начали, а довести до конца не могут», – заявил зампред правительства России.

В пример он привел как раз открытый в 2022 году обход Хабаровска. «Построили объездную дорогу, и теперь регион должен весь свой дорожный фонд отдавать за концессию», – сказал вице-премьер. «Такие концессии нам точно не нужны», — отметил Хуснуллин.

Чуть позже, на итоговой прямой линии с жителями Хабаровского края глава региона Михаил Дегтярев назвал обходную трассу «гирей у нас на ногах». «Мы каждый год там под 3 млрд рублей платим», – добавил губернатор. Тема «гирь для бюджета» возникла в ответе губернатора на вопрос жителей поселка Селихино о сроках асфальтирования дороги до Николаевска-на-Амуре. Дегтярев пообещал продолжить работу в следующем году.

Что же до трассы «Обход Хабаровска», то губернатор начал сетовать на «тяжелый проект» еще в апреле 2022 года, когда дорога была построена, но еще не запущена в эксплуатацию. «Минтранс испытывает недостаток средств, потому что мы в этом году будем платить за «Обход Хабаровска» практически 80 процентов дорожного фонда», — признался тогда губернатор. В сентябре, открывая дорогу, он назвал проект «грандиозным, нужным, очень престижным для нашего региона, для города», но непростым и капиталоемким.

К принятию решений о строительстве трассы и схемах его финансирования Дегтярев и его команда причастны не были. Это был один из, как теперь принято говорить, флагманских проектов губернатора Вячеслава Шпорта. Но вот задержку с запуском трассы СМИ связывали как раз с пересмотром наследия предшественников, уже при действующем губернаторе.

Концессионный первенец в дорожном строительстве ДФО

На Восточном экономическом форуме в 2017 году тогдашний министр транспорта Максим Соколов назвал «Обход Хабаровска» уникальным проектом не только для Дальнего Востока, но и для всей страны. По его словам, то, что проект реализуется на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) с участием средств частного инвестора, доказывает высокий уровень инвестиционной привлекательности дальневосточного региона. Глава Минтранса тогда заявил, что в проекте на четверть используются средства частного бизнеса, и «это делает проект беспрецедентным для региона и страны».

Первоначально планировалось, что стоимость проекта составит около 40 млрд рублей, потом почти 43 млрд рублей. В том числе 19 млрд рублей средства федерального бюджета и федерального дорожного фонда, около 12 млрд рублей – Хабаровский край, 11 млрд рублей – частные инвестиции. «В крае в бюджетах деньги предусмотрены. Финансирование определено, соглашения подписаны, риски расписаны. В ближайшее время приступим к строительству», – говорил глава региона до 2018 года Вячеслав Шпорт.

Предполагалось, что совокупный эффект от строительства и эксплуатации дороги за 12 лет составит порядка 40 млрд рублей в виде налогов в бюджеты России и Хабаровского края. Начало платной эксплуатации дороги планировалось на 2021 год. Спустя год, в 2018-м проект создания автодороги «Обход Хабаровска» был признан лучшим транспортным проектом России в сфере ГЧП и получил премию «Росинфра» в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи.

«Инфраструктура призвана улучшать качество жизни, и наш проект направлен именно на это. Мы строим современную магистраль, которая позволит разгрузить Хабаровск, связать воедино три федеральные трассы, соединить площадки территорий опережающего развития», – отмечал Шпорт на вручении премии.

Концессионное соглашение между правительством Хабаровского края и ООО «Региональная концессионная компания» (входит в группу ВИС) о строительстве и эксплуатации 27-километровой платной автомагистрали было подписано в декабре 2016 года. Помимо того что автодорога имеет стратегическое значение, соединяя между собой три федеральные трассы — «Амур», «Уссури» и «Восток», она должна была разгрузить еще и центр города от транзитного транспорта. Плату за проезд предполагалось брать с тех, кому будет удобна альтернативная трасса.

Не получив быстрой езды

В итоге стоимость строительства к его завершению перевалила за 48 млрд. Но первую платную дорогу не могли открыть для движения с октября 2021 года до середины 2022 года. Региональные власти призвали устранить недостатки и недоработки строительства. К ситуации на обходе Хабаровска привлекла внимание тогда министр транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Ирина Горбачева, которая сейчас – зампред правительства.

«По поручению замруководителя Росавтодора Игоря Костюченко осмотрели трассу на предмет технической готовности, недостатков и возможности запуска организации движения,— рассказала она тогда в Telegram-канале.— Результаты далеко не радуют. Замечаний множество». Прибывшим с проверкой на трассу чиновникам не понравились состояние разметки, мусор на дороге, неозелененная полоса отвода и отсутствие благоустройства на отдельных участках, следовало из сообщений пресс-службы ВИС и Ирины Горбачевой.

В ВИС тогда отмечали, что неиспользование созданной и пригодной для эксплуатации инфраструктуры в течение нескольких месяцев — не самый эффективный вариант. «Дорога построена и должна начать приносить пользу», – заявляла компания. В Росавтодоре объясняли, что дорогу не вводят в строй в связи с возникшими разногласиями в части законности строительства примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения А-375 «Восток»».

Затраты по строительству трассы “Обход Хабаровска” поделили между собой федеральное правительство РФ, правительство Хабаровского края и инвестор (концессионер). Всего 27 км дороги обошлись в 48,2 млрд. рублей (около 1,7 млрд. рублей за 1 км).

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства края разъясняли, что по условиям концессионного соглашения ввод в эксплуатацию возможен только с актами приемки всех этапов строительства, свидетельствующими о 100% технической готовности. Такого состояния готовности удалось добиться на 1 июня 2022 года, говорила Ирина Горбачева.

Между тем местные эксперты уже тогда предупреждали, что принимать объект краю невыгодно. Региону (правительству края как конциденту) придется выплачивать концессионеру в среднем по 2,3-2,7 млрд рублей в год, сумму сопоставимую со всеми расходами дорожного фонда края.

Согласно распоряжению правительства от 6 октября 2017 года на строительство «Обхода» выделено 29,4 млрд рублей: 18,7 млрд рублей – затраты федерального бюджета, а 10,7 млрд – капитальный грант краевого бюджета. Край должен выплатить концессионеру в течение десяти лет еще 26,9 млрд рублей, а также сумму предусмотренного соглашением краевого гранта. В 2015 году в экономическом обосновании проекта отмечалось, что его безубыточность должна наступить в условиях 25-процентного экономического роста.

Перспектива – Большой Уссурийский?

Обход Хабаровска должен соединить федеральные трассы «Уссури», «Амур» и «Восток». Перспективы его развития краевые власти изначальном связывали с тем, что автодорога свяжет сеть российских автотрасс с сетью автодорог Китая через Большой Уссурийский остров, поделенный между двумя странами.

Хабаровский экономист, бывший глава Дальневосточного НИИ рынка Вадим Заусаев рассказывал, что идея создания автокоридора или моста для автогрузовых потоков между Китаем и российским Дальним Востоком обсуждалась с 2008 года. В частности, НИИ совместно с Харбинским университетом прорабатывали концепцию создания контейнерного коридора или автодорожного моста между Харбином и Ванино через остров Большой Уссурийский в обход Хабаровска.

Заусаев отмечал, что китайцам нравилась эта идея: порты восточного побережья Китая в тот период были перегружены, автолиния могла бы проводить до миллиона единиц контейнеров. «Сегодня, думаю, отношения с КНР будут укрепляться, торговля будет расти. И этот ход сегодня вполне возможен, обходная автодорога заработала бы в полную силу. Да и сейчас трафик фур между западом и востоком растет, причем в обоих направлениях — везут уже даже из Крыма», – отмечал экономист.

В марте 2022 года после большой поездки по краю вице-премьера Хуснуллина он и губернатор заявили, что участок Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) от Комсомольска-на-Амуре до портов Ванино и Советская Гавань должен стать двухпутным, а первая платная дорога в обход Хабаровска дотянется до российско-китайской границе. Михаил Дегтярев тогда показал зампреду ход работ на первой в Дальневосточном федеральном округе платной трассе «Обход Хабаровска».

«Четвертый этап строительства «Обхода Хабаровска» крайне необходим. Он выйдет к острову Большой Уссурийский, где будет грузопассажирский пограничный переход. Но объект этот очень дорогой. В условиях софинансирования со следующего года эта стройка нам будет стоить две трети всего дорожного фонда региона», – отметил весной прошлого года губернатор. По его словам, наиболее приемлемым вариантом расширения дороги на остров будет совместная работа с Росавтодором: «вполне возможно, просто расширим до четырех полос действующую муниципальную дорогу».

«Инструментарий на это есть, это значительно дешевле, а результат тот же», – сказал Дегтярев. На открытии трассы в июле 2022 года губернатор заявил, что «скоростная трасса сыграет ключевую роль в контексте открытия грузопассажирского пункта пропуска на острове Большой Уссурийский, связав сеть наших автодорог с сетью дорог Китая». В середине декабря 2023 года вице-премьер — полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев сообщил, что принято решение о строительстве на острове грузопассажирского перехода и защищенной от паводков дороги.

Большой Уссурийский остров расположен на территории России и КНР. Он имеет площадь более 250 квадратных километров, из которых российская часть — 174 квадратных километра. В 2013 году через Амурскую протоку построен мост протяженностью 960 метров. Он соединяет остров с Хабаровской агломерацией. В перспективе по нему пойдут автомобильные потоки из Китая.

Проектирование погранперехода планируется начать в следующем году, а с 2025-го — приступить к строительству. По оценка экспертов, к 2030 году через остров смогут проехать более 1,4 млн человек, а грузопоток возрастет до 1,3 млн т. Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев заверил, что краевые власти понимают свою зону ответственности и готовы содействовать реализации намеченных планов.

«Мы в инициативном порядке начали с 2021 года работать над тем, чтобы обосновать грузовую базу и придать переходу статус грузопассажирского. За свой счет запроектировали подъездную дорогу, получили заключение Госэкспертизы, весной начинаем отсыпку, подъем, а далее — строительство», – рассказал губернатор.

«Все у нас идет по плану. Мы посчитали вместе с китайскими партнерами и выяснили, что в первый год открытия перехода получим примерно 700 тысяч тонн грузов: и экспортных, и импортных — самых разных. То же самое по пассажирам: первый год — 700 тысяч человек, затем в течение пяти лет цифра удвоится», – отметил Михаил Дегтярев. На Большой Уссурийский остров планируется распространить режим территории опережающего развития, ТОР здесь будет одной из первых международных (закон о международных ТОР будет внесен в Госдуму в ближайшее время)