Международный терминал хабаровского аэропорта примет пассажиров уже в начале 2025 года. Сейчас строительство здания завершено, коммуникации подключены, а строители внутри заняты чистовой отделкой и монтажом оборудования: эскалаторов, телетрапов и системы доставки багажа. Генподрядчик уверяет: работы, несмотря на сложности, ведутся с опережением графика, а руководство аэропорта рассчитывает на возвращение статуса главного авиахаба Дальнего Востока.
Международный авиатерминал в Хабаровске: недешевое удовольствие
В далеком доковидном 2019 году была сдана 1 очередь нового хабаровского аэропорта. Пассажиры внутренних авиалиний получили современное здание. Но ожидание тех, кто отправлялся из краевой столицы заграницу или возвращался домой после путешествия, затянулось. Работы по строительству международного терминала стартовали только летом 2021 года. Тогда же объект оценили в 4,9 миллиардов рублей и озвучили ориентировочные сроки сдачи — февраль 2023 года. Однако и время, и сроки, и исполнители за это время сменились. Но лучше поздно, чем никогда, верно?
Новым генподрядчиком стала DBC Consultants, ранее занимавшаяся строительством аэропорта в Симферополе. Техническое оборудование после введения санкций было решено заменить на российское и китайское, а стоимость проекта выросла до 6,1 миллиардов рублей.
— Общая стоимость проекта — 6,1 миллиардов рублей. На строительство ушло примерно 45% суммы, еще 55% — на внутренние инженерные системы и оборудование. “Начинка” на таких объектах всегда дороже, — сообщил председатель совета директоров АО «Хабаровский аэропорт» Ярослав Аширов. — Оборудование, в основном, российское и китайское. Телетрапы и вертикальный транспорт — из КНР. Но это компании мирового уровня, которые давно себя зарекомендовали. В том числе — на Дальнем Востоке. Багажная система у нас российского производства. Нам было важно, чтобы программное обеспечение также было отечественным, и такого поставщика удалось найти.
Проект со времени старта, по словам Ярослава Аширова, вырос в цене меньше, чем мог бы.
— С 2019 года инфляция в стране составила порядка 41%. Если говорить об оборудовании, то его стоимость и вовсе могла обойтись в два раза дороже, но мы занимались детальной проработкой бюджета, контролировали стоимость и искали альтернативы. В итоге рост стоимости по данной статье не достиг 50% и практически сравнялся с инфляцией, — рассуждает Ярослав Аширов.
В пересмотренные сроки — сдача международного терминала запланирована на 4-й квартал 2024 года, несмотря на возникавшие перипетии, генподрядчик планирует уложиться.
— Для нас главной сложностью было то, что мы строили, когда соседний терминал уже работал. Это всегда усложняет дело. Также были логистические накладки, но сейчас основное оборудование уже на месте. Могу сказать, что на сегодняшний день мы даже немного опережаем график, — заверил генеральный директор компании DBC Consultants Карлос Абреу Дуарте.
Как и озвучивалось прежде, в финальную версию международного терминала хабаровского аэропорта войдет 5-этажное здание площадью в 20,5 тысяч квадратных метров с 7 лифтами и аналогичным количеством эскалаторов, 11 стойками регистрации и 30 кабинами паспортного контроля. Появится и обещанная двухуровневая система обработки багажа, которая позволит сортировать до 600 единиц поклажи в час.
Терминалы для международных и внутренних перелетов объединят переходом. Это, как надеется руководство хабаровского аэропорта, позволит обеспечить комфортную пересадку пассажиров.
Хабаровск вернет звание главного авиахаба ДВ?
Как и несколько лет назад, амбиции у руководства хабаровского аэропорта масштабные. К главному конкуренту в виде владивостокского аэропорта не так давно добавился южно-сахалинский. Но, с учетом сдачи второй очереди, наш аэропорт вновь станет самым большим на Дальнем Востоке.
— Итоговая площадь аэропорта превысит 48 тысяч квадратных метров. Надеемся, что вместе со званием самого крупного аэропорта на ДВ сможем вернуть себе и титул самого удобного для пассажиров. Заслужить это будет куда сложнее, — отмечает Ярослав Аширов. — Очень надеемся, что удастся снять существующие сложности и проблемы с обслуживанием пассажиров. Людям не придется тесниться, а пропускная способность превысит 1 миллион человек в год. Также будет снято ограничение на взлет и посадку нескольких самолетов одновременно.
Сейчас, по словам Ярослава Аширова, специалисты хабаровского аэропорта активно вербуют предпринимателей, которые займут коммерческие площадки нового терминала. Занимаются и развитием программы международных авиаперевозок. Упор делается на Юго-Восточную Азию.
На случай туристического бума, пригодится и старый международный терминал. Его пропускная способность в 3 раза ниже той, который вот-вот сдадут. Но для обслуживания чартерных рейсов аэровокзал, посмотренный в 1992 году может еще пригодится. На этот случай в здании сохранят все необходимое оборудование.
Ольга Цыкарева
Фото автора