Оборонное предприятие, имеющее возможности для проведения полного цикла работ по постройке или ремонту кораблей и судов, едва не потонуло из-за ОПС экс-депутата Приморского края

Пару лет назад АО «Восточная верфь» перешагнуло 70-летний юбилей и, казалось бы, должно гордо и уверенно идти в светлое будущее, выполняя заказы военных… Но предприятие оказалось на грани банкротства. Ситуация вокруг верфи внезапно окунула всех причастных в лихие девяностые, разве что без перестрелок и погонь. Если коротко: крупный пакет акций находился и до сих пор находится в руках экс-депутата с многолетним стажем, долгое время скрывающегося за границей по подозрению в краже миллионов рублей у Министерства обороны РФ. В итоге ведомство через суд взыскало 844 млн рублей, подвесив тем самым к шее предприятия огромный булыжник. «Восточная верфь» подала на банкротство, поскольку долги оценивались уже в 8-12 млрд рублей. А за кулисами этих событий, на предприятии, разворачивалась не менее интересная история с участием бывшего прокурора и «смотрящего» за Владивостоком, которые пытались отжать долю у акционеров. А еще обыски и задержания. Именно в таком состоянии пребывала несколько последних лет «Восточная верфь». Ситуация аховая, и, казалось бы, истории конец, но вмешалось государство, которое передало некогда ценный актив Амурскому судостроительному заводу в Хабаровском крае – «дочке» АО «Объединенная судостроительная корпорация». И на этом этапе в конце тоннеля показался свет – хоть на «Восточной верфи» пару лет и идет оптимизация штата, но при этом убытки за два последних года сократились более чем в 8 раз, плюс строятся корабли, а значит, есть надежда на положительный исход.

Акцент на военных

Предприятие было создано в 1952 году как Владивостокский судостроительный завод на базе мастерских, расположенных в черте города на берегу бухты Малый Улисс залива Петра Великого. Спустя 42 года его преобразовали в акционерное общество «Восточная верфь». С 2009 года входит в перечень стратегических предприятий России, а с 2020-го является единственным на Дальнем Востоке предприятием ОПК — резидентом Свободного порта Владивосток. Собственно основной его задачей с самого начала являлось строительство кораблей для Тихоокеанского флота, морских сил пограничной службы ФСБ России. Потому ничего удивительного, что за годы своего существования с заводских стапелей сошли свыше 500 кораблей для рыбопромысловых организаций ДФО и семи стран мира, причем последние покупают исключительно боевые суда по линии Рособоронэкспорта. К слову, именно здесь построили пассажирские катамараны на 230 мест для саммита АТЭС.

Хотя акцент все равно идет на оборонку. Здесь военные могли получить десантные, торпедные, артиллерийские и противодиверсионные катера, гидрографические судна, плавучие металлические причалы разных проектов, а также малые ракетные корабли. Более того, предприятие является основным поставщиком для морских пограничных сил в Дальневосточном регионе России. Технические возможности АО «Восточная верфь» позволяют строить корабли и суда длиной до 120 метров, шириной до 16 метров, высотой до 25 метров и спусковой массой до 2500 тонн (водоизмещением до 3500 тонн).

Акционерное общество имеет два представительства, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, а также дочернее предприятие — ООО «Восточная верфь — Гражданское судостроение». Также ранее АО «Восточная верфь» владело крупным пакетом в ООО «Дальверфь», специализировавшемся на строительстве кораблей и плавучих конструкций. Причем располагались компании по одному адресу — Владивосток, улица Героев Тихоокеанцев, 1. Ныне «Дальверфь» уже ликвидирована вследствие банкротства. Но с февраля 2003 года вплоть до закрытия в 2009 году двумя крупнейшими ее учредителями являлись АО «Восточная Верфь» (20,02%) и Сергей Баканев с контрольным пакетом в размере 53,05%. Последний уже много лет входит в число учредителей АО «Восточная верфь». Правда, в его руках лишь 0,02%.

Однако ввиду ряда событий предприятие было вынуждено буквально цепляться за то, чтобы продолжать свою деятельность.

Катамараны для АТЭС

Пошли ко дну

Гром грянул в 2021 году — именно тогда чистая прибыль в сравнении с 2020-м рухнула почти на 2,5 млрд рублей за счет убытков. Долговая нагрузка увеличилась почти на 2,15 млрд рублей. В итоге в 2022 году верфь обратилась в суд с заявлением о признании себя банкротом, и после этого началась череда исков о взыскании долгов. Министерство обороны через суд смогло взыскать с «Восточной верфи» сперва аванс за работы в размере 844 296 856, 32 рубля и расторгнуть договор, по другому иску — свыше 218 млн рублей, и это не считая других, более мелких сумм. По обоим делам подавались апелляции, решения остались прежними, но сейчас обжалуются.

Впоследствии глава совета директоров, а также крупнейший частный владелец доли АО «Восточная верфь» Геннадий Лазарев через «Российскую газету» обвинил во всем мелкого акционера Игоря Мирошниченко, который был генеральным директором с 17 июля 2002 по 25 октября 2015 года. По словам Лазарева, в 2014 году с Минобороны был подписан договор на строительство судов проекта 03180 (водоизмещение 2,3 тыс. т), но через год вдруг задание было изменено и потребовались уже корабли проекта 03182 (3,5 тыс. т). В итоге деньги кончились, объекты оказались не завершены, и это обернулось отнюдь не только накоплением солидной неустойки.

— Никакой логике не поддается бездействие Мирошниченко, который, получив телеграмму, просто принял к сведению ее содержание, не предприняв никаких мер для заключения нового контракта. В итоге почти пять лет завод строил суда почти в два раза большего размера, чем планировал ранее, без действующего контракта, но за прежние деньги, — высказался Геннадий Лазарев в 2023 году.

На первый взгляд все логично, но ряд моментов вызывает недоумение, ведь за восемь лет на предприятии сменилось шесть генеральных директоров. Причем одним из них был сам Геннадий Лазарев — весьма примечательная фигура в Приморье. Именно его подозревают в создании в далеком 1996 году организованного преступного сообщества для совершения тяжких преступлений.

Арест бывших ректора и прокурора

Геннадий Лазарев — действующий рекордсмен по количеству сроков в Законодательном собрании Приморского края. До проигрыша на выборах в сентябре 2021 года он являлся тем единственным, кто усаживался в кресло парламентария все созывы. Надо ли говорить об его авторитете, связях и влиянии? Добавьте к этому пост ректора во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса с ноября 1988 по 9 сентября 2015 года, а также звание почетного гражданина столицы Приморья — и у вас сложится понимание, что это за человек. К слову, Лазарев уехал из России сразу, как начались сложности на «Восточной верфи», но недавно вернулся и сразу был взят под арест на два месяца, собственно, как и его сын Иннокентий. Последний проходит по делу о махинациях с землей, благодаря которым у Лазаревых появился участок в 1,7 гектара с собственным озером, лесом и усадьбой.

— Для достижения целей создания преступного сообщества подозреваемый разработал план, который предусматривал поэтапное совершение преступных действий. С момента создания сообщества и по 2024 год участниками ОПС совершено не менее 6 тяжких преступлений, в результате совершения которых подозреваемыми было получено имущество РФ, находящейся в оперативном управлении образовательного учреждения на улицах: Державина, Десятая, Гоголя в городе Владивостоке, а также хищения денежные средств через аффилированных лиц из Министерства обороны РФ, выделенных АО «Восточная верфь» в рамках государственных контрактов на выполнение государственного оборонного заказа на общую сумму более 6 млн рублей, — сообщала пресс-служба СУ СК РФ по Приморскому краю.

Геннадий Лазарев

На свободе осталась жена Геннадия — Ирина, которая ныне единолично владеет несколькими компаниями. В их числе ООО «Иммобилиаре», более известное в народе, как трехзвездочный отель Time, его чистая прибыль составила около 11 млн рублей, а активы — 3,5 млн рублей. Принадлежит предпринимательнице и ООО «Аванта» — трехзвездочный отель, чистая прибыль которого только за прошлый год составила свыше 67 млн рублей, а чистые активы едва не достигли 242 млн рублей. Также Ирина владеет ООО «Медицинская организация «Лотос»» и компанией по управлению недвижимостью ООО «Одиссей». Интересно, что с марта 2015-го некое ООО «Иммобилиаре» принадлежало Геннадию Лазареву, но в 2016 году оно прекратило свою деятельность. А новое, с таким же названием, возглавила уже Ирина. Геннадий имел долю и в «Аванте», собственно, как и его сын Иннокентий. К слову, последнему принадлежали 19,55% и в АО «Восточная верфь».

Врезка

Геннадий Лазарев имеет множество наград свою активность. Так, за вклад в развитие социально-культурной, общественной деятельности, способствующей улучшению условий жизни населения Владивостока, его социально-экономическому развитию, а также за вклад в воспитание молодежи и нравственно развитие общества в 2007 году был удостоен медали «За вклад в развитие города». В 2010 и 2012 годах получал знаки отличия первой степени «За заслуги перед Владивостоком». В 2015 году Геннадию Лазареву присвоено звание «Почетный гражданин города Владивостока». В 2021 году за вклад в развитие научного обмена и углубления взаимопонимания между Японией и Россией награжден Орденом Восходящего солнца Золотые лучи с шейной лентой третьей степени. Сегодня это третий по своему статусу орден в наградной системе Японии, но в связи с тем, что высший Орден Хризантемы предназначен для глав государств и королевских особ, а Орден Цветов павловнии вручается чаще всего политикам, то Орден Восходящего солнца является высшей наградой, которую можно получить в других сферах деятельности.

Но вернемся к задержаниям по делу «Восточной верфи». В прошлом году в руки правосудия попали трое: заместитель председателя совета директоров общества Валерий Василенко, который в прошлом был вице-губернатором и прокурором региона, Сергей Кралевич — общественный советник директора предприятия, а также бывший «смотрящий» за Владивостоком Виталий Широков, известный в криминальном мире как Монгол. Они проходят по уголовному делу по факту попыток незаконного завладения акциями оборонного завода, принадлежащих миноритарному акционеру. Уже тогда следовали говорили о совместных действиях задержанных с Геннадием Лазаревым, который планировал отказаться от исполнения оборонного заказа. Подобное лишь еще больше усугубило бы и без того плачевное состояние предприятия.

Врезка

17 декабря 2022 года Евросоюз опубликовал девятый пакет санкций против России. Финансовые ограничительные меры коснулись АО «Восточная верфь». Евросоюз заявил, что судостроительная компания производит суда для разминирования акваторий и десантные катера проекта 11770, которые, по информации ЕС, были использованы в ходе СВО на Украине.

Спасение?

Публичное акционерное общество «Амурский судостроительный завод» 31 августа 2023 года получило статус управляющей организации, которая будет осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа АО «Восточная верфь».

— Министерство промышленности и торговли России приостановило права акционеров АО «Восточная верфь», а также полномочия органов его управления. В целях своевременного исполнения гособоронзаказа ПАО «АСЗ» будет осуществлять полномочия общего собрания акционеров или совета директоров АО «Восточная верфь», — сообщили в пресс-службе ПАО «АСЗ».

Итоги, даже предварительные, подводить еще рано, тем более что под крылом хабаровского предприятия на момент отчетов «Восточная верфь» не побыла и полугода. Но наследство досталось без сомнения тяжелое: выручка от оказания услуг в 2023 году рухнула с 4 602 849 000 до 1 608 123 000 рублей. Если посмотреть внимательно, то окажется, что поступлений от военного судостроения не было совсем, хотя годом ранее речь шла о 1 293 168 000 рублей. В два раза снизилась сумма и от гражданского судостроения — с 2,9 млрд рублей до 1,4. Стоит отметить и кредиты. Если долгосрочные остались на прежнем уровне, то вот краткосрочные достигли 3,3 млрд рублей.

В то же время для улучшения финансового состояния были поданы иски к жене Лазарева Ирине — почти на 20 млн рублей, а также вместе с Игорем Мирошниченко — к самому главному акционеру Геннадию Лазареву и Олегу Зубахину (генеральному директору с 14.02.2022 по 16.08.2023) о взыскании убытков в размере 1 768 241 694, 37 рубля.

Убытки вот уже два года сокращаются: в 2021 — 2 147 693 000, 2022 — 273 601 000, 2023 — 262 150 000. А вот чистые активы ушли в минус на рекордные 4 миллиарда рублей. И нельзя не отметить уменьшение численности рабочих: в 2021 году на 31 декабря здесь числилось 993 человека, в 2022 — 647, в 2023 — 590.

И все же, самым важным фактором является то, что предприятие продолжает функционировать и даже не планирует прерывать свою деятельность. Так, в 2023 году был поднят флаг на краболове-процессоре «Хабаровск», а Тихоокеанскому флоту переданы 2 полутяжелых плавучих металлических причала ПМ-61М1 и универсальный аппарельный съезд проекта 617. Более того, 27 марта 2024 года спущен на воду краболов проекта 03141 «Пума», поскольку АО «Восточная верфь» является участником инвестиционной программы «Квоты под киль», согласно которой верфь обязана поставлять краболовы для ООО «Сигма Марин Технолоджи», ООО «Треска» и ООО «Восход».

Пока это история без окончания, а потому нам остается добавить только то, что суды продолжаются, а следствие ведется.

Александр Неделько