Принято считать, что государственные деньги — один из немногих стабильных источников прибыли для среднего и крупного бизнеса даже в разгар кризиса. «Дальневосточное обозрение» оценивает корректность этого тезиса для Хабаровского края в формате рейтинга по итогам 2023 года, причем на этот раз мы отдельно выделили и главные контракты года, и их основных бенефициаров.

Дорожники забирают банк

В рейтинге главных госзакупок года мы учли все контракты, заключенные в 2023 году краевыми ведомствами, а также дирекциями федеральных учреждений по региону и Дальневосточному федеральному округу согласно закону №44-ФЗ (то есть в порядке открытого конкурса между поставщиками) и предусматривающие проведение работ непосредственно на территории региона. Основным источником информации выступила ЕИС «Закупки».

Если не считать аннулированные и приостановленные контракты, то всего федеральный реестр насчитывает более 27 тысяч сделок с упоминанием Хабаровского края с 1 января по 15 декабря 2023 года, что соответствует значениям за аналогичный период 2022-го.

При этом важно делать скидку на то, что не все записи федерального реестра госзакупок с упоминанием Хабаровского края напрямую касаются региона. Особенно это относится к федеральным трассам: обычно они пролегают по территории сразу нескольких дальневосточных субъектов, но контрактом предусматриваются работы на территории только одного из них.

По этой причине точно оценить количество сделок, учитывающих работы лишь в Хабаровском крае, невозможно, однако общий тренд указывает на стабильность в части количества тендеров. А вот суммы стали меньше: в 2023 году на территории края «разыграли» лишь три контракта на сумму более миллиарда рублей, в то время как в 2022-м таких договоров было девять.

При этом большую часть крупных сделок в 2023-м себе забрали дорожники, хотя годом ранее в топе превалировали строители. Главным подрядом 2022-го был Детский больничный комплекс в Комсомольске-на-Амуре за 4,2 миллиарда рублей, а в первой тройке можно было также обнаружить заказ на правки в проектно-сметную документацию онкологического диспансера в городе Юности и строительство пяти жилых домов на улице Аэродромной в Хабаровске.

 «Регулирование сферы закупок за прошлый год шло в русле борьбы с санкциями и проведения антикризисных мер. В основном они выразились в предоставлении возможности списать непогашенные неустойки, выставленные исполнителю по контракту, если условия контракта не исполнялись по не зависящим от сторон основаниям, внесении изменений в контракты вследствие влияния санкций и так далее. Ключевое изменение в системе госзакупок по 44-ФЗ — создание механизма, позволяющего отдавать контракты единственному поставщику, если требуется принять безотлагательные решения. В ряде регионов такая формулировка привела к пренебрежению конкурентными процедурами, когда под предлогом защиты от санкций вполне рядовые контракты отдавались единственному поставщику. К примеру, так часто контрактовался ремонт дорожной инфраструктуры, не представляющей стратегического значения для региона», — поясняет «Коммерсанту» (18+) член экспертного совета комитета по защите конкуренции Государственной думы Дмитрий Тортев.

  манеже все те же

В 2023 году самым крупным контрактом в Хабаровском крае стало как раз содержание двух участков дороги А-376 Хабаровск — Лидога — Ванино — Комсомольск-на-Амуре за 1,76 миллиарда рублей. Заказчиком выступило ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства», поставщиком — ООО «Хабаровскдорснаб».

А-376 «кормит» дальневосточных дорожников с 2019 года, когда эта трасса перешла в федеральную собственность на фоне износа. На восстановление дороги между Хабаровском и Комсомольском тогда планировали потратить 2,9 миллиарда рублей за три года, но по факту с тех пор федеральный бюджет направил на ее ремонт и содержание уже порядка 25 миллиардов.

Эти средства пошли на приведение в нормативное состояние лишь 40% дороги, протяженность которой составляет 678 километров — с 10% в 2019-м до 50% в 2023-м. А так как оставшиеся 50% сами себя не построят и не починят, то федеральные миллиарды продолжат наполнять бюджеты хабаровских дорожников. В том числе и «Хабаровскдорснаба», урвавшего самый крупный контракт года.

На втором месте рейтинга самых крупных подрядов 2023 года в Хабаровском крае расположился тот самый единственный строительный тендер в топ-5 — на строительство комплекса зданий для новой противочумной станции Хабаровска вместе с поставкой оборудования за 1,38 миллиарда рублей. Причем контракт включает полный пакет работ, от разработки проектно-сметной документации до поставки оборудования.

Закупка производится в рамках одного из самых малоизвестных федеральных проектов — «Санитарный щит — безопасность для здоровья». Инициатива была запущена в 2021 году и стала реакцией федеральных властей на пандемию коронавируса. Поэтому неудивительно, что в число восьми пилотных регионов в проект попали сразу три дальневосточных субъекта, граничащих с Китаем — компанию Хабаровскому краю составили Забайкалье и Приморье.

«Хабаровский край вошел в число восьми субъектов России, на территории которых по поручению нашего президента Владимира Владимировича Путина будет организован «Санитарный щит». Для исполнения поставленной задачи в ближайшие три года в Хабаровске появится новейшая противочумная станция. И это очень своевременное решение: действующее учреждение, открытое 88 лет назад, уже устарело. Правительство региона полностью готово к сотрудничеству с ведомством, потому что от этого зависят здоровье и жизнь наших жителей», — рассказывал губернатор Михаил Дегтярев в июне 2022 года.

Изначально предполагалось, что станция начнет работу уже в 2023-2024 году, а на весь комплекс работ потратят 800 миллионов рублей из федерального бюджета. Однако впоследствии сдача объекта съехала на 31 декабря 2025 года, а стоимость контракта выросла почти в два раза, до 1,38 миллиарда. Возможно, поэтому о ходе строительства краевые власти особо не распространяются.

При этом стоимость возросла отнюдь не из-за рыночной конкуренции. Реализацией проекта занимается федеральное автономное учреждение «Роскапстрой», которому объект отдали без конкурса. Аналогичный объект ведомство строит в Республике Алтай, а в начале ноября подведомственная Минстрою России организация попала под санкции США за работы в Мелитополе, Мариуполе и Волновахе.

На третьей строчке рейтинга крупнейших госузакупок края в 2023 году оказалась еще одна любимая дорожниками федеральная трасса. Содержанием хабаровского участка дороги А-370 «Уссури» за чуть менее 1,1 миллиарда рублей до конца лета 2025 года будет заниматься ООО «Стройдорсервис».

Подробнее и на этой компании, и на их коллегах из «Хабаровскдорснаба» мы остановимся чуть позже, поскольку обе фирмы ожидаемо застолбили себе места еще и в топе компаний, больше всего заработавших на госзакупках в крае по итогам года.

Однако любопытно, что это не единственный участок А-370, который компания «Стройдорсервис» заполучила в 2023 году. Содержать трассу компания будет и на ее приморском отрезке — с 240-го по 730 километр, а сумма контракта составит 1,65 миллиарда рублей. Интересно, что в обоих случаях победителю конкурса не пришлось снижать цену, поскольку конкурентов у нее в борьбе за бюджетные миллиарды попросту не нашлось.

Причем проблемы с этой трассой у «Стройдорсервиса» ранее случались — в октябре 2022-го Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу оштрафовало компанию, и последняя обжаловало это в арбитражный суд.

В ведомстве тогда усмотрели в действиях подрядчика признаки нарушений ряда требований технического регламента при содержании участка дороги А-370 на отрезках 640+000-км км 664+000, 674+618-км 730+000 по контракту, заключенному еще в 2020 году. Суд оставил жалобу без удовлетворения, а «Стройдорсервис» продолжает получать все новые и новые подряды на обслуживание этой трассы.

Всего с 2014 года компания выиграла 85 тендеров на осуществление различных работ на «Уссури», общая сумма которых составила порядка 30 миллиардов рублей.

Но покинем (на время) миллиардную зону — четвертый по величине тендер 2023 года в Хабаровском крае стоил государству относительно скромные 696,4 миллиона рублей, его забрал «Дальневосточный автокластер». За эту сумму компания поставит краевому минтрансу 48 автобусов.

История с созданием автобусного кластера в регионе очень любопытная. Подразумевается, что он будет обеспечивать Хабаровский край автобусами собственного производства, но его строительство еще даже не завершено, а первые автобусы у предприятия заказали уже к концу января 2024-го.

Ошибки тут нет. ООО «Дальневосточный автокластер» было создано по инициативе губернатора Михаила Дегтярева на деньги ВЭБ.РФ (госкорпорация вложила в проект пять миллиардов рублей из общей суммы инвестиций в 7,5 миллиарда) и ООО «Бакулин Моторс Групп» (экс-Volgabus), владелец которой Алексей Бакулин и возглавил новую компанию. Кластеру сразу же предоставили статус резидента ТОР «Хабаровск» и участок под строительство завода на площадке «Ракитное».

«Дальневосточный автокластер нам важен для обеспечения наших жителей современным и безопасным транспортом. Президент России Владимир Владимирович Путин поручил разработать мастер-планы развития городов ДФО, среди которых три города Хабаровского края. Отдельной строкой для столицы региона и нашей инженерной столицы – Комсомольска-на-Амуре – прописано обновление транспортной инфраструктуры. И здесь мы будем опираться в том числе на мощности будущего завода», — говорил губернатор Дегтярев на встрече с Алексеем Бакулиным в августе 2023-го.

Завода еще нет, а автобусы уже есть. Их «Дальневосточный автокластер», вероятнее всего, закупит у «Бакулин Моторс Групп». Новорожденному предприятию такой маневр позволит улучшить бухгалтерию и отбить часть инвестиций, хотя конечно, в долгосрочной перспективе от предприятия ждут совсем другого — запуска собственного производства.

Замыкает пятерку главных госзакупок края в 2023 году тендер на выполнение работ по содержанию дорог регионального и межмуниципального значения сразу в десяти муниципальных районах Хабаровского края.

Компания АО «Региоснаб» показывает, что зарабатывать можно не только на федеральных трассах — на исполнение соглашения с апреля по конец декабря 2023 года фирма получила 445 миллионов рублей из краевого бюджета.

Работами на местах занимаются десятки субподрядных организаций — бизнес в таком формате принес «Региоснабу» еще несколько контрактов в 2023-м и место в топе подрядчиков края. К нему и перейдем.

Картель, скандалы и виртуальный завод

В этом рейтинге первые два места заняли уже известные нам «Стройдорсервис» и «Хабаровскдорснаб». Хорошо знакомы они и друг с другом — товарищи по картельному сговору, как никак.

На нарушениях закона о защите конкуренции дорожников поймала ФАС еще в апреле 2022 года. В ведомстве установили, что компании договорились о «поддержании цен на торгах по строительству и содержанию автомобильных дорог» в Приморском и Хабаровском краях.

Именно торги по трассам А-376 и А-370 и привлекли внимание антимонопольщиков, которые установили, что в результате «дележа» контракт на без малого 2,6 миллиарда рублей ушел «Хабаровскдорснабу», а подряд почти за 6,5 миллиарда достался «Стройдорсервису».

«Заговорщиков» выдали общие IP-адреса подачи заявок на участие в торгах, обмен логинами, паролями и другими данными, совпадение доверенного лица, уполномоченного двумя организациями на получение электронной цифровой подписи, а также финансовые взаимосвязи и общий адрес фактического осуществления деятельности.

В июле 2023 года антимонопольщики победоносно объявили, что их решение устояло в трех судебных инстанциях. «Хабаровскдорснаб» и «Стройдорсервис», незаконно заключившие контракты на общую сумму чуть менее 9,2 миллиарда рублей, были оштрафованы на без малого 230 миллионов рублей на двоих.

Так, лидер краевого рынка госзакупок «Стройдорсервис» за 2023 год получил от государства девять контрактов на общую сумму в 3,2 миллиарда рублей. Выручка компании за 2022 года превысила 9,7 миллиарда, а чистая прибыль слегка не дотянула до 400 миллионов.

В порядке дела и у «Хабаровскдорснаба» — единственный контракт на содержание трассы А-376 за 1,76 миллиарда рублей принес организации второе место в топе крупнейших подрядчиков региона в 2023 году. По итогам 2022-го компания отчиталась о 1,2 миллиарда рублей выручки и 72,3 миллиона в виде чистой прибыли.

В тройку главных бенефициаров госзакупок вошел и «Региоснаб». Помимо оснащения дорог в десяти районах края дорожными знаками, указателями и разметкой, компания получила еще девять подрядов в 2023-м, в общей сложности получилось свыше 770 миллионов рублей. Всего с момента своего основания в 2016 году компания выиграла 35 тендеров; были и крупные сделки, в том числе содержание межмуниципальных дорог за 1,3 миллиарда рублей в 2020-2021 годах.

С 2020 года ее выручка и чистая прибыль последовательно снижаются. В 2022 году «Региоснаб» отчитался о 768 миллионов рублей дохода и 61,6 миллиона рублей чистого убытка. Впрочем, и на господрядах фирма тогда заработала в три с лишним раза меньше (чуть более 421 миллиона рублей). Есть шанс, что целительные бюджетные деньги улучшат финансовые показатели компании по итогам 2023-го.

Четвертую строчку рейтинга самых успешных подрядчиков Хабаровского края заняло ООО «Благострой». Компания получила три контракта на 475 миллиона рублей, 405 из которых принесло строительство дорог к домам многодетных семей в двух селах Хабаровского края. Больше всего в этом подряде впечатляет то, что столь внушительная сумма нашлась в бюджете Мичуринского сельского поселения, где в 2021 году проживало чуть более четырех тысяч человек.

Неизвестно, довольны ли работой «Благостроя» многодетные семьи сел Мичуринского и Виноградовка, но в компании явно не жалуются. В 2022 году компания заработала на госзакупках даже меньше, но отчиталась о 893 миллионах рублей выручки и 37,6 миллионах чистой прибыли.

Кстати, к финансовому успеху «Благострой» привел небезызвестный Сергей Гайер — сегодня гендиректор подрядной организации, а в прошлом руководитель хабаровского краевого центра молодежных инициатив.

Замыкает пятерку главных подрядчиков Хабаровского края в 2023-м ООО «ДВ-Строй», получившее пять контрактов на без малого 400 миллионов рублей. В основном компания занимается капремонтом в муниципалитетах — например, школы в селе Вознесенское Амурского района (за 133,4 миллиона рублей), СОШ №5 Советской Гавани (117,8 миллиона). Еще «ДВ-Строй» построит газопровод в Эльбане за 85,3 миллиона рублей.

По финансам фирма уже совсем небольшая (как и большая часть исполнителей по господрядам в Хабаровском крае в 2023 году за пределами этого рейтинга). Так, в 2022-м «ДВ-Строй» получил чуть меньше 85 миллионов рублей выручки и лишь 341 тысячу рублей чистой прибыли.