В этом году подходят к концу полномочия депутатов Законодательной думы VII созыва. В сентябре состоятся выборы, на которых избирателям предстоит сформировать новый состав регионального Заксобрания. Политологи предрекают кратное увеличение расходов на проведение агитационных кампаний на фоне дефицита квалифицированных политтехнологов и пересмотра философии выборов в целом. В этой статье посчитаем, во сколько кандидатам обошлась избирательная кампания 2019 года, и вместе с экспертами попытаемся предположить, какую цену придется заплатить потенциальным парламентариям за народное доверие.

До выборов в Законодательную думу Хабаровского края осталось немногим больше пяти месяцев, и часть кандидатов уже начала к ним готовиться. К примеру, на прошлой неделе в региональном отделении «Единой России» объявили о запуске процедуры праймериз перед сентябрьской избирательной кампанией. Остальные партии пока держат интригу или просто еще не решили, чье лицо подобрать для собственной репрезентации в парламенте на ближайшие пять лет.

Со времен формирования седьмого созыва в крае, как и в стране в целом, много чего изменилось. Фактически, утверждают политологи, мы живем уже не в том государстве, которое существовало еще, казалось бы, не так давно. Соответственно обстановка, в которой пройдут выборы, и методы мобилизации электората, на них применяемые, будут кардинально отличаться. Как минимум, кандидатам придется серьезнее подойти к вопросу изыскания и распределения финансовых средств.

По мнению политического консультанта Даниила Ермилова, если в 2024 году кандидатом движет желание реально пройти в Думу, а не просто посветить своим именем на листовках и плакатах, то за добротную кампанию, включающую широкий фронт работ, придется отдать порядка 30 млн рублей (самой скромной из возможных сумм были озвучены 15 млн, но и шансы на попадание в депутатское кресло в этом случае заметно ниже). В эту сумму помимо изготовления агитационных материалов и прочих пиар-инструментов входят сбор подписей (на чем, кстати, заваливаются чаще всего), наем политтехнологов, ряды которых стремительно редеют, точечные социологические исследования и еще множество услуг, перечислять которые не хватит бумаги.

И это далеко не предел, в некоторых регионах суммы с 30 млн рублей лишь стартуют. К ним мы обязательно вернемся, а пока обратимся к истории и посмотрим, как же обстояли дела с тратами на выборы в 2019 году. Обратим внимание на структуру расходов, основные источники формирования предвыборных бюджетов кандидатов. Таким образом, прежде чем перейти к прогнозам, мы получим хотя бы приблизительное представление о хабаровском подходе к этому процессу.

Конечно, ни о каких 15 и тем более 30 млн рублей речи тогда не шло. С другой стороны, следует помнить, что не все деньги проходят через избирательные фонды. Какая-то часть осваивается еще до открытия официального счета, другие средства проходят по каналам, не входящим в перечень обязательных к учету.

Начнем с одномандатников. Согласно итоговым отчетам о расходовании средств избирательных фондов, представленных на сайте Крайизбиркома, вложенные в кампанию суммы, указанные прошедшими народно избранными кандидатами, варьировались от 30 тысяч рублей до почти полутора миллионов. Наименьшую сумму среди коллег внес член фракции «Единой России» Виктор Федореев – 31 600 рублей, из которых, за исключением 600 рублей добровольных гражданских пожертвований, все собственные. Из них 12 тысяч рублей пошли на изготовление и распространение агитматериалов, 18 640 рублей – на оплату других работ и услуг, выполненных третьими лицами, и всего 960 рублей было затрачено на сбор подписей.

Самый внушительный банк среди одномандатников оказался сразу у двух парламентариев: зампреда краевой думы Сергея Зюбра и Дмитрия Козлова, на счетах избирательных фондов обоих числилось по 1,4 млн рублей. Порядок распределения средств тоже одинаков: по 1,2 млн рублей на услуги политконсультантов, 148 тысяч рублей – на листовки и другие рекламные материалы. В среднем же депутаты-одномандатники вложили в свои избирательные кампании 312,1 тысяч рублей. Поскольку информация представлена не по всем депутатам, среднее арифметическое мы посчитали только с учетом тех, кто официально отчитался о затратах.

Были и те, кто на выборы в краевой парламент официально не потратил и рубля. Например, Татьяна Быченко, Василий Грановский, Софья Епифанова, Вячеслав Фургал и Михаил Дергилев. Заметим, что все эти кандидаты шли от партии ЛДПР. Во многом именно партия Жириновского обеспечила этим людям фактически бесплатное место в думе.

— Насколько я помню ситуацию с депутатским корпусом в Хабаровском крае 2019 года, многие не осознавали, как эта система вообще работает. Работу с избирателями в основном имитировали, надеясь на помощь губернатора, мэров, ретроградных меркуриев. В тот раз (в 2019 году) многие избрались, потому что прислонились к действующему главе региона, по той же причине их траты были чисто символическими, — вспоминает Даниил Ермилов.

Из непрошедших больше всех в себя вложил Андрей Дубков, член «Единой России», на тот момент занимавший депутатское кресло в Хабаровском районе. На его избирательном счете числилось свыше 7,5 млн рублей, из которых 802 тысячи – собственные средства, при том, что в 2019 году годовой доход народного избранника Дубкова составил всего 599 тысяч рублей, а его супруги – 938 тысяч рублей. Большую часть бюджета составили добровольные пожертвования от юридического лица – 6,7 млн рублей. 98% этих средств пошли на консультационные услуги. Еще 37 тысяч на пиар в периодических изданиях и 1 600 рублей на иные расходы.

На сдачу из магазина устроил себе кампанию некто Андрей Чудный из Советской Гавани. Он вложил всего 500 рублей, которые пошли на иные сопутствующие расходы.

Что касается кандидатов-списочников, выдвинутых региональными ячейками политических партий, то здесь ситуация еще менее прозрачная. Напомним, в состав Заксобрания образца 2019 года вошли всего три партии: ЛДПР с 11 депутатами, «Единая Россия» в лице Геннадия Мальцева и Ольги Миромановой и КПРФ с Максимом Кукушкиным и Сергеем Ильиным. Дело в том, что партии не отчитываются по каждому кандидату, а предоставляют всю сумму целиком. Помимо них в думу пытались пройти СРЗП, «Партия Роста», «Коммунисты России», «Партия Социальных Реформ», а также партия «Родина».

Относительно скромный избирательный фонд, как ни странно, оказался у партии большинства – ЛДПР. Всего 14,6 млн рублей: на 12,4 млн скинулись сами кандидаты, 2,1 млн рублей поступило от юридических лиц в виде добровольных пожертвований. Половина средств была направлена на изготовление и распространение агитационных материалов, на появление в вашем телевизоре и на радио – еще 3,5 млн, остальное – на пиар в газетах, сетевых изданиях и прочие расходы.

Больше всех тем временем на выборы потратили единороссы. Из 80 млн рублей на избирательном счете партии указано 79,9 млн собственных средств и 50 тысяч пожертвованных юрлицами. На условные листовки ушло чуть менее 20 млн рублей. На рекламу в газетах и место в телерадио эфире – всего 2,8 млн, остальные 57,5 млн рублей затрачено на оплату иных расходов, связанных с проведением избирательной кампании.

Крайком КПРФ на своих кандидатов затратил всего 3,5 млн рублей: 3,1 – собственные средства кандидатов, 12 тысяч – добровольные пожертвования граждан и 400 тысяч – юридического лица. Почти все эти деньги (2,9 млн) были направлены на изготовление и распространение агитпродукции. Остальное в относительно равных пропорциях распределилось по рекламе в СМИ и статьям расходов.

Выбывшие из электорального процесса партии также представляют интерес с точки зрения привлечения финансирования и его расходования. Так, например, «Партия Социальных Реформ» сформировала свой избирательный бюджет исключительно за счет пожертвований. Правда, сумма оказалась совсем уж незначительной по сравнению с оппонентами – всего 6 тысяч рублей. И даже из них 2 300 пришлось вернуть. Оставшиеся 3 700 рублей пошли на сбор подписей, но, успехом он, как мы видим, не увенчался.

С серьезными планами на Хабаровский край, судя по вложениям, выступали «Коммунисты России». Кампания на все деньги, а точнее 35,8 млн рублей, увы, также стала для партии провальной. Не оправдали «красные» ожиданий инвесторов, а ожидания там были явно немалые – основу бюджета в размере 35 млн рублей составили пожертвования от неких юридических лиц. Больше 3 млн «Коммунисты России» потратили на сбор подписей, но даже это им не помогло. Куда ушли 28,3 млн рублей, указанные в статье «другие работы и услуги», остается только догадываться.

Итак, с выборами 2019 года разобрались, теперь обратимся к экспертам и посмотрим, какие ошибки допускали кандидаты в Хабаровском крае и к какой стратегии, по их мнению, им стоит обратиться в 2024-м.

В текущих условиях одной из наиболее сложных задач, стоящих перед партиями и самовыдвиженцами, станет привлечение как никогда пассивного электората. Выборы местного уровня традиционно отличаются низкой явкой, но в этом сезоне они имеют весомые шансы побить все антирекорды. Соответственно, организационный ресурс на этом фоне резко дорожает. Одна мобилизация более 900 тысяч человек на 24 избирательных округах при средней явке в 40% потребует минимум 4 млн рублей, считают политические консультанты.

С наибольшими трудностями предстоит столкнуться «Единой России», во многом за счет уникальной процедуры праймериз, которой нет больше ни у одной из парламентских партий. Фактически, партии нужно будет вести две кампании одновременно. А мы напомним, что на одного кандидата, по самым грубым подсчетам, потребуется порядка 30 млн рублей, чтобы его выдвижение принесло плоды.

С другой стороны, имеет значение, что из себя представляет сам претендент на депутатский мандат – если это лицо электорату неизвестное и не привлекательное, то и 30 млн запросто сработают в убыток. Сбор подписей – это отдельный вопрос, причем один из важнейших и на котором депутатские карьеры ломались, даже не начавшись.

— Собрать подписи – это технически сложный процесс. Почему многие валятся? Потому что подделки легко выявляются, но при этом кандидаты все равно пытаются как-то смухлевать, что-то нарисовать. Привлечь к этому делу профессионалов стоит очень больших денег – от 3 до 5 миллионов рублей. В зависимости от численности населения в округе может быть еще дороже, — отмечает Даниил Ермилов.

Отследив тенденцию структуры расходов в ходе избирательной кампании 2019 года действительно можно заметить, как большая часть кандидатов предпочитала делать ставку именно на агитационные материалы и прочие пиар-инструменты. На сбор подписей деньги за редким исключением распределялись, судя по всему, по остаточному принципу.

Депутаты Закдумы Хабаровского края

Несмотря на то, что, по ожиданиям экспертов, для типичного избирателя выборы в краевую думу пройдут практически незаметно, внутри настроения уже закипают. Как отмечает политолог Евгений Чадаев, результаты краевой кампании зададут тон выборам в Госдуму, которые состоятся через два года. Так что каждая партия более чем заинтересована в том, чтобы застолбить за собой как можно больше мест – это тоже немаловажный фактор повышения издержек.

Эксперт также отмечает, что за последние пять лет помимо политической жизни серьезные изменения претерпела и экономика, а значит, в скором времени к процессу подключатся потенциальные инвесторы, заинтересованные в своем человеке в думе. И это будут уже совсем не те деньги, что в 2019-м.

Особенно дорого в этом году обойдутся кандидатам услуги политических консультантов и социологов. Сфера преображается, и многие компетентные специалисты отказываются работать в регионах, поскольку командировки «за среднюю министерскую зарплату» себя не окупают. Глубокое социологическое исследование под конкретного кандидата в нынешних реалиях обойдется приблизительно в 4 млн рублей.

При всем этом провести избирательную кампанию в Хабаровском крае все равно обойдется намного дешевле, чем в других регионах Дальнего Востока. К примеру, в Приморском крае «билет» в городскую думу будет стоить порядка 12 млн рублей, отмечает Даниил Ермилов. За мандат в Закдуме придется отдать минимум 30 млн рублей. На Сахалине выборы в Заксобрание тоже стоят в два раза дороже, чем в Хабаровском крае, при том, что округов там в два раза меньше.

А что по распределению мест? Мы уже сказали, что с большими финансовыми трудностями придется столкнуться «Единой России», но вместе с тем для некогда партии президента эти выборы станут хорошим подспорьем к триумфальному возрождению после пяти лет доминирования либерал-демократов. По мнению политолога Илдуса Ярулина, если ситуация продолжит развиваться в текущем ключе, то «ЕР» вернется большинство в краевой думе. Однако приписывать одной партии все заслуги было бы чересчур нескромно. Тем более, что без непосредственного согласования персон с главой региона рассчитывать на депутатское кресло не просто рискованно, но глупо.

— Распределение мандатов уже идет в рамках договоренности с администрацией президента. Последний визит Михаила Дегтярева в Москву, скорее всего, и был связан с решением этого вопроса. Не исключено, что одной из тем встреч губернатора с председателем Совфеда Валентиной Матвиенко стало обсуждение новой кандидатуры сенатора, — комментирует Илдус Ярулин.

Таким образом, продолжает эксперт, за исключением 10% мест, отведенных под отыгравшие свои роли на президентских выборах системно оппозиционные партии, Законодательная дума Хабаровского края станет двухпартийной, возможно, даже с небольшим перевесом в сторону единороссов. Но на этом этапе, очевидно, контроль за правильным распределением мест ложится на плечи профильного первого вице-губернатора.

Фото с сайта Законодательной думы