«Дальневосточное обозрение» продолжает внимательно следить за рынком госзакупок Хабаровского края и его ключевыми игроками. Подводим итоги первого квартала 2024 года в рейтинге крупнейших контрактов и главных поставщиков региона

Трамваи, дороги и Советская Гавань

Всего за первые три месяца 2024 года в Хабаровском крае заключено более 12 тысяч контрактов. Годом ранее за этот период в официальном реестре госзакупок было примерно на тысячу записей меньше. Выросли и суммы — если в первом квартале 2023-го лишь один договор был крупнее 300 миллионов рублей, то в 2024-м таких сделок уже пять. Столько же в прошлогоднем топ-10 было контрактов «дешевле» 100 миллионов рублей, а теперь таковые не попали в десятку совсем.

На первое место крупнейших тендеров первой четверти 2024 года въезжают трамваи производства «дочки» Роскосмоса. Десять новых вагонов от Усть-Катавского вагоностроительного завода обошлись федеральному и краевому бюджетам в 800,8 миллиона рублей, распределить средства выпало городу, а именно управлению промышленности, транспорта и связи администрации Хабаровска.

Новые трамваи ждали как минимум с 2023-го, когда впервые была анонсирована закупка. При этом, похоже, все-таки выйдут они на один из самых проблемных маршрутов — №5. Еще в прошлом году уверенности в этом не было из-за несовместимости новых вагонов с конструкцией путей, но в январе 2024-го власти анонсировали скорый капитальный ремонт последних. Так что у администрации Хабаровска есть все шансы еще раз пошуметь на рынке госзакупок в этом году.

Второй по стоимости контракт в этом квартале отошел небезызвестному «Капторстрою». Один из главных бенефициаров госзакупок в крае в 2022-2023 годах займется модернизацией системы водоотведения Советской Гавани за 517,7 миллиона рублей. Заказчик — КГУП «Региональные коммунальные системы».

Первое, что обращает на себя внимание — подрядчик. «Капторстрой» регулярно возводит и ремонтирует жилые дома и государственные здания, а вот «коммуналкой» занимается не часто.

На систему водоотведения власти региона потратят почти миллиард — с декабря 2023 года контракт, аналогичный заключенному в марте 2024-го с «Капторстроем», за 367,5 миллиона рублей исполняет Хабаровский завод реставрации труб. Причем сначала, в августе 2023-го, эту закупку без конкурса отдали компании «Золотой мост».

Третья строчка в рейтинге крупнейших контрактов первого квартала 2024 года досталась дорожникам. Обслуживанием трасс регионального и межмуниципального значения в пяти районах Хабаровского края за 465,6 миллиона рублей займется ЗАО «Форпост» — «компания-хамелеон», одинаково успешно зарабатывающая как на дорожных, так и на строительных контрактах. Заказчик — КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог».

Четвертая позиция снова за администрацией Хабаровска — на этот раз благодаря уже троллейбусам. 16 машин поставит московский «Автотехком» за 447,4 миллиона рублей. Подрядчик для края хоть и новый, но с производителем самих троллейбусов здесь уже знакомы — это «Бакулин Моторс Групп», в структуру которого входит «Волгабас».

В 2023 года компания договорилась с правительством региона о создании производства автобусов на территории ТОР «Хабаровск». Так появилось ООО «Дальневосточный автокластер», уже, к слову, поставлявшее автобусы в регион по госконтракту. Правда, пока компания может похвастать лишь продукцией других заводов холдинга Алексея Бакулина.

В этот раз эта продукция доедет до региона и вовсе через посредников. В Хабаровске будут обкатывать новую модель Volgabus 5270T «Пересвет», включенную в реестр российской промышленной продукции 8 февраля 2024 года. Ранее тестовый образец троллейбуса испытывали во Владимирской области, но на маршрут они выйдут впервые. Более того, это для группы Бакулина, ранее выпускавшей лишь автобусы и электробусы,
вообще первый опыт поставки троллейбусов.
«Спасибо президенту России Владимиру Путину, полномочному представителю президента в ДФО Юрию Трутневу, губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтяреву за поддержку. Благодаря мастер-плану города нам удастся увеличить парк электротранспорта в Хабаровске. В дальнейшем мы планируем с помощью новых троллейбусов с автономным ходом открыть ряд маршрутов — в том числе, которые будут вести в микрорайон Ореховая сопка и строящийся микрорайон на улице Воронежской», — заявил мэр Кравчук.

Замыкает пятерку крупнейших господрядов квартала контракт на строительство новой котельной в Заветах Ильича за 437,1 миллиона рублей. Советско-Гаванский район, таким образом, в первые три месяца 2024 года стал золотой жилой для подрядчиков. Экологичную котельную на щепе, которая позволит закрыть две токсичные мазутные, анонсировали в 2023 году.

Работы проведут на средства специального казначейского кредита (берется регионами у государства под 3% на 15 лет). Исполнитель — Производственная компания «Котломаш» из Барнаула. Получается, что три самых крупных господряда в квартале уплыли за пределы региона, а два оставшихся заполучили крупнейшие игроки контрактного рынка.

Крупнейшие госконтракты в Хабаровском крае: январь — март 2024

  1. 10 трамваев для Хабаровска — 800,8 млн
  2. Модернизация канализации Советской Гавани — 517,7 млн
  3. Содержание дорог в пяти районах края — 465,6 млн
  4. 16 троллейбусов для Хабаровска — 447,4 млн
  5. Котельная для Советско-Гаванского района — 437,1 млн

О пользе образования

Мы решили исправить эту несправедливость и включили в топ поставщиков по итогам квартала только компании, зарегистрированные непосредственно в Хабаровском крае — чтобы учитывать и те контракты, которые они заполучили за пределами региона.

Это моментально вывело на вершину рейтинга Дальневосточную генерирующую компанию — за три месяца энергетики заключили 968 сделок с сотнями госучреждений в Хабаровском крае, Амурской области, Приморье, ЕАО и Якутии на общую сумму свыше 2,2 миллиарда рублей. Это в два с лишним раза больше, чем у второго места в нашем импровизированном соревновании.

Интересно, что при этом в Русгидро не слишком-то довольны заработком на Дальнем Востоке. В 2022 году гендиректор Русгидро Виктор Хмарин даже просил Владимира Путина выделить из бюджета 93 млрд руб. для восстановления финансовой стабильности своей ДГК, но президент тактично отказал. Компенсировать потери даже в большей степени, чем госконтракты, будут потребители — крупная индексация тарифов ожидается и в этом году.

Второе и третье места в рейтинге заняли уже упомянутые «Форпост» и «Капторстрой» соответственно, причем компании Григория Торояна для этого понадобился всего один контракт — тот самый, на модернизацию системы водоотведения Советской Гавани за 517,7 миллиона рублей. А вот «Форпост» лишь немного не добрался до миллиарда — четыре тендера принесли предприятию Николая Еремина чуть больше 983 миллионов рублей. Это две крупных сделки на содержание дорог, ремонт моста в Николаевском районе и капитальный ремонт школы №5 В Николаевске-на-Амуре.

К слову, благодаря школам в пятерку преуспевающих за счет контрактной системы компаний края в первом квартале 2024 года также вошли ООО «Модуль» и ООО «Стройбыт». Первой три школьных капремонта принесли без малого 340 миллионов рублей, вторая заполучила два таких контракта почти на 290 миллионов.

И для тех, и для других это станет надежным финансовым подспорьем, поскольку компании, по нашему мнению, нельзя назвать крупными — даже в лучшие годы их выручка редко превышала 100 миллионов рублей. Сюда же можно отнести и «Лидерстрой» с тремя контрактами, два из которых — на модернизацию учебных учреждений. С общим результатом в 244,8 миллиона рублей компания лишь немного не дотянула до топ-5 по итогам квартала.

И это раздолье продолжится как минимум до 2026 года — благодаря федеральной программе, по которой в Хабаровском крае отремонтируют сразу 35 школ. Между подрядчиками распределят 4,17 миллиарда рублей из федерального, регионального и муниципальных бюджетов.

«17 школ Хабаровска, Амурского, Аяно-Майского, Бикинского, Вяземского, Нанайского, Советско-Гаванского, Солнечного районов, района имени Лазо и Охотского округа вошли в программу с двухлетним сроком реализации, то есть ремонтные работы завершатся в 2025 году. В двух из них — в хабаровской школе №13 и школе пос. Горный Солнечного района — работы уже начались. Еще шесть образовательных учреждений Ванинского, Верхнебуреинского, Николаевского районов и района имени Лазо, в том числе краевую школу-интернат № 9, отремонтируют в этом году. Работы там начнутся в мае-июне, и основная их часть будет выполнена во время летних каникул», — поясняли в министерстве образования и науки края в январе.

Среди тех компаний, которые не попали в первую пятерку, но вплотную подобрались к ней, можно отметить «Надежду-Фарм». Компания поставляет лекарственные препараты лечебным учреждениям по всему Дальнему Востоку и на 329 контрактах за первые три месяца 2024 года получила порядка 250 миллионов рублей. Тактику можно назвать вполне рабочей — с 2020 года оборот предприятия не опускается ниже двух миллиардов рублей в год.

Крупнейшие поставщики в Хабаровском крае: январь-март 2024

  1. ПАО «ДГК» — 968 контрактов на 2,2 млрд ~
  2. ЗАО «Форпост» — 4 контракта на 983 млн
  3. ООО «Капторстрой» — 1 контракт на 517,7 млн
  4. ООО «Модуль» — 3 контракта на 340 млн
  5. ООО «Стройбыт» — 3 контракта на 289,2 млн

Ноутбуки и миллионы на депортацию

Отдельно стоит выделить самые интересные закупки, не попавшие под критерии нашего рейтинга, но при этом заслуживающие внимания. Так, миллионы рублей подрядчикам продолжает приносить импортозамещение.

По заказу краевого Минобра ООО «Деметра» из Санкт-Петербурга привезет в Хабаровский край 1220 ноутбуков отечественной марки Rikor. Каждое устройство обойдется региональному бюджету почти в 66 тысяч рублей.

К слову, это не первая попытка «уронить запад» в исполнении госведомств в крае — в этом феврале автомобили от китайского Haval передали сотрудникам краевого подразделения ДПС. Кроссоверы из Поднебесной сейчас патрулируют дороги уже в десятках регионов России.
Интересной закупкой в начале года отличились и в управлении Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО — 14 миллионов рублей там потратили на авиабилеты для граждан других государств, подлежащих выдворению из России. Всего приставов интересовало 21 направление, причем 20 — из Хабаровска и лишь одно из Благовещенска. Среди направлений депортации есть как ожидаемые Ташкент, Бишкек и Душанбе, так и экзотические — например, Кишинев или Сеул. Один билет в столицу Южной Кореи обойдется федеральному бюджету в 112,3 тысячи рублей.