Хабаровская таможня в ближайшие месяцы обновит рекорд по работе без постоянного начальника за всю историю существования ведомств на Дальнем Востоке. А между тем, в ее ведении находится территория края, в том числе Ванинский и Советско-Гаванские районы, города Бикин и Хабаровск, Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань, а также ЕАО, Амурская область и Республика Саха (Якутия). Другими словами, речь идет про три воздушных, пять морских, один автомобильный, один речной и сразу шесть смешанных пунктов пропуска. При подобном размахе уже больше двух лет руководят ведомством только в статусе исполняющих обязанности. Так долго назначения еще не ждали почти ни в одном из дальневосточных подразделений. Подробнее — в материале «Дальневосточного обозрения».
Начальник таможни
Хабаровское подразделение принадлежит к числу старейших таможен дальневосточного региона. Первое упоминание о ней относится к 5 апреля 1902 года. Тогда в городе создали пост в составе одного надзирателя. Преобразование в таможню произошло только в 19 февраля 1976 года. Ныне она является одним из девяти подразделений, которые входят в Дальневосточное таможенное управление.
Всего на Дальнем Востоке действовало 17 филиалов таможни. Сразу четырьмя из них никогда не руководили исполняющие обязанности, только постоянные главы территориальных подразделений. Речь идет о Якутской, Нерюнгринской, Амурской и Биробиджанской таможнях. Сегодня их не существует — в свое время они прошли через реорганизацию, присоединение и теперь в ведении Хабаровского подразделения.
— Как отметил начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин, несмотря на то, что регион деятельности Хабаровской таможни значительно расширился, это не скажется на качестве контроля и сроках оформления. Реформирование позволит более эффективно использовать ресурсы таможенных органов, повысит качество администрирования, — сообщала пресс-служба в 2020 году.
После объединения, уже в 2022 году Хабаровскую таможню покидает последний на текущий момент постоянный руководитель — Владимир Игнатьев. В то время как Игнатьев получает повышение и становится главой Читинской таможни, в Хабаровском подразделении появляются исполняющие обязанности. Сначала, с конца марта 2022 года по середину июня 2023, Михаил Сорокин. Затем, с июня 2023 года и по настоящее время, Дмитрий Ковалев.
Начальник Хабаровской таможни
- Дмитрий Ковалев родился в 1985 году в Находке Приморского края. В 2007 году окончил Российскую таможенную академию по специальности «Таможенное дело».
- Службу в таможенных органах начал в июле 2007 года в должности инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Находка 1-ой категории. В марте 2009 года занимал должность инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Находкинской таможни.
- С октября 2009 по 2016 годы занимал должности заместителя и начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Морской порт Находка и начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Морской порт Восточный.
- В январе 2016 года назначен на должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни.
- В феврале 2017 года возглавил таможенный пост Морской порт Находка.
- В сентябре 2021 года Дмитрий Ковалев был назначен на должность заместителя начальника Хабаровской таможни — начальника службы таможенного контроля после выпуска товаров.
- Подполковник таможенной службы. Награжден юбилейной медалью «25 лет ФТС», Почетной грамотой и благодарностью ФТС России, медалями «За службу в таможенных органах» III и II степени.
Между тем, ознакомиться с итогами деятельности Хабаровской таможни с 2021 по 2023 год на странице подразделения по каким-то причинам невозможно. В соответствующих разделах размещены только семь публикаций за 2019-2020 годы. Это не общедальневосточный тренд: например, Сахалинское подразделение стабильно подводит итоги работы, почти что поквартально и даже чаще. Есть и еще одна странность. В разделе исторической справки до сих пор фигурирует имя Владимира Игнатьева, вероятно, как последнего официально назначенного руководителя. Информация о двух последовавших за его уходом начальниках отсутствует.
«Назначили первого начальника Хабаровской таможни, которым стал Анатолий Михайлович Кравченко — по праву первый руководитель, стоявший у истоков создания сплоченного коллектива таможенников, профессионалов своего дела, способных решать любые поставленные перед ними задачи. Затем таможней руководили Евгений Николаевич Щукин, занимавший эту должность более 12 лет. С июля 2006 по 2008 года — Александр Викторович Повод, а с января 2009 — Виктор Михайлович Холичев. 17 мая 2010 начальником Хабаровской таможни назначен Владимир Анатольевич Карпов. В настоящее время Хабаровской таможней руководит Владимир Петрович Игнатьев», — прописано на сайте ведомства.
Сказать, что хабаровское подразделение и вовсе не сообщает о своих успехах, невозможно. В общедальневосточной ленте новостей на сайте ведомства то и дело появляются соответствующие материалы. Например, накануне таможенники отчитались о завершении зимней навигации в Покровке. Так, с 21 декабря грузооборот на импортном направлении составил почти 4 тысячи тонн, на экспортном более 5 тысяч тонн. Хотя речь не об этом.
Исторические рекорды
К практике назначения исполняющих обязанности на вакантные должности прибегают абсолютно все ведомства, в том числе подразделения Дальневосточной таможни. За время существования структуры, к слову, появились участки, на которых по каким-то причинам и. о. руководят довольно часто.
Например, в истории Находкинской таможни таких случаев было уже пять. Некоторые из исполняющих обязанности начальников даже несколько раз «переназначались». Так, Юрий Кишинский с марта по ноябрь 2017 года руководил Находкинским подразделением в статусе и. о. Затем пост покинул, но в конце 2022 года снова вернулся на ту же позицию. В конце августа 2023 Кишинский официальное назначение все-таки получил, но ненадолго. Уже в октябре прошлого года он передислоцировался в Дальневосточное таможенное управление. Удивительно, спустя время он вновь вернулся в Находку, став начальником. Всего, пусть и с перерывами, Кишинский пробыл в статусе исполняющего обязанности 18 месяцев.
Второе, третье и четвертое место по числу исполняющих обязанности поделили между собой Читинская и Сахалинская таможни, а также Дальневосточное таможенное управление. В каждом трудилось по четыре таких специалиста.
В списке по ряду причин выделяется Забайкалье. Именно здесь появился первый среди всех дальневосточных подразделений исполняющий обязанности — им стал Григорий Болдырев. Он же поставил и абсолютный рекорд — находился в этом статусе с 15 августа 2002 по 31 октября 2004 года. Это, на минуточку, 26,5 месяца.
На Сахалине же предпочитали менять и. о. значительно чаще, а потому с 8 декабря 2006 по 10 января 2008 года было сразу три назначения исполняющих обязанности начальника.
Подобное происходило и в Дальневосточном таможенном управлении — за период с 27 июля 2023 по 29 января 2024 годы сменилось трое и. о. руководителя. Но самым примечательным оказался Юрий Ладыгин. Он дважды был начальником и дважды трудился в статусе и. о. Собственно, ныне Юрий Михайлович продолжает руководить управлением.
Анализируя кадровые перестановки за годы работы таможни на Дальнем Востоке, стоит обратить внимание и на другой показатель — длительность периода, в который конкретное подразделение возглавлял исполняющий обязанности.
Пока уверенное первое место остается за Читинской таможней. Речь идет об уже упомянутом Григории Болдыреве и 26,5 месяцах на посту в статусе и. о. Важно при этом учитывать и объем работы ведомства. Так, даже на текущий момент за подразделением закреплено 8 пунктов пропуска и 11 постов.
На второе место вырывается Хабаровская таможня, правда, у подразделения есть все шансы побить рекорд читинских коллег. Так, ведомство уже 24,5 месяца ждет назначения руководителя. Фронт работы при этом почти в два раза больший: 16 пунктов пропуска и столько же постов.
С большим отрывом от лидеров третье место заполучила Сахалинская таможня. Здесь исполняющий обязанности руководил только 13 месяцев. Правда, этот период пришелся на время до объединения подразделения с Камчатской и Магаданской таможнями. Уже после реорганизации Сахалинское ведомство нарастило объем работы до 18 пунктов пропуска и 11 постов.
Что теперь?
История Хабаровской таможни по-своему уникальна. По длительности работы под руководством исполняющего обязанности подразделение хоть и движется стремительными темпами к установленному рекорду, но пока занимает только второе место. Тогда очевидно, что вопрос назначения начальника давным-давно назрел. Примечательно, что в самом подразделении об этом говорят открыто.
— Ограничений (по срокам — прим.ред) на работу исполняющего обязанности нет. Начальника назначают в Москве через приказ Федеральной таможенной службы. Работа в этом направлении ведется, рассчитываем, что в ближайшие месяцы руководитель будет назначен, — сообщили в пресс-службе Хабаровской таможни.
Кто будет назначен руководителем — пока остается только гадать. Получит ли назначение Дмитрий Ковалев? Или на его место в Хабаровское подразделение прибудет кто-то другой?
Александр Неделько
Фото пресс-службы Хабаровской таможни, министерства экономического развития Хабаровского края