Подведены итоги выборов президента по всей России по результатам обработки 100% бюллетеней. Вполне ожидаемо безоговорочным лидером стал действующий глава государства Владимир Путин. Но вот чего точно никто не мог предсказать, так это рекордную явку. Планку в этом смысле установили голосующие первыми дальневосточные регионы, а уже потом волна покатилась по всей стране. Подробности — в публикации «Дальневосточного обозрения».

Практически все регионы Дальнего Востока увеличили явку в сравнении с 2018 годом минимум на 10%. Рекордсменом же стала ЕАО, где разница составила 30% — c 60,25% до 91,75%. Уменьшение произошло только в Республике Бурятия, где с 75% в 2018 году явка снизилась до 73,72% в ходе текущих выборов. Однако такая небольшая разница входит в рамки статистической погрешности, которую эксперты даже не оценивают, поскольку на это могли оказать влияние даже погодные условия.

Более того, ДФО оказался на четвертом месте среди всех федеральных округов по количеству избирателей, поддержавших Владимира Путина. За него свои голоса отдали свыше 3,6 млн человек. Самыми преданными президенту оказались ЕАО – 92,35%, Чукотский автономный округ 90,49% и Приморский край 88,34%. Всего шесть из 11 дальневосточных субъектов показали уровень поддержки президента либо близкий к общероссийскому показателю, либо и вовсе его превосходящий. Так, в «отличниках» оказались и Бурятия (87,96%), и Якутия (87,79%), и Забайкалье (87,71%).

— Проводимый правительством страны курс на восток и в связи с этим повышенное внимание к дальневосточным регионам дают свои ощутимые плоды. Жители увидели вливание денег в их субъекты не только на бумаге, а воочию – там начали строить дороги, инфраструктуру, дома, социальные объекты. Одним словом, люди смогли прикоснуться к комфортным условиям. Они должны были получить какие-то доказательства на улучшение жизни. Вот и секрет феномена с явкой. Также не стоит забывать про СВО, а потому все сплотились вокруг президента, — поделился мнением представитель Российской ассоциации политических консультантов в ДФО Даниил Ермилов.

Процент поддержки ниже общероссийского показали Камчатка (85,03%), Магаданская область (84,8%), Сахалин (86,37%), Амурская область (86,97%) и Хабаровский край (80,06%). Тем не менее, для каждого из этих субъектов такой результат стал, во-первых, уверенным, а во-вторых, как уже стало принято описывать результаты выборов 2024 года, рекордным.

Голосование на Дальнем Востоке прошло спокойно и в общем-то как положено: явка выше, чем на прошлых выборах, более чем уверенный процент голосов за действующего президента, консолидация и укладывающаяся в общероссийскую структура распределения голосов.

В 2018 году явка в ДФО составила 66,8%, по России — 67,54%

Ранее, в 2012 году — соответственно 65,1% и 65,34%.

В 2024 году в ДФО явка составила 77%, а в России – 77,4%. Подобный результат фиксировали только в 1991 году.

Некоторые эксперты, как, например, доктор политических наук Илдус Ярулин, и вовсе заявляют, что от ряда субъектов эксцессов все же можно было ожидать. И здесь в подтверждение слов собеседника можно вспомнить сразу несколько кейсов.

Во-первых, скандальные выборы губернатора Приморского края в 2018 году, когда фаворит гонки коммунист Андрей Ищенко в финальный момент при подсчете голосов неожиданно оказался на втором месте, а победу одержал Андрей Тарасенко. Тогда КПРФ пообещала «выводить людей на улицы», что, собственно, и произошло. Выборы в итоге были признаны недействительными, а на период «безвластия» в регион прибыл Олег Кожемяко по назначению президента. Декабрьские выборы губернатора Приморья в 2018 году тоже прошли с некоторым сомнением в отношении самой процедуры со стороны общественности.

И позднее приморский протест «выливался» на улицы. Например, в 2021 году, когда по стране прошли акции в поддержку Алексея Навального* и по разным оценкам к протесту в центре Владивостока присоединились до 500 человек, около 20 были задержаны.

В 2019 году небольшой, но прогремевший на всю страну очаг протеста, появляется и в Якутии. Местный «шаман» в окружении немногочисленных сторонников отправляется пешком в Москву «для изгнания Путина». В Бурятии его задержат сотрудники Федеральной службы безопасности, а суд впоследствии назначит ему принудительное лечение. Гремели в Якутии и антимигрантские митинги, причем последний — в январе текущего года после убийства уроженцем Таджикистана местного жителя.

Ну и, естественно, Хабаровский край, 2020 год. Митинги в самом центре краевой столицы в поддержку задержанного экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала собирали тысячи человек на протяжении нескольких месяцев. Причем этот политический феномен заинтересовал не только всю страну, но и мировую общественность — репортажи о беспрецедентных митингах приезжали снимать в том числе и европейские СМИ. Тогда вновь, в период нахождения у руля ослабевшей и фактически потерявшей контроль местной власти, губернатор был назначен президентом.

Протестные настроение приходилось тушить, что называется вручную, титаническими усилиями, на местах, в частности сложнейшая задача выпала Михаилу Дегтяреву, которому в 2020-м (всего за четыре года до выборов президента) достался уникальный в истории современной России кейс.

— За нами тянулась репутация протестного или околопротестного голосования: «Красное Приморье» или неспокойный Хабаровский край. А получилось как раз очень спокойно. Дальний Восток на этих выборах задал тот тон, который от него и ожидали. Было интересно посмотреть, потому что последние два года разворот на Восток действительно осуществляется. Мы видим достаточно серьезные финансовые вложения, законодательные инициативы и новые программы по освоению, — считает Илдус Ярулин.

Серебро, бронза и почетное четвертое

Куда интереснее и менее предсказуемо — разброс голосов между занявшими второе, третье и четвертое места кандидатами. В определенном смысле это срез общественного мнения посредине избирательного цикла — все-таки выборы в Государственную думу не за горами (уточним, в 2026 году).

В этом контексте Дальний Восток в целом пусть и уложился в общероссийскую структуру распределения голосов, однако все субъекты в частности показали весьма занимательные и во многом говорящие результаты.

КПРФ

Результат коммуниста Николая Харитонова на Дальнем Востоке весьма внушительный. Вторым он стал сразу в пяти из 11 субъектов округа. Так, серебро Харитонову вручили в Амурской области (3,94%), в поставившей все рекорды ЕАО (3,17%), в Забайкалье (3,99%), в Бурятии (4,23%) и на Сахалине (4,61%). Правда, здесь выше, чем в среднем по России (4,31%) его оценили не все — один лишь Сахалин добавил ровно 0,30%.

Но если в абсолютных числах результат кандидата-коммуниста действительно кажется солидным, то в контексте дальневосточной специфики столь же уверенно об этом заявить сложно.

Во многом Харитонов изначально обладал преимуществом перед коллегами из ЛДПР и «Новых людей». Все-таки он на протяжении нескольких лет возглавляет профильный комитет в Государственной думе (по развитию Дальнего Востока и Арктики).

Кроме того, общероссийское голосование 2021 года показало уверенную поддержку коммунистов на Востоке страны — на некоторых территориях даже сравнимой с результатами «Единой России» в голосовании по спискам. Не удалось удержать, таким образом, некогда ярые симпатии Приморья, Камчатки и Хабаровского края. Но все же на четвертой позиции Харитонов оказался всего в двух дальневосточных субъектах — Чукотка (2,3%) и Камчатка (4,12%).

«Новые люди»

Владислав Даванков, как уже отмечали многие эксперты, взял свое в крупных городах, в том числе Хабаровске и Владивостоке (тогда как в целом по Приморью, например, уступил оппонентам — 2,72% Даванкова против 3,35% Харитонова и 4,07% Слуцкого).

Всего, молодой и в общем-то неопытный в кампаниях подобного толка, Даванков занял второе место сразу в четырех из 11 субъектов Дальнего Востока, а именно на Камчатке (4,86%), в Магаданской области (4,73%), в Якутии (4,73%) и в Хабаровском крае (6,63%). Эти четыре региона подержали Даванкова выше на 1% и более, чем в среднем жители России — в федеральном зачете он набрал 3,85%, заняв третье место.

Если результат в симпатизирующей «Новым людям» Якутии вполне ожидаем, то Магаданская область, Камчатка и Хабаровский край преподнесли Даванкову, надо полагать, приятный сюрприз.

На четвертой позиции Даванков оказался в Амурской области (3,66%), ЕАО (1,39%), Забайкалье (3,26%) и в Приморье (2,72%).

ЛДПР

Еще один дебютант в российских президентских выборах — Леонид Слуцкий. Второе место он занял всего в двух субъектах Дальнего Востока. И это, к удивлению (сложно сказать, что обоснованному), не Хабаровский край, а Чукотка (3,03%) и (здесь удивляться как раз впору) Приморье (4,07%).

Причем столичный регион и вовсе подарил Слуцкому больше 0,8%, чем в среднем по России. Может, свое завораживающее влияние на избирателей оказал губернатор Олег Кожемяко, который радушно встретил кандидата в ходе его предвыборного турне и даже сходил с ним на хоккей.

Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев, естественно, принимал однопартийца Слуцкого. Всего Хабаровский край дал в итоге почти на 2% (всего по региону 5,01%) более высокий результат (это больше, чем в других субъектах Дальнего Востока, даже тех, что отдали Слуцкому второе место), чем в среднем по стране, пусть это обстоятельство все же не подняло Слуцкого на вторую ступень в регионе.

Результат Леонида Слуцкого на Дальнем Востоке, вероятно, объясняется тем, что местному избирателю он практически не знаком. Если в случае с Даванковым это обстоятельство удачно легло в концепцию и позиционирование «Новых людей», то в случае с ЛДПР и их ставкой на харизматичных лидеров, видимо, не вышло.

Так, четвертое место Слуцкому досталось в Магаданской области (3,85%), в Бурятии (2,38%), в Якутии (1,76%), на Сахалине (3,25%) и в Хабаровском крае.

Ирина Полтавская

Фото ЦИК РФ, с сайтов Кремля и правительства РФ

*Лицо, внесенное Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов