Российское судостроение в конце 2023 года передали в управление банку ВТБ, который должен был стабилизировать финансовое состояние Объединенной судостроительной корпорации. Меньше года спустя государство решило щедро вложиться в строительство верфей на Дальнем Востоке. «Дальневосточное обозрение» рассказывает, что известно о президентском поручении, касающемся Хабаровского края.
Деньги идут на Восток
На совещании с членами правительства 14 марта Владимир Путин заявил о необходимости строить верфи на Дальнем Востоке. Президент особенно подчеркнул, что в моменте для государства намного выгоднее развивать судостроение на западе страны. Стратегические же интересы России упираются в необходимость развития восточных регионов.
«Конечно, если увязывать это с территориальным развитием страны, да и не только, а с удобством производства соответствующей техники, то, конечно, было бы целесообразно делать это в восточных регионах России, в том числе и для того, чтобы создавать условия для развития Дальнего Востока, создавать там новые, хорошо оплачиваемые рабочие места, компетенции и так далее. Но там дороже всё. И для того, чтобы эти проекты были реализуемыми, там, без всякого сомнения, нужно будет принимать решение о стоимости производимой продукции», — заявил Владимир Путин.
Путин поручил первому зампреду правительства Андрею Белоусову и главе Минпромторга Денису Мантурову вместе с премьер-министром Михаилом Мишустиным «подумать на этот счет».
«В европейской части дешевле, там – дороже. Значит, у нас вряд ли будет какой—то другой путь, кроме поддержки этого производства со стороны правительства. Проще сделать в европейской части и дешевле. Но нам с учётом необходимости развития Дальнего Востока целесообразнее, исходя из долгосрочных интересов Российского государства, всё—таки развивать эти компетенции именно на Дальнем Востоке», — подытожил президент.
Думать Белоусов и Мантуров будут не только про дальневосточные верфи, но и про корпорацию, которая должна их строить и содержать. Путин попросил правительство заняться бухгалтерией Объединенной судостроительный корпорации (ОСК), у которой возникли проблемы с «расчисткой финансовой базы». Причем деньги для холдинга необходимо отыскать и на реализацию в том числе долгосрочных проектов гражданского судостроения, подчеркнул президент.
Напомним, в августе 2023 года Владимир Путин поддержал предложение Минпромторга передать 100% акций ОСК в доверительное управление ВТБ, а уже в октябре Андрей Костин стал хозяином корпорации на ближайшие пять лет. Именно он, судя по всему, и будет заниматься строительством верфей на Дальнем Востоке.
Банкир берется за штурвал
Объединенная судостроительная корпорация была создана Владимиром Путиным в 2007 году. Сегодня это главный строительный холдинг России, в состав которого входит более 50 проектных конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, научно-исследовательских центров в 15 регионах.
После введения санкций ОСК начала испытывать финансовые проблемы, рассказал источник «Ведомостей» (18+), близкий к корпорации. Это привело к срыву сроков гражданских заказов и их удорожанию. К концу 2022 года компания нуждалась в 130-140 млрд рублей инвестиций для финансового оздоровления. Отчетность компании тогда официально не публиковалась, но ее директор Алексей Рахманов в июне 2023-го заявил об убытке в 20 млрд рублей по итогам 2022-го.
В мае 2023-го начались поиски новых собственников для корпорации, сообщал другой инсайдер «Ведомостей», связанный с Минпромторгом. В августе ведомство официально предложило на эту роль ВТБ, а Владимир Путин встретился с главой банка Андреем Костиным и дал свое принципиальное согласие на передачу акций.
«Во—первых, [ВТБ должен будет] санировать убыточные активы корпорации. Разумеется, никто не даст играть с оборонными верфями, но в части гражданского судостроения у них широкое поле для работы. Во—вторых, стать источником финансирования для оздоровления заводов ОСК. Возможно, не обойдется без финансовой поддержки бюджета – докапитализировать ВТБ проще, чем ОСК», – пояснял подоплеку сделки источник «Ведомостей» (18+).
Финансовые эксперты также называли условия выгодными как для корпорации, так и для банка. Андрей Костин лично возглавил совет директоров ОСК, а гендиректором стал бывший зампред ВТБ. Перестановки в структурах холдинга продолжаются до сих пор.
Уже в сентябре Костин заявил журналистам об «огромной финансовой дыре» и убыточных контрактах в ОСК. Что касается Дальнего Востока, то на него новый владелец обратил внимание в первую очередь. В ноябре он заявил о необходимости построить в ДФО верфь, без которой корпорация не в состоянии выполнить гражданские заказы. В феврале 2024-го президент ВТБ лично посетил Дальний Восток, где заявил о необходимости модернизировать местные заводы.
А уже в марте пришло решение президента о поддержке как судостроения в ДФО в частности, так и проектов ОСК в целом. Причем на Дальнем Востоке предприятия ОСК сосредоточенны преимущественно в Хабаровском крае. Это Хабаровский и Амурский судостроительные заводы. Не так давно корпорация получила контроль (через Амурский судостроительный завод, который стал единоличным владельцем акций) и над АО «Восточная верфь», находящимся во Владивостоке.
Держатся на квотах
Оценить финансовое состояние верфей невозможно до сих пор, так как в ВТБ обещают завершить аудит к концу первого квартала 2024 года, а затем, уже в июне, представить соответствующий доклад правительству.
Известно лишь, что выручка Объединенной судостроительной корпорации по итогам 2023 года составила около 400 млрд рублей (в 2022 году — 384 млрд рублей). При этом основную долю занимает строительство кораблей и подводных лодок по заказу министерства обороны России. На гражданское судостроение приходится примерно 17% от общей суммы.
Так, Амурский судостроительный завод, специализируется преимущественно на строительстве военных кораблей (в 2023 году лишь два из 12 судов в работе у АСЗ — гражданского назначения) снизил чистый убыток за прошлый год в 3,5 раза и показал выручку на 23,3% большую, чем годом ранее.
Хабаровский судостроительный завод, при этом, напротив, специализируются на гражданском судостроении. И до определенного момента именно эта специализация создавала заметные финансовые трудности для предприятия. Справедливо сказать, что ситуацию во многом спасла именно программа «Квоты под киль», обеспечивающая, к слову, загрузку большинства дальневосточных (и не только) верфей.
Правила у программы простые — инвестор получает квоты на вылов и обязуется построить крабо- или рыболовецкое судно. Однако еще до введения санкций верфи перестали справляться с заказами, сообщали «Ведомости» в феврале 2023 года. Общий объем дефицита ликвидности, возникшей из-за роста себестоимости производства, оценивался тогда в 40–70 млрд руб.
«Надо отдать должное рыбопромысловым компаниям, они отнеслись с пониманием к смещению сроков строительства. В следующем году перепроектирование будет закончено. В рамках программы «Квоты под киль. 2 этап» Производственная программа Группы ОСК позволяет уже с 2024 года приступить к реализации заказов на мощностях Хабаровского судостроительного завода, с 2026 года – на «Вымпеле» и Адмиралтейских верфях», – пообещал директор департамента гражданского судостроения АО «ОСК» Алексей Надыршин.
К слову, дальневосточные верфи испытали заметно меньше проблем с реализацией программы. 1 марта в ДФО стартовали сразу две заявительные программы для инвесторов, которые смогут побороться за квоты в обмен на строительство в рамках сразу двух этапов «Квот под киль».
Как сообщили в Росрыболовстве, в рамках первого этапа выделят квоты на добычу трески, палтуса, терпуга, макруруса, камбалы, командорского кальмара, наваги в Дальневосточном бассейне под строительство судов. В ходе второй заявительной кампании принимаются заявки на вылов минтая, сельди, палтуса, камбалы, командорского кальмара, наваги и терпуга под строительство перерабатывающих заводов и судов. Заявки от инвесторов будут принимать до 30 июня.
Между тем в самой ОСК отмечают, что прогнозные значения внутреннего спроса на судостроение все-таки значительно превышает потенциал производительности группы. Замедляет процесс и банальное технологическое отставание заводов. Вывод напрашивается сам собой: необходима модернизация и новые верфи.
«По сути, нам нужно выйти на объем больший в три раза. И это требует не просто модернизации существующих площадок, но и переосмысления локаций, создания новых», — рассказал глава ОСК Андрей Пучков.
«Безусловно, мы должны сформировать региональные производственные центры, должны перейти на крупноблочное производство с высоким уровнем замены человеческого труда», — отмечал Андрей Костин.
Может ли этой площадкой стать Хабаровский край или это будет Приморье, другой центр дальневосточных компетенций в судостроении, пока неизвестно.
Алексей Петров.
Иллюстрация Виталия Подвицкого.