Арбитражный суд Приморского края рассматривает исковое заявление от Генеральной прокуратуры РФ к группе ответчиков, состоящей из 18 физических и множества юридических лиц, которые так или иначе связаны с «крабовым королем» Олегом Каном. Надзорный орган требует аннулировать десятки договоров о добыче водных биологических ресурсов, взыскать ущерб в размере более 358,7 млрд рублей, а также обратить имущество в пользу государства. И хотя сам бизнесмен широко известен в первую очередь на Сахалине, его «клешни» давно дотянулись до Приморского и Хабаровского краев. В «Дальневосточном обозрении» решили подробно остановиться на последнем.
Откуда ноги растут
Среди ответчиков по многомиллиардному иску фигурируют бизнесмены, связанные с Олегом Каном: Се Евгений Дехоевич, Юн Екатерина Хвадюевна, а также компании ООО «Аквамарин» и «Севрыбфлот» Именно от них тянется тоненькая веревочка в Хабаровский край, которая опоясывает несколько предприятий в Николаевском районе, Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.
Так, Екатерине Юн принадлежат 100% доли в ООО «Аквамарин», а также 99% в ООО «Севрыбфлот», оставшийся один процент — в руках Евгения Се. Причем Се также являлся директором «Аквамарина». Обе компании фактически представляют собой матрешек, внутри которых — сразу шесть предприятий с пропиской в Хабаровском крае.
Например, с марта 2017 года в равных долях «Аквамарину» и «Севрыбфлоту» принадлежит ООО «Ухта-Пром», зарегистрированное в селе Оремиф Николаевского района. Основной вид деятельности — рыболовство. Пока предприятие еще можно назвать активом, но ситуация рискует измениться. Так, если в 2018 году чистая прибыль «Ухта-Пром» составляла 156,7 млн рублей, то в 2022 году компания уже ушла в убыток: около 6 млн рублей со знаком минус.
В дочках у самого ООО «Ухта-Пром» обнаруживается и ООО «Николаевский судостроительный завод». Денежный поток в 2022 году оказался на минимуме с 2018 года — почти 200 тысяч рублей убытков, чистая прибыль тоже снижается — с 11 млн рублей в 2018 году до 2,3 млн рублей со знаком минус в 2022. Чистые активы за этот же период схуднули на треть, до скромных 20,6 млн рублей.
Олег Кан — сахалинский бизнесмен, учредитель нескольких компаний рыбодобывающей отрасли. В 2014–2015 годах на фоне резкого роста курса доллара экспорт морских ресурсов стал приносить сверхприбыль, что и позволило Кану построить «крабовую» империю.
Однако сегодня бизнесмену инкриминируется помимо прочего и организация преступного сообщества (ч. 1 ст. 210 УК РФ), контрабанда в Японию, Китай и Южную Корею более 3 тыс. тонн живого краба общей стоимостью в 2,6 млрд рублей, уклонение от уплаты таможенных платежей (ч. 4 ст. 194 УК РФ) и налогов (ч. 2 ст. 199 УК РФ) на сумму свыше 3,69 млрд рублей.
Примечательно, что в феврале 2020 года именно Хабаровский краевой суд удовлетворил ходатайство следствия о заочном аресте Олега Кана, скрывшегося за границей.
В равных долях ООО «Аквамарин» и «Севрыбфлот» владеют также ООО «Штурман» из поселка Пуир Николаевского района. Этой «дочкой» они обзавелись еще в июле 2018 года. Основной вид деятельности — рыболовство, но предприятие имеет возможность заниматься сбором и заготовкой недревесных лесных ресурсов. А вот показатели здесь, в отличие от других активов «группы», показывают позитивную динамику. Чистые активы с 2018 по 2022 увеличились с 14,6 млн до 1,111 млрд рублей, чистая прибыль же за 2022 год составила почти 55 млн. Внутри самого «Штурмана» сокрыта другая компания — ООО «Рыболовецкая артель «Штурман Оремиф» в Николаевском районе, специализирующаяся на рыболовстве.
Под контролем «Аквамарина» находится и специализирующаяся на лесозаготовках ООО «Штурман-Лес». Компания зарегистрирована в Комсомольске-на-Амуре. Чистые активы общества с 2018 по 2022 год показывают отрицательные значения, равно как и чистая прибыль, и денежный поток.
Еще один след Олега Кана и компании в крае — это предприятие ООО «Рыболовецкий колхоз «Джаорэ», зарегистрированное в центре Хабаровска. С марта 2017 года по 25% доли принадлежат ООО «Аквамарин» и «Севрыбфлот», остальное находится в портфеле бизнесмена Дениса Санникова. Последняя представленная отчетность компании говорит об убытках почти в полтора миллиона рублей.
Вне иска
Совершенно недвусмысленная линия от Олега Кана к Хабаровскому краю прослеживается и через соответчика по делу «крабового короля» — Сергея Довидовича. Официально принадлежащих ему компаний на территории не зарегистрировано, однако связь с регионом существует, как минимум, косвенная.
Речь идет о Евгении Довидовиче, который приходится соответчику племянником. Более того, и Сергей, и Евгений Довидовичи успели отметиться в ранее названных компаниях с «дочками» в Хабаровском крае.
Так, Сергей Довидович был собственником ООО «Аквамарин» с 2013 по 2016 годы, а после компания ушла в руки Екатерине Юн. В свою очередь Евгений Довидович на протяжении нескольких лет официально возглавлял как ООО «Аквамарин», так и ООО «Севрыбфлот» в качестве директора. Со временем в двух компаниях Довидовича-младшего сменил Евгений Се.
Сам же племянник отметился и в Хабаровском крае еще и загадочной «яхтой». В прошлом году Евгений Довидович переправил из Приморья в Хабаровск китайское трехпалубное пассажирское судно класса «река-море», которое изначально приняли за яхту. Кроме того, с июня 2019 года он является владельцем 50% доли в ООО «Николаевская судоремонтная компания», располагающемся по тому же адресу, что и упоминаемый ранее Николаевский судостроительный завод.
Парализованы
В конце января Арбитражный суд Приморского края наложил обеспечительные меры, которые буквально связали по рукам и ногам всех ответчиков. Судите сами: наложен арест на все имущество юридических лиц, а также принадлежащие им ценные бумаги и доли в уставных капиталах компаний, запрещена выдача разрешений на выход судов, осуществление вылова водных биологических ресурсов в рамках оспариваемых договоров. Суд наложил вето и на сделки с активами, уменьшение их стоимости, порчу или утрату, реорганизацию, а также решение о выплате дивидендов, распределении прибылей и убытков и многое другое.
«Обеспечительные меры связаны с тем, что ответчиками неоднократно совершались действия (продажа долей в уставных капиталах, смена директоров), направленные на сокрытие признаков контроля над ними со стороны группы лиц с участием иностранного инвестора Олега Кана. Кроме того, им и подконтрольными ему юридическими, физическими лицами создана модель организации и ведения хозяйственной деятельности, основанная на устойчивом использовании схем по незаконному вылову водных биологических ресурсов в качестве способа систематического извлечения прибыли», — пояснили в Генеральной прокуратуре.
Суд согласился с тем, что существует вероятность вывода имущества за пределы РФ, что сделает невозможным взыскание ущерба. С учетом вышеизложенного и были наложены обеспечительные меры. Ответчики уже не единожды пытались это решение оспорить, но пока суд продолжает оставаться на стороне Генпрокуратуры.
Рассмотрение дела продолжается…
Александр Неделько.
Иллюстрация Виталия Подвицкого.