ЦИК РФ объявил окончательные результаты президентских выборов. Их главный итог сложно назвать сюрпризом. Впрочем, есть и неожиданные последствия, с которыми столкнутся политические элиты страны. О том, можно ли считать второе место Николая Харитонова провалом коммунистов, борьбу на равных с «остальными» от Владислава Даванкова прорывом, а результат Леонида Слуцкого — тревожным звоночком для либерал-демократов, «Дальневосточному обозрению» рассказали федеральные и региональные эксперты. Напомним, явка на выборах президента России 2024 составила 77,44% (87,1 млн избирателей). Результаты после обработки 100% протоколов: Владимир Путин (самовыдвижение) — 87,28%, Николай Харитонов (КПРФ) — 4,31%, Владислав Даванков («Новые люди») — 3,85%, Леонид Слуцкий (ЛДПР) — 3,20%. Окончательные итоги выборов президента РФ ЦИК огласит 21 марта.
Политолог Вячеслав Беляков: Для кандидатов и их партий позиция по итогам выборов имеет большое значение
Явка выше 70% была ожидаема. Здесь несколько факторов сыграли роль. Тенденции показывают, что при трехдневном голосовании явка превышает показатели однодневного голосования. Сыграло свою роль и то, что кампания по информированию о выборах была, наверное, самой масштабной в нынешнем веке. Сказалось внедрение современных технологий голосования: ДЭГ и возможность получения электронного открепительного. Это очень удобно, даже я воспользовался возможностью сменить участок. Также в силу существующих общественных и политических тенденций в стране и мире эффект консолидации сыграл свою роль. Не удивительно, что так много людей пришли на выборы.
Если говорить о разнице между «остальными» кандидатами — она в районе статистической погрешности. Это говорит, в первую очередь, о том, что очень небольшое количество избирателей выбирали, исходя из партийных факторов. Практически все голосовавшие на выборах делали ставку на действующего президента или против него.
Но для самих кандидатов и их партий позиция по итогам выборов имеет большое значение. Несмотря на то, что Николай Харитонов получил второе место, для партии КПРФ минимальный отрыв от кандидата партии «Новые люди» — плохая новость. Здесь интересно смотреть структуру голосования по отдельным регионам и территориям. Например, для Приморского края Харитонов — председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики. Но в абсолютном выражении он получил меньше голосов, чем на губернаторских выборах отдали за кандидата от партии «Коммунисты России». Хотя тот, как сама КПРФ утверждает, — «ненастоящий коммунист».
Владимир Путин же в предвыборном штабе сказал все то, что должен был сказать национальный лидер: и про прозрачность голосования, и про то, что все решения и программные пункты будут реализованы, и, конечно же, поблагодарил избирателей. Не думаю, что в этом было что-то необычное.
Я не считаю, что правительство РФ ждет сильное обновление. Конечно, как и положено по закону, в свой срок правительство уйдет в отставку, будет собран новый кабинет министров. Но я думаю, что этот кабинет будет возглавлять тот же премьер-министр, что и сейчас. Я не жду сильных кадровых изменений в составе правительства. Этот кабинет министров готовил детали послания Федеральному собранию, которое случилось накануне выборов. Этот же кабинет начнет все эти планы реализовывать.
Политтехнолог Евгений Минченко: Теперь кандидаты от «Новых людей» на равных конкурируют с двумя представителями старейших партий России
Я и сам давал прогнозы того, что явка по стране будет выше 70%, поэтому новостью рекорд для меня не был. Учитывая эффект консолидации вокруг флага, трехдневное голосование, дистанционное электронное голосование, досрочное голосование и голосование в новых присоединенных и приграничных регионах… Все вполне логично.
Что касается разницы между вторым и четвертым местом, которая невелика: у нас было три нишевых кандидата второго эшелона, которые очень четко работали на свой базовый электорат. Кто-то более успешно, как Даванков, кто-то менее успешно, как Харитонов и Слуцкий. Почему я так говорю: еще совсем недавно на выборах в Госдуму КПРФ и ЛДПР имели результаты выше 10%, а «Новые люди» только-только перешли барьер в 5%. А теперь их кандидаты на равных конкурируют с двумя представителями старейших партий России.
Стоит ли ждать кадровых перестановок после переизбрания президента? Я думаю, что они будут. Но насколько масштабные — вопрос договоренности элитных групп и удовлетворенности президента работой тех или иных игроков. Понятно, что помимо этого будут решаться те или иные политические задачи. Этот сложный набор факторов и будет определять итоговую расстановку в правительстве страны, администрации президента и крупных корпорациях.
Доктор политических наук Илдус Ярулин: Интересный момент, что 62% участвующих в выборах — женщины
В целом по стране все было стабильно. В тяжелые годы общество всегда сплачивается вокруг флага и главы государства. Это нормальное психологическое состояние. Рекордно высокая явка ни для кого не стала сюрпризом.
Причин, по которым разрыв между вторым и четвертым местом невелик, достаточно много. С одной стороны, те, кто был допущен к выборам, получили проценты, которые они действительно имеют. Кто как работал, тот то и получил. У них была возможность поездок по стране. Больше всех ездил Даванков, и он, в общем-то, и получил больший процент, чем Слуцкий. Для кандидата от абсолютно новой партии это достаточно приличный результат. А вот классические партии как раз-таки не сработали. Может быть, имело место ожидание того, что они много лет на политической арене, и за них и так проголосуют. Нет, не проголосуют. Времена изменились, появилась потребность в новых партиях и новых лидерах.
Даванков вряд ли мог занять второе место по всей стране. Мы видим, что вторым он стал в мегаполисах. Да, там у него достаточно хороший результат в определенной возрастной категории — от 20 до 40 лет. За него голосовали те, кто помоложе и те, кто имеет свое дело. Среди бюджетников, например, Даванков не очень-то «пошел».
Еще интересный момент: 62% участвующих в выборах — женщины. А, получается, что ни один из «остальных» кандидатов, в общем-то, всерьез не зашел женщинам. Это, скорее, неумение преподнести себя. Мне кажется, что во многом плохо сработали партийные машины. Они уже не учитывают тех изменений в сознании и работе с образом, не знают, как преподносить себя.
Выступая в штабе, Владимир Путин пообещал выполнить все ранее озвученное. Также он сказал, что никаких быстрых кадровых перемен не будет. Но это уже говорит о том, что какие-то кадровые перемены все-таки произойдут. После выборов 10 сентября будет понятнее: кого выдвинут или предложат кандидатами в губернаторы и что произойдет в Законодательных собраниях. Нужно смотреть, будут ли выдвигаться люди, прошедшие СВО. А там аналогично будет и с городскими, и прочими назначениями.
Думаю, в сентябре будет апробироваться механизм подбора кадров не через «Школу лидеров», а из числа тех, кто прошел СВО. Чтобы потом уже в 2026-м году посмотреть на парламентских выборах. А там, думаю, будут уже какие-то достаточно серьезные перемены. И партийная составляющая должна поменяться. Мы видим, что ряд партий уходит, три партии, на которые пока сделали ставку, набрали свои 3%, а это дает им право на безбедное существование. Остальные партии — не знаю. Очень интересный расклад получается.
Политолог Евгений Чадаев: Что там думает Запад, уже словно и не важно
Во время просмотра выступления Владимира Путина, я отметил его собранность. Даже на провокационные вопросы зарубежных журналистов он отвечал мгновенно. Парировал блестяще. При этом он не отрицал, что в России есть проблемы. Свои задачи мы знаем, а что там думает Запад… Это уже словно и не важно. Теперь Россия — самобытное государство, которое само определяет свою политику. Запада словно бы и не существует.
Думаю, что частично министерский корпус после выборов поменяется. Это всегда случается. Кто-то уйдет на другую работу. Возможно, появятся новые структуры. Но в правительстве на ключевых постах останутся те же самые министры. Выборы — это промежуточный этап, сильных изменений ждать не стоит.
Лилит Велиалова
Фото из личного архива В. Белякова, er.ru, kremlin.ru