Два года специальной военной операции на Украине и ухудшения экономических отношений между Россией и западными странами запомнились не только массовым уходом иностранных компаний из страны, но и возвращением отечественных. Вызванные санкциями сложности подтолкнули зарегистрированные в зарубежных офшорах российские бизнес-структуры к смене прописки — так называемой редомициляции. В «Дальневосточном обозрении» разбирались, как устроен этот процесс и какое влияние он окажет на регионы Дальнего Востока.
Родина зовет
На волне массового переезда компаний редомициляция все чаще фигурирует в комментариях экспертов и медиа в целом. Расшифровывая термин, эксперты сравнивают редомициляцию со сменой места жительства или гражданства. Бизнес при этом сохраняет свою организационно-правовую форму, структуру, менеджмент и активы. Меняются лишь условия, которые компания должна соблюдать по новой прописке.
Именно эти условия в свое время предопределили массовую регистрацию крупных российских компаний в зарубежных офшорах, в первую очередь на Кипре. Однако с ужесточением санкций многие из них потеряли возможность рассчитываться с российскими структурами, торговать ценными бумагами на иностранных площадках или выплачивать дивиденды. Все это перевесило преимущества юридической эмиграции в виде доступа к иностранным инвестициям и низких налогов.
«Во многом популярность редомициляции также связана с общим трендом контрсанкционного законодательства на «локализацию» российского бизнеса и стимулированием со стороны государства собственников бизнеса к управлению российскими активами из России», – пояснял «Ведомостям» (18+) юрист Forward Legal Максим Игнатов.
Российские власти действительно оперативно отреагировали на ситуацию. Главный инструмент государства здесь — режим специальных административных районов (САР), подразумевающий налоговые и другие льготы для зарегистрированного там бизнеса. САР появились еще в 2018 году, но настоящую популярность приобрели в 2022-м, когда у российских компаний возникла реальная необходимость в релокации.
Так, если в 2021 году в двух специальных административных районах зарегистрировалось лишь 27 участников, то в 2022-м — уже 83 компании, а в 2023-м — порядка двухсот. В июле 2023-го Госдума упростила переезд в САР, а в августе президент Владимир Путин поручил правительству ускорить редомициляцию.
Дальний Восток тенденция не миновала — за 2022 и 2023 годы российскую регистрацию получил целый ряд международных компаний, имеющих активы или бизнес-интересы в макрорегионе, в том числе и в Хабаровском крае.
Восток vs Запад
Всего в России действуют два специальных административных района — на острове Октябрьском в Калининградской области и на острове Русском в Приморье. И между ними все еще колоссальный разрыв — 58 компаний против 190 в пользу калининградских коллег (по данным на середину прошлого года).
Эксперты объясняют это в первую очередь территориальным фактором — регистрироваться на Октябрьском выгоднее тем организациям, которые ведут деятельность в западных регионах России. Аналогично — с Приморьем, куда бизнес заходит в том числе с прицелом на работу с Китаем и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), являющейся оператором САР на острове Русский, уверяют, что в силу равных условий для резидентов конкуренции между территориями нет, и вообще настроены оптимистично.
«Если в конце 2021 года только одна компания из 14 регистрировалась на Русском, в 2022 – каждая седьмая, то в 2023 соотношение уже 1 к 1. И такая динамика вселяет оптимизм. Среди крупнейших участников – структуры Интерроса, СУЭКа и ПАО «Полюс». С еще порядка 20 компаниями мы сейчас ведем активную работу по их переезду», – рассказывал «РБК» (18+) директор департамента КРДВ по сопровождению административного района Павел Шейка.
Условия для резидентов и того, и другого административного районов действительно одинаковые. Для зарегистрированных там международных холдинговых компаний действуют пониженные ставки по налогу на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов, процентов и роялти: 5% по полученным и 10% по выплаченным.
Для их получения компании должна соблюсти ряд условий, в том числе управлять компанией из России и тратить дома более 70% от общих расходов. Для поддержки Приморья и Калининградской области также действует ряд норм — так, резиденты САР обязаны иметь в регионе присутствия не менее 15 сотрудников, а также вложить в социально-экономическое развитие региона не менее 300 млн рублей за три года.
В 2022 году на остров Русский редомилицировались крупнейший производитель соли в России «Руссоль Лимитед», владеющая Восточной горнорудной компанией организация «Алтрасо Венчурз», управляющая сетью школ английского языка Ufirst компания «Рашмор» и другие.
Пожалуй, главный трансфер того года для САРа на Русском — переезд туда с Кипра «Вандл Холдингс Лимитед», через которую Фонд исламских организаций владеет контрольным пакетом акций золотодобывающей компании «Полюс». По масштабу с новым резидентом ранее могли сравниться разве что СУЭК и владеющая долей в «Норильском никеле» компания «Интеррос Капитал».
Об итогах 2023-го в КРДВ еще не отчитывались, но известно, что в самый продуктивный год своего существования специальный административный район на острове Русском принял дочку АО «Зарубежэнергопроект», одного из лидеров рынка проектирования энергетики в России, а также «ТМК Стил Холдинг», владеющую Трубной металлургической компанией (тоже крупный игрок в своей отрасли).
2024-й начался для «русского офшора» в Приморье триумфально — в феврале здесь официально прописался «ТКС Холдинг», головная компания «Тинькофф». Это достойный ответ коллегам из Калининградской области, которые ранее смогли заполучить в качестве резидента компанию VK. Теперь между ними развернется борьба за «Яндекс», потенциальную редомициляцию которой эксперты уже называют сделкой года.
То ли еще будет
Впрочем, далеко не все резиденты специального административного района в Приморском крае представлены на Дальнем Востоке. Так, заводы ТМК сосредоточены в центральной полосе России и на Урале, месторождения и производства «Руссоли» — тоже в центре и в Сибири.
Пожалуй, в числе крупнейших компаний-резидентов Русского, действительно ведущих деятельность в ДФО, выделяются оперирующая в Сахалинской и Магаданских областях Восточная горнорудная компания и «Полюс», разрабатывающий месторождения в Якутии и Магаданской области, а также ведущий разведку на месторождении Чульбаткан в Хабаровском крае.
В то же время работающие на Дальнем Востоке компании не всегда выбирают редомициляцию именно в приморский САР. Так, «Полиметалл» перебрался с острова Джерси в Международный финансовый центр «Астана», аналог САР в Казахстане. Свои российские активы — в том числе в Магаданской области, на Чукотке, в Якутии и Хабаровском крае — компания предпочла продать «Мангазее» Сергея Янчукова, которая и без того была зарегистрирована в России.
«Русал» зарегистрировался на острове Октябрьский еще в 2020-м. Компания не имеет месторождений и заводов в ДФО, но в 2023-м заявила о намерениях построить здесь портовый терминал, через который сможет принимать глинозем из Китая, где уже приобрела долю в одном из заводов.
В 2024-м ряду международных холдингов, имеющих интересы на Дальнем Востоке, еще предстоит сделать свой выбор между Русским и Октябрьским. Либо рассмотреть альтернативы — например, разделить бизнес по примеру «Полиметалла» или QIWI. В числе неопределившихся, но готовых к редомициляции компаний — зарегистрированная в Нидерландах X5 Retail Group, которая находится в процессе закрытия сделки по покупке сети «Самбери», крупнейшего ритейлера на Дальнего Востоке.
Подтвердили намерения сменить юрисдикцию и в Ozon — в сентябре 2023-го маркетплейс завершил строительство первого дальневосточного складского комплекса в Хабаровском крае. А еще есть «Русагро», с 2021-го владеющее крупнейшим в ДФО производством свинины.
При этом для Хабаровского края и других регионов ДФО, кроме, возможно, Приморья, выбор компаний ни на что не повлияет. Главное, что делают они его между двумя юрисдикциями внутри России, что поможет бизнесу снизить издержки и преодолеть ограничения, связанные с работой в иностранной юрисдикции — а в перспективе и увеличить свой вклад в экономику территорий присутствия.
Алексей Петров
Иллюстрация Виталия Подвицкого