Арбитражный суд Хабаровского края вынес решение в пользу перевозчика маршрута № 33-1, пойманного на том, что на линию были выпущены автобусы, не соответствующие изначально заявленным параметрам. В транспортных единицах отсутствовали автоинформатор, громкая связь и кондиционер. Причем только за прошлый год перевозчика ловили на этом несколько раз. Параллельно управление транспорта все-таки забрало у другого перевозчика свидетельство по обслуживанию целого ряда маршрутов, но он уже пытается оспорить решение в суде, а чиновники опять не ждут ничего хорошего. Подробности – в публикации «Дальневосточного обозрения».

Транспортники в Хабаровске на протяжении многих лет работают по ФЗ № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров». Управление транспорта, промышленности и связи города проводит открытый конкурс на обслуживание общественных маршрутов. И именно чиновники прописывают обязательные критерии, которым должны соответствовать автобусы. И тут уж на что фантазии хватит: можно указать пожелание хоть к наличию огромного граффити, превращающего транспорт в произведение искусства, как, скажем, в Екатеринбурге.

Но Хабаровск более консервативен, а потому и предъявляемые требования из разряда «низкопольные, печка и кондиционер, автоинформатор, зарядки USB». Ну, может, еще Wi-Fi. Все строго и со вкусом.

Предприниматели подают заявки, где подробно описывают свои автобусы, и исходя из этого получают соответствующие баллы. Победителем становится тот, кто набрал больше баллом. После предпринимателю отводится 90 дней, чтобы представить специальной комиссии, куда входят не только чиновники, но и представители ГИБДД, тот самый заявленный транспорт. Лишь только после этого выдается свидетельство на обслуживание маршрутов. Звучит сложно? Возможно, но пройденный квест позволит получать стабильный заработок на линии сразу в течение пяти лет. Если только работать без нарушений. Но вот с этим-то справляются не все…

В декабре 2023 года управление транспорта обратилось в Арбитражный суд с требованием прекратить действие свидетельства на обслуживание маршрута регулярных перевозок № 33-1 «Ул. Запарина — Завод ОБД», выданного предпринимателю Людмиле Обединой со сроком действия с 30.08.2021 по 29.08.2026 год. Основанием стали постановления межрегионального территориального управления Ространснадзора по ДФО по делу об административных правонарушениях за несоответствие автобусов характеристикам, которые предусмотрены картой маршрута.

«В автобусе ПАЗ-320402-05 государственный регистрационный знак Н066ХК 27 RUS в момент проверки (21.04.2023) отсутствовали табло с правой стороны кузова по ходу движения ТС, громкая связь для оповещения пассажиров, кондиционер; в автобусе ПАЗ-320402-05 государственный регистрационный знак Р844РМ 27 RUS в момент проверки (21.04.2023) отсутствовал кондиционер; в автобусе марки «COUNTY KUZBAS» государственный регистрационный знак У408УМ 27 RUS в момент проверки (21.04.2023) отсутствовали устройство для автоматического информирования пассажиров, громкая связь для оповещения пассажиров, система видеонаблюдения в салоне, кондиционер», — говорилось в официальном документе.

В суде Людмила Обедина заявила об устранении выявленных нарушений и представила доказательства в виде договора на ремонт блока управления DC Pover Transformer 15А, акты установки оборудования на предприятии, товарный чек на приобретение громкой связи и электронного табло, а также шесть напольных портативных кондиционеров ALL Needed с маркетплейса и видеозаписи. Этого хватило, чтобы решение было принято в пользу бизнеса.

«При установленных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что данные нарушения носят устранимый характер и не свидетельствуют о грубом нарушении предпринимателем требований действующего законодательства, в связи с чем такая мера государственного принуждения как аннулирование свидетельства несоразмерна совершенным предпринимателем нарушениям. В деле отсутствуют доказательства пренебрежительного отношения лица к установленным законом требованиям, достоверно, безусловно и однозначно свидетельствующие о наличии оснований для аннулирования свидетельства», — говорится в решении суда.

Уже система?

Исправление — это всегда хорошо и даже отлично. Только есть ли толк? Предприниматели, по нашему мнению, за последние пару лет уже привыкли к тому, что правильно можно и не делать, а достаточно исправить в моменте. Взять ту же Людмилу Обедину, которую ловили на аналогичных нарушениях еще в 2021 году. Тогда тоже были автобусы без электронного информационного табло, в качестве указателя маршрута и устройства для автоматического информирования пассажиров и, собственно, самой карты маршрута регулярных перевозок на маршруте № 33-1. Тогда тоже был суд, и тоже предпринималась попытка лишить перевозчика свидетельства. Но, как и сейчас, победа осталась на стороне частника.

Интересно, что недавно предпринимателя, со слов начальника управления транспорта города Владимира Ощановского, вновь поймали на… отсутствии оборудования в автобусе. В итоге Людмилу Обедину опять ждет новое судебное разбирательство. Вот только чиновники уже не очень-то и верят в успех.

владимир ощановский
Владимир Ощановский. Фото с сайта администрации Хабаровска

— Наша задача сделать общественный транспорт комфортным и сделать удобным перемещение по нему для всех категорий пассажиров, включая маломобильных. Именно этим обусловлена важность оборудования, которое изначально заявляется. Обедина ведь после конкурса предоставила нам 10 автобусов, а потом куда-то все пропало. Причем каждый год выявляем. А суд на ее стороне, — заявил Владимир Ощановский.

Возможно, как раз эта, положительная для перевозчика, судебная практика и послужила сигналом для других предпринимателей в судебной борьбе с управлением транспорта. В феврале на ведомство подало в суд ООО «Бриз», под управлением известного в краевом центре перевозчика Елены Шадуя.

— Мы зафиксировали нарушение расписания на маршруте № 16-1. В результате у нее забрали лот направления № 7, 13, 29, 16-1, 16-В. На всех, кроме двух последних, уже работают временные перевозчики, а для оставшихся ищем. Сейчас в планах разбить пять маршрутов на два лота, где 16-1 и 16-В будут в разных лотах. А пока готовимся к суду с ООО «Бриз», но не особо верим в успех. Ведь об отсутствии автобусов мы всегда сообщаем в управление административного контроля. Но и они в настоящее время могут только выписать предупреждение, ведь действует мораторий, — отметил Владимир Ощановский.

Впрочем, подобное для хабаровского рынка перевозок не является чем-то новым. Так маршрут № 54 лихорадит уже несколько лет — он то работает, то нет, а с конца января выполняются только два ранних рейса. Понятно, что пассажиров это не устраивает, но и в рамках действующего законодательства жестко решить вопрос не выйдет – только при условии, что автобусы не появятся трое и более суток подряд… В противном же случае приходится терпеть. Сам перевозчик от него добровольно тоже вряд ли откажется, поскольку этот маршрут шел в составе лота с прибыльным маршрутом № 88.

Надежды гаснут

Кардинальных перемен в ситуации ждать не приходится. Показательны в этом вопросе сразу два моратория: на внеплановые проверки малого и среднего бизнеса до конца 2024 года и на плановые — до 2030 года.

— Общее количество контрольно-надзорных мероприятий за 9 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 снизилось на 11%, количество внеплановых проверок уменьшилось на 47%. Сейчас внимание уделено только объектам с высоким и чрезвычайно высоким риском. Такой подход снижает админнагрузку на бизнес и благоприятно влияет на инвестиционную привлекательность региона. По данным ведомства, 54% проведенных мероприятий приходится на информирование контролируемых лиц, количество консультаций в текущем году по сравнению с 2022 годом увеличилось в семь раз, — заявляло ранее руководство Дальневосточного управления Ростехнадзора.

А тем временем, состояние и работа общественного транспорта все последние годы остаются одной из главных проблем жителей Хабаровска. Пассажиры ругают автобусы, трамваи, а также перевозчиков и чиновников, которые не могут решить проблему. Но на деле же последние все-таки начали пытаться изменить ситуацию, да только пока не могут.

Александр Неделько

Фото Ольги Цыкаревой