В феврале 2024 года в России значительно повысился спрос на размещение рекламы на билбордах. Несмотря на то, что у агентств, предоставляющих услуги наружной рекламы, этот месяц традиционно считается «низким сезоном», в 40 крупных городах объемы заказов превысили 80%. В причинах разбиралось «Дальневосточное обозрение».

Как правило, первые два месяца года компании, предоставляющие в аренду билборды, испытывают дефицит спроса на наружную рекламу, однако в этом году предстоящие мартовские выборы президента существенно изменили рынок по всей стране. Если в 2022 году этот показатель в среднем держался на уровне 68% для билбордов и 46% для ситибордов (по данным «Ведомостей» (18+), то в 2024 году объем заказов уличной рекламы в некоторых городах, например, Москве, Краснодаре и Иркутске, составил 90-95%. Для сравнения: в 2018 году, который также был ознаменован выборами президента, в среднем уровень загруженности билбордов составлял около 67%. В этом году количество заявок на аренду рекламных щитов выросло настолько, что возник дефицит инвентаря, о чем сообщило рекламное агентство Starlink.

Ситуация на рекламном рынке Хабаровска в постновогодний период никогда в целом не отличалась от таковой по стране. Как отметил руководитель отдела продаж компании «Моторр» Станислав Цой, проседания по заказам в январе и феврале – это обычная практика. Он объясняет это тем, что в начале года предприятия занимаются формированием бюджета, реализация которого начинается в весенний сезон. Однако и здесь выборы, к которым некоторые начали готовиться еще в апреле прошлого года, внесли свои коррективы. По данным сайта All-billboards.ru (18+) загрузка рекламных поверхностей, а именно билбордов и ситибордов, в феврале составила 85%, на март, который только начался, число заказов уже достигло примерно того же уровня. В зависимости от проходимости, цена за месячную аренду щитов в разных районах Хабаровска варьируется от 12 тысяч рублей (ул. Шевчука) до 52 тысяч рублей (ул. Кубяка).

Тем временем Александр Белозеров, председатель Хабаровской ассоциации производителей и операторов наружной рекламы и директор РПК «Ботанический сад», отмечает, что в Хабаровске практически не осталось свободных рекламных плоскостей. Однако это обстоятельство, по мнению собеседника, не должно привести к негативным последствиям. Он утверждает, что такой уровень нагрузки был ожидаем, даже несмотря на опыт пятилетней давности. Более того, предвыборные кампании кандидатов обеспечили агентства прибылью на месяцы вперед.

Напомним, что помимо президентских в России пройдут выборы и на других уровнях, в частности, новых глав будут избирать 8 сентября в 19 субъектах федерации. В Хабаровском крае также планируются выборы мэра Комсомольска-на-Амуре, а также глав Амурского района и семи поселений. Кроме того, на эту дату назначены выборы депутатов Законодательной думы VIII созыва и представительных органов нескольких муниципальных образований и сельских поселений (Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Нанайского, Тугуро-Чумиканского, а также имени Лазо районов). Для рекламщиков это будет очередная золотая пора, о чем также сообщил Белозеров, подчеркнув более чем стопроцентную готовность к предстоящему периоду.

Не выборами едиными. Несмотря на временную электоральную монополию, спрос на коммерческую и прочую рекламу не испарился в никуда. Как отмечает Станислав Цой, «социалка» составляет довольно большую долю от общего объема рекламы, размещаемой в Хабаровске. По подсчетам, которые приводит ТАСС (18+), только на поддержку и развитие индивидуального предпринимательства в 2024 году предполагается потратить более 400 млн рублей, что не может не способствовать росту спроса на рекламные услуги.

Представители отрасли отмечают, что последние несколько лет из-за ограничений, связанных с запретом на пользование на территории РФ некоторыми социальными сетями, предприниматели стали реже заказывать интернет-продвижение, отдавая большее предпочтение услугам традиционной наружной рекламы. Александр Белозеров отметил, что после февраля 2022 года у билбордов якобы открылось второе дыхание, потому как поток запросов не прекращается и даже растет.

— Мы должны с вами понимать, что щиты — это не только реклама (коммерческая — прим. ред.), но и социальные блоки. Это, допустим, имиджевая тема, указатели. И спрос на них был, есть и будет всегда. Но часть предприятий пересматривает свою политику и ранжирует, но, я думаю, от наружки все равно никогда не откажутся и продолжат размещаться, — комментирует Александр Белозеров.

Похожего мнения придерживается и Станислав Цой, по его словам, Digital-реклама в Хабаровске популярна была всегда. В качестве примера он привел загруженность экрана на площади Ленина, эфир которого плотно занят до мая текущего года.

— Эфир расписан между уже существующими заказчиками, постоянно идет бронирование на более поздние даты — июнь, июль. Сегодня (01.03 — прим. ред.) заказчик звонил и хотел забронировать эфир на экране на сентябрь, октябрь, ноябрь, — пояснил Станислав Цой.

Также он отметил, что «Моторр» за прошлый год заключил контракты не только в Хабаровске, но также в Благовещенске, Владивостоке и даже в Якутии, что наглядно отражает позитивную динамику развития не только отдельной компании, но и рекламного рынка в целом.

Наиболее популярными для размещения рекламы на билбордах районами являются Центральный и Индустриальный, где располагаются «красная линия» и основные транспортные потоки города в сторону Владивостока, Комсомольска и Биробиджана. Северный микрорайон между тем считается недостаточно развитым с точки зрения эффективности размещения наружной рекламы, однако руководители профильных агентств считают это большим упущением и настаивают на том, что там нужно размещать как можно больше щитов.

Анжелика Исаева.