Собеседник «Дальневосточного обозрения» — Алексей Александрович Гусев,  министр цифрового развития и связи Хабаровского края.

— О каких задачах, о каких наиболее значимых направлениях мы с вами будем говорить сегодня?

— Все направления нашей работы между собой взаимосвязаны. Это телекоммуникации, это связь. Наш край большой, что накладывает отпечаток на работу. Три наших северных района занимают больше половины Хабаровского края, а проживают там чуть больше десяти тысяч человек. Но эти районы у нас в приоритете с точки зрения обеспечения их связью. Там связь только спутниковая, и мы работаем с операторами связи по расширению каналов.

Алексей Александрович Гусев, министр цифрового развития и связи Хабаровского края.

— Но не все же у нас северное.

— Да, есть малонаселенные села в других районах, куда мы с 2021 года по проекту «Хабаровский край на связи» проводим коммуникации. Возьмем для примера населенный пункт Чирки в районе имени Лазо. Там не было никакого интернета.

— Так он же возле федеральной трассы и не далеко от райцентра.

— Совершенно верно: все рядом, но интернета не было. Больше двухсот человек этого села получили доступ к интернету благодаря этому проекту. У нас за три года работы по проекту таких примеров достаточно. Сейчас реализуется еще два. Один по федеральной повестке «Устранение цифрового неравенства 2.0» по населенным пунктам, где проживает от 100 до 500 человек. И еще один – флагманский проект нашего губернатора – «Цифровое равенство».

За три года по этим трем проектам скоростной интернет пришел в 77 населенных пунктов, где проживает 32 тысячи человек.

— Провести связь в условиях нашего края не так-то просто?

— Это огромная работа, которую проводят операторы связи вместе с нами. И я хочу сказать большое им спасибо. Это предприятия «большой четверки» («Мегафон», МТС, «Вымпелком», «Теле2»), Ростелеком, Транстелеком, РТРС. Если бы они смотрели на данную работу только с точки зрения окупаемости, то ее никогда бы не было в этих селах. Поэтому мы решаем, что можно сделать вместе, чтобы никто не был обижен. Одни операторы дают специальную социальную стоимость наземного канала, по которому интернет придет до базовой станции. Большое спасибо администрациям и районов, и поселений, которые находят возможность поставить базовую станцию на своей территории по специальным тарифам, подключить к электроэнергии, установить оборудование в здании администрации или клуба. В таких случаях снижается стоимость затрат. И тогда возможно предоставление услуг связи по приемлемым ценам.

— Давайте уточним. Одна ситуация, когда интернет «идет» в село по обжитой территории. А если село за десятки километров в тайге, куда нет даже дорог?

— Тогда кабель тянут по тайге. Приведу только один пример — по селу Шумному Вяземского района, где числится в пределах 300 человек. Ростелеком, который является исполнителем программы «Устранение цифрового неравенства 2.0», прокладывал туда оптико-волоконный кабель по полям, по лесам, по рекам на расстоянии более 70 километров.

В 2024 году по программе «Устранение цифрового неравенства 2.0» интернет придет в села:

  • Согда Верхнебуреинского района
  • Лесное и Петропавловку Хабаровского района
  • Боктор Комсомольского района
  • поселок Аэропорт Охотского округа.

— А чем знаменит Шумный, что ему оказано такое дорогое внимание?

— Шумный прошел голосование за право приоритетного подключения к сети по федеральной программе «Устранение цифрового неравенства 2.0». Такое голосование проводится каждый год по всей стране. И тем, кто попадает в претенденты, обеспечивают доступ к интернету. Труднодоступные села подключают по одному из двух вариантов: по оптико-волоконным или по спутниковым каналам.

— Получается, что любое село может так проголосовать, что попадет в рейтинг и в итоге получит интернет?

— Не совсем, есть ограничения по численности, в населенном пункте должны проживать от 100 до 500 человек. Еще одно важное условие — отсутствие услуг связи.

Порядок такой: на сайте госуслуг открывается голосование и люди сами заявляют, где (как они считают) нужен интернет. Потом Минцифры РФ смотрит, можно ли туда провести интернет, как его провести, после чего идет утверждение.

Подвеска кабеля

— А как в селе, где еще нет интернета, попасть на «Госуслуги» (18+)?

— Можно голосовать по почте. Могут за вас голосовать на «Госуслугах» друзья, знакомые, родственники.

— В нашем крае только Шумный попал в такой рейтинг?

— Нет, Шумный стал пятнадцатым населённым пунктом, куда пришла связь благодаря федеральному проекту.

— И как долго ждать приход интернета?

— Год. Правда, однажды была задержка после голосования 2021 года в связи с возникшими трудностями поставок оборудования операторам связи, но все решили.

— А в Кукан как пришла связь? Он ведь тоже вдали от цивилизации.

— Туда тоже проложили оптико-волоконный кабель, несмотря на приличное расстояние. Именно поэтому проект «Устранение цифрового неравенства 2.0» и был создан, чтобы за федеральные средства решались проблемы со связью, неподъемные для регионов.

Интересный для нас пример с Чумиканом, где поставили спутниковую станцию и несколько базовых станций wi-fi. И, хотя спутниковый ресурс очень дорогой, оператор откликнулся на нашу просьбу, сделав социальный тариф.

— Это тоже в рамках какого-то проекта?

— Нет. Это наше решение, которое можно назвать альтернативным или пилотным, чтобы посмотреть, что и как можно сделать в Хабаровском крае.

А в 2022 году Хабаровский край стал единственным субъектом в РФ, где была открыта самая новая современная сеть «Теле2». Это огромное подспорье, когда к нам в регион пришел четвертый оператор. Мы получили совершенно иное качество услуг, потому что базовые станции новые. Соответственно, люди могут выбирать тарифы, какие им удобнее, потому что оператор пришел к нам с разными предложениями. Естественно, что на него ориентируются другие операторы связи, которые в рамках конкуренции начинают давать людям другие свои предложения.

Это во всех отношениях хорошая история, потому что людям становятся доступны не только социальные сети, но и госуслуги, что сегодня очень важно – особенно для отдаленных территорий. На нашем региональном портале «Услуги27.ру» (18+) зарегистрирован почти миллион пользователей. На сайте доступны более 2500 услуг. Из них  более семисот в электронном виде, а по остальным дается информация, как и где их можно получить. По социальному навигатору можно посмотреть возможности получения неких льгот. Мы запустили телеграм-бот (18+), по которому можно отследить, где находится заявление на услугу. То есть помимо федеральных госуслуг мы постоянно поддерживаем свои региональные. Это позволяет жителям малонаселенных или отдаленных сел более комфортно себя чувствовать, когда требуются какие-то документы или оформление льготы, когда нужно устроить ребенка в школу или детский сад. А когда нет связи, то нет и нормального пользования госуслугами.

В 2023 году мобильный интернет пришел в 23 населенных пункта:

  • Восход, Кукан, Улика-Национальное Хабаровского района
  • Аим Аяно-Майского района
  • Чекунда, Софийск, Алонка Верхнебуреинского района
  • Южный, Солонцовый, Золотой, Гвасюги района  им. Лазо
  • Пуир, Лазарев Николаевского района
  • Даппы Комсомольского района
  • Омми Амурского района
  • Верхняя Манома Нанайского района
  • Новая Иня Охотского района
  • Херпучи и Оглонги района им. П.Осипенко
  • Венюково и Отрадное Вяземского района
  • Тахта Ульчского района
  • Тавлинка Солнечного района

— Но помимо портала есть еще сеть многофункциональных центров (МФЦ), где также оказывают услуги.

— Да, МФЦ – это наша подведомственная структура, которая включает 17 филиалов, один дополнительный офис и 79 территориально обособленных подразделений, которые работают по особым графикам в зависимости от численности жителей в населенном пункте. Кстати, в нашем подшефном городе Дебальцево Донецкой народной республики мы в прошлом году тоже открыли МФЦ.

— Эти центры у нас пользуются популярностью?

— Еще как! За 2012-2023 годы зарегистрировано более 13 миллионов обращений. Во все офисы в крае в среднем обращаются около пяти тысяч жителей в день. Самый распространенный спрос на услуги МВД, Росреестра, социальной защиты, регистрацию ЕСИА и др. На базе МФЦ в крупных филиалах работает государственное юридическое бюро, где льготники могут получить бесплатные консультации.

В прошлом году у нас случилось хорошее событие – по поручению губернатора мы открыли новый офис МФЦ в поселке имени Горького в Хабаровске. И теперь жители этого большого микрорайона, отдаленного от центра города, могут получать госуслуги на месте. Было не просто подобрать для него помещение, так как есть специальные требования. Сейчас там работают пять окон приема граждан, одно окно самообслуживания, где человек сам может зайти на портал «Госуслуги», есть электронная очередь, зал ожидания. Получился полнофункциональный офис. Всего в Хабаровске их сейчас четыре, что вполне соответствует потребностям населения.

— А в Комсомольске как?

— Там два офиса, недавно я ездил туда с аудитом – все нормально, обеспечение достаточное. Хорошие офисы есть в Амурске, в Солнечном и других местах.

Сварка оптического волокна

— А сейчас немного о цифровой трансформации.

— Цифровая трансформация – это не просто оцифровка чего-то, а именно изменение в деятельности предприятия, организации, органов исполнительной власти на основе данных. То есть в начале все погружается в цифру, все анализируется, и только после этого начинают выстраиваться различные процессы – работа с документами, предоставление услуг, общение с людьми. Происходит сокращение времени для всех и сокращение бизнес-процессов чиновников и услуг. Когда ты получаешь цифровые сервисы онлайн, то понимаешь, что ты с людьми не общаешься, это делают роботы, это делают цифровые системы. Это очень хорошо.

Все органы исполнительной власти погружены в цифровую трансформацию, у каждого ведомства есть программа и руководитель цифровой трансформации.

— Расскажите какой-нибудь осязаемый пример из жизни на заданную тему.

— Цифровые платформы появляются в нашей жизни и меняют существующие модели оказания услуг.

До появления сервисов Uber (6+) и «Яндекс.Такси» (6+) клиент звонил в таксопарк и делал заказ. Стоимость услуг, правила подачи машин и другие условия каждый перевозчик устанавливал самостоятельно. Если клиент оказывался в другом городе, то нужно было искать местный сервис. Все это требовало значительных затрат времени и сил. У таксистов была собственная клиентская база и вызовы, которые направлял оператор. Пассажира можно было подобрать в городе, когда клиент «ловил» машину.

Что поменялось? Исчезли диспетчерские. Поменялась система распределения труда. Диспетчера заменил пакет цифровых технологий. Теперь мы видим, где находится машина, ее маршрут, номер и имя водителя. Эти нововведения позволили сократить количество ошибок в части взаимодействия машин, водителей и пассажиров. У нас появилась единая информационная среда, в которой мы видим друг друга, в которой можно посмотреть стоимость и продолжительность поездки. Клиенту больше не нужно выбирать из множества компаний, каждый раз сообщая свои данные новой. Платформа помнит индивидуальные предпочтения, обеспечивает безопасное хранение данных и не спрашивает много раз то, что клиент однажды уже сообщил ей.

Расскажу вам и другой пример с другим подходом к этой теме. В селе Нижняя Манома не было сотовой связи, хотя рядом райцентр Троицкое. А народ приезжает туда погостить, посмотреть местную экзотику, отдохнуть на реке Анюй, порыбачить. И вот там подключили, наконец, интернет. Вы не представляете, какая возникла активная обратная связь! Гости выкладывают в соцсети съемки этих удивительных мест. В результате чего возникло совершенно другое отношение к расположенной там базе отдыха. И этот, прежде скромный, местный бизнес получил второе дыхание – своего рода тоже цифровую трансформацию.

То есть я хочу добавить к сказанному, что подключение сел к сотовой связи – это удаленная работа, это возможность работать на дому, это возможность развивать бизнес, это возможность дистанционного обучения. Вот что такое цифровое равенство.

— Ну, мы с вами начинаем говорить прямо-таки тезисами губернаторских инициатив.

— Почему нет? Есть еще одна пока не очень массовая, но очень полезная инициатива губернатора, которую реализует наше министерство, это карта жителя Хабаровского края «Муравьев-Амурский». Она включает в себя возможности банковской, транспортной, социальной и бонусной карты, а также может выступать носителем квалифицированной электронной подписи гражданина. Одна карта, а сколько полезных цифровых сервисов!

Губернатор поручил – мы сделали. В декабре 2022 года была выдана первая карта. В течение прошлого года мы развивали этот проект. Интерес к карте растет. Взять хотя бы один нюанс: народ всегда нервничает, когда цена на билеты в общественном транспорте повышается даже на рубль, а тут при оплате картой от банка-партнера можно получить кешбэк в четыре рубля за каждую поездку.

Есть сайт «Карта27.ру» (18+), где можно посмотреть всех наших партнеров, которых уже около 80 – это рестораны, кафе, магазины обувные, продуктовые, строительных материалов, театры и т. д., где можно получать скидки по данной карте. Мы знаем, что к нам еще присоединятся другие банки и партнерские сети, так как в данном направлении ведется работа. Я всем жителям края рекомендую обзавестись этой полезной картой. Мы очень хотим, чтобы народ получал как можно больше преференций просто за то, что он здесь живет.

— Чем еще можно порадовать народ Хабаровского края?

—  Мы развиваем наши сети, развиваем госуслуги, развиваем карту жителя Хабаровского края и проводим мероприятия, чтобы наша отрасль, развиваясь, приносила больше выручки и налогов. Отрасль имеет хорошую поддержку как на федеральном уровне, так и на региональном. В частности, краевая дума приняла закон о льготах для айтишников.

— Как народ ощутит называемое вами развитие? Какие-то рубежи уже намечены?  

— Рубежи 2024 года сейчас еще корректируются. Мы предполагаем «оцифровать» 16 сел по региональному и федеральному проектам. Губернатором поставлена задача в рамках флагманских инициатив подключить до 2030 года 23 населенных пункта, где от 100 и до 500 жителей. Нам осталось подключить три.

— И будет стопроцентное обеспечение интернетом?

— Нет. Остается еще порядка сорока малых населенных пунктов, где живет до ста человек. Туда и оптику вести дорого, и цена спутникового канала зашкаливает. Надо будет смотреть точечно. Работы еще хватит.

Раиса Целобанова.

Фото пресс-службы министерства цифрового развития и связи Хабаровского края.