Золотопромышленники региона уже третий год подряд обновляют рекорд добычи. Подробности – в публикации «Дальневосточного обозрения».
По итогам 2023 года в регионе добыли 27,9 тонны золота. Это немногим больше позапрошлогоднего исторического максимума в 27,8 тонны. В 2021 году было добыто 26,9 тонны золота.
Всего в крае работает 41 золотодобывающая компания, в том числе крупнейшие золотопромышленные группы России, такие как «Полиметалл», «Полюс», HGM и другие. Уровень добычи драгоценного металла в крае приближается к 30 тоннам в год, что позволяет ему прочно удерживать место в топ-5 золотодобывающих регионов России.
В сфере недропользования реализуется 14 инвестиционных проектов, шесть из них – крупнейшие, в высокой степени готовности. Планируемая общая сумма вложений — около 0,5 трлн рублей (более 420 млрд). Новые производства в тайге создадут более 8 тысяч новых рабочих мест для жителей хабаровского Севера, а их добывающая мощность составит свыше 11 тонн золота в год. То есть плюсом к уже имеющимся 28 тоннам еще 11. Итого – 39 тонн. Тогда место региона будет уже в топ-3 и надолго, если не навсегда.
Добыча рудного и россыпного золота ведется в 11 районах края, среди них — Аяно-Майский, Нанайский, Тугуро-Чумиканский, Николаевский, Ульчский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Ванинский, районы имени Полины Осипенко и Сергея Лазо и Охотский округ. Горнодобыча в крае приносит более 13,4 млрд рублей налогов в бюджет региона.
В середине февраля губернатор Михаил Дегтярев провел два дня в поездках по двум районам-лидерам в региональной золотодобыче – в Николаевском и Охотском. В частности, он побывал на горно-обогатительном комбинате на золоторудном месторождении Полянка («НГК-Ресурс»). За пять лет здесь добыли пять тонн золота.
Последние обновления — пять новых дробилок, восемь грохотов — позволили в два раза увеличить глубину переработки руды на дробильно-сортировочном комплексе. Производственная мощность ГОКа в результате модернизации выросла на треть, а переработка — с 3 млн тонн в год до 3,5 млн. Предприятие вложило в проект 3,5 млрд рублей и помогло создать более 600 рабочих мест.
— Мы договорились, что техническое перевооружение будет продолжаться и увеличиваться глубина извлечения золота из руды, в том числе из хвостов. И в этом году предприятие выйдет на прирост по добыче золота. Какой — покажет время, но мы оцениваем его в 20-30%, — сообщил по итогам осмотра ГОКа Михаил Дегтярев.
— Из добываемого в крае золота более 4,5 тонны приходится на россыпное, остальное – рудное. Собственно, вовлечение в оборот богатых рудных месторождений за последние 20 лет и позволило региону выйти в лидеры отрасли. Сказалось, конечно, появление современных технологий добычи и извлечения. Но во многом — большая работа по привлечению инвесторов, благоприятный климат, созданный для них в крае, — комментировал рекорды отрасли министр природных ресурсов региона Александр Леонтьев.
Санкции, введенные Западом в отношении российских золотодобытчиков, не только не разрушили отрасль, но открыли для нее новые перспективы, заявил в августе 2022 года в прямом эфире канала «Соловьев-live» (18+) губернатор.
— Европейцы выстрелили себе в ногу, введя эмбарго на российское золото. Я понимаю, для чего это нужно Америке – она хочет оторвать и развалить Европу, а зачем это нужно Европе – большой вопрос, — сказал тогда Дегтярев.
Он отметил, что санкции не повлияли на золотодобычу в регионе.
— Есть кому и куда продавать. Заинтересованность в российском золоте выразили в Китае, странах Юго-Восточной Азии, с жадным интересом смотрят на драгоценный металл из Хабаровского края арабские шейхи.
Собеседник из одного из крупнейших российских предприятий-золотодобытчиков, представленных в регионе несколькими проектам по добыче и переработке руды, подтвердил эти слова губернатора. По его словам, после введения санкций против российских золотодобытчиков основными точками входа золота из России на международные рынки стали Дубай, Шанхай и Гонконг.
Но основной покупатель хабаровского золота – внутренний рынок. Немалую роль в превращении золота в экспортный товар играют и российские банки, которые через дилинговые отношения с компаниями отрасли закупают золото, как для пополнения своих золотых запасов и торговли драгметаллом в качестве инвестиционного актива, так и для экспорта, поясняет собеседник в одном из крупнейших российских банков с головным для ДФО офисом в Хабаровске.
— Дилинг – это продажа золота банку. Если подписали договор на дилинг, то да, условия кредитования для золотодобывающей компании будут выгоднее, — поясняет представитель банка, который специализируется на финансировании золотодобытчиков по всему Дальнему Востоку и сотрудничает со старейшими старателями региона.
С точки зрения технологий и производственных цепочек, собственно золото на внутренний и внешний рынок золотодобытчики не поставляют. Они отправляют на аффинажные заводы либо слитки доре (в крае их производят только на мощностях АГМК в Амурске), либо (что чаще) – так называемый цементат, условный золотой песок, получаемый в процессе цементации золота, пояснили два местных эксперта по технологиям превращения камней из карьеров в оба вида «золотых полуфабрикатов».
И слитки доре, и цементат – это не золото, а смеси с преобладанием золота. Очистка их до стандартных параметров, необходимых ювелирам, инвесторам в драгметаллы, радиоэлектронной промышленности и другим отраслям высоких технологий – это функция следующих переделов. Например, производимый на гидрометаллургическом комбинате в Амурске Хабаровского края сплав доре – смесь золота и серебра – отправляют на крупнейший в России аффинажный завод в Красноярске и даже в Казахстан.
С Кутынского золоторудного месторождения в Тугуро-Чумиканском районе (производственные мощности 3 тонны золота в год) на аффинажные фабрики отправляется именно цементат.
— Технология очень интересная, бережет природу – в карьерах добывается руда, измельчается и застилается на специальные поля, где проходит кучное выщелачивание. Раствор с золотом поступает на фабрику, и на выходе получается золотой цементат, песок. Отсюда под охраной он поступает на аффинажные фабрики, где уже выплавляются слитки, — рассказывал Михаил Дегтярев по итогам поездки на Кутын в прошлом году. Кстати, за полный цикл работы в 2023 году самое молодое предприятие Полиметалла в Хабаровском крае произвело три тонны золота.
В Хабаровском крае есть идея построить собственный аффинажный завод в Николаевске-на-Амуре. В сентябре 2023 года с такой инвестиционной инициативой выступил глава муниципалитета Анатолий Леонов.
— Таких заводов по всей стране всего лишь восемь. На них свозится сырье со всех уголков добычи, чтобы получить готовую продукцию. Для открытия нового аффинажного производства, которое было бы рентабельно, требуется большое количество электроэнергии. У нас это есть. Николаевская ТЭЦ работает на 40% своей потенциальной мощности. Остальные 60% ее мощностей не потребляются, потому что нет такого количества предприятий, — отметил Леонов, выступая перед новым составом районного собрания депутатов.
В 1998 году на Дальнем Востоке уже запускали аффинажный завод в поселке Хасын Магаданской области. Но в 2015 году он обанкротился после загадочной пропажи нескольких тонн золота.
— Планируемый завод в Николаевском районе будет рассчитан на 4 мегаватта. Такое энергоемкое аффинажное производство благоприятно повлияет на тариф на электричество в нашем районе. Я нашел потенциального инвестора. Это золотодобывающее предприятие в Амурской области. Они готовы вложить несколько миллиардов рублей, — заявил тогда районному парламенту Леонов. Нынешний инвестиционный статус инициативы по строительству аффинажного завода выяснить не удалось.
Фото компании «Полиметалл».