Охранный бизнес — далеко не первое, что приходит в голову, когда речь заходит о госзакупках. Тем не менее, ЧОПы — прибыльный бизнес. Лидеры нового рейтинга «Дальневосточного обозрения» вполне способны потягаться по рентабельности с дорожниками, а по чистой прибыли небольшие охранные предприятия часто опережают строительные гиганты Хабаровского края.
Госзакупки при этом крайне важны для охранных предприятий. В обеспечении безопасности нуждаются практически все государственные объекты, от детских садов до судов, что позволяет ЧОПам хорошо зарабатывать — десять наиболее активных на торгах краевых охранных организаций в 2023 году заключили с госучреждениями более 200 сделок на без малого 700 миллионов рублей.
Впрочем, во многих отношениях частная охрана в России до сих пор находится в серой зоне. До 2022 года законодательство накладывало на ЧОПы ряд сдерживающих ограничений — им, например, не разрешалось создавать филиалы в других регионах, а владельцам запрещали заниматься другими видами деятельности. Впоследствии Госдума приняла ряд давно назревших решений, но эксперты все еще считают устройство частного охранного бизнеса крайне устаревшим.
Так, понятие «телохранитель» появилось в российском законодательстве лишь в конце 2022 года. При этом радость участников рынка может оказаться недолгой: занявшись регуляцией, государство готово пойти дальше и передать охрану образовательных учреждений Росгвардии.
Впервые об этом заговорили в 2022-м, как раз вскоре после принятия долгожданного закона. К дискуссии вернулись год спустя, после школьной стрельбы в Брянске. Трагедия стала поводом для внесения в Госдуму соответствующего законопроекта.
В правительстве идею не поддержали, посчитав, что у Росгвардии просто не хватит людей. Но из-за шутингов сферу все еще могут начать жестко контролировать. Уже в начале 2024 года депутаты нижней палаты российского парламента обратились к главе Росгвардии Виктору Золотову с предложением создать «рейтинг ЧОПов», где все российские охранные организации поделят на добросовестные и не очень. Тем, которые не пройдут надзор силовиков, предлагается и вовсе перекрыть доступ к тендерам.
«Одним из способов решения данной проблемы могло бы стать введение нового специализированного реестра организаций, занимающихся предоставлением услуг в области охраны образовательных учреждений, в рамках которого будет осуществляться их рейтингование по специально разработанным критериям, а в том случае, если организация перестает соответствовать утвержденным критериям, нормативными документами будет предусмотрено либо аннулирование лицензии, либо наложение запрета на заключение новых (продление действующих) договоров по охране объектов», — говорится в тексте письма народных избранников Золотову.
От введения ограничений для «частников» выиграют как раз Росгвардия и ведомственная охрана, которые и без того уже сторожат объекты федерального значения и все здания силовых ведомств. Шесть из десяти самых крупных контрактов на охрану в Хабаровском крае в 2023 году отошли как раз государственным структурам. На стороне силовиков — профессиональная подготовка, в то время как классических сторожей все чаще обвиняют в отсутствии необходимых навыков для предотвращения преступлений.
И тем не менее, ЧОПы продолжают оставаться пусть закрытым и нишевым, но в то же время крайне рентабельным бизнесом. В новом рейтинге разбираемся, кто в Хабаровском крае отвечает за безопасность в школах, больницах, детсадах и правительственных зданиях.
Черный бриллиант для генерала
Кто, вероятно, не заинтересован в изменениях, так это годовой лидер края по количеству профильных госконтрактов, охранная организация «Беркут». Компания получила сразу 25 подрядов на общую сумму в 111,9 млн рублей, при этом до 2023 года ЧОП госзакупками особенно не увлекался (последние до недавнего времени датированы 2019 годом).
Возможно, именно недостаток клиентской базы начал негативным образом сказываться на доходах компании: в 2022 году выручка «Беркута» составила всего пять с небольшим миллиона рублей, чистая прибыль — 76 тысяч. С такими результатами претендовать на «зеленую зону» в рейтинге генерала Золотова будет трудновато.
Денежная инъекция из бюджета должна оживить финансовое положение фирмы. Доверились работающей с 2006 года организации, например, краевой центр онкологии, который чоповцы будут охранять до 2026 года. За человеко-час (а именно в них госзаказчики измеряют услуги наемных стражей порядка) организация заплатит 180 рублей.
Именно здесь и кроется секрет рентабельности бизнеса, которая, пусть пока и не в случае «Беркута», хорошо заметна по финансовым результатам ЧОПов. Медианная зарплата в профессиональной области «Безопасность» в Хабаровском крае в 2023 году составила 39,5 тысячи рублей, следует из статистики HeadHunter (18+). Данные основываются на вакансиях, размещаемых работодателями на сервисе, а значит отражают реальный доход в отрасли.
При круглосуточной охране объекта речь идет о 720 человеко-часах за 30 дней. Это порядка 130 тысяч рублей за один пост в месяц, и если допустить, что на нем посменно работают два человека в день, то при средней зарплате в 39,5 тысячи на человека ЧОП останется в плюсе даже с учетом расходов на транспорт, питание и прочие издержки. А ведь в случае с конкретным контрактом онкоцентра речь идет о круглосуточной работе сразу 11 постов до 2026-го. На финансовый отчет «Беркута» по итогам 2023 года будет очень интересно посмотреть.
Среди других больших сделок охранного предприятия за этот период — контракт с краевым детским центром «Созвездие» на 12,3 млн и с городской больницей им. Александровича на 9,5 млн. В числе клиентов «Беркута» можно также обнаружить госучреждения с Камчатки и из Якутии. Это, кстати, не такая уж и редкость для ЧОПов — на сайтах с вакансиями регулярно встречаются предложения о работе охранником вахтовым методом с более высокой зарплатой и компенсацией расходов на дорогу и проживание.
Ситуация с учредителями в «Беркуте» довольно занимательная. С января 2024 года владельцем компании выступает Анаит Аракелян, сменившая в этом статусе Евгения Ищенко. Однако до самого конца 2022 года у охранной организации были другие собственники. Сначала фирма долгое время принадлежала Михаилу Наймило, а с 2021 года — Надежде Наймило.
Михаил Наймило — ветеран пограничной службы, генерал-лейтенант, бывший начальник Хабаровского военного института Федеральной пограничной службы РФ (сегодня — Хабаровский пограничный институт ФСБ России).
Любопытный факт — в коллекции наград Наймило можно обнаружить не только ордена «За военные заслуги» и «Знак Почета», но и выдаваемый международной наградной палатой в Брюсселе орден «Перекрестный огонь», полученный «за выдающиеся профессиональные достижения в области профессиональной безопасности предпринимательства». Исполнен он в виде креста с наложенным на него изображением человеческого черепа со вставкой из черного бриллианта.
Впрочем, ни профессиональные достижения, ни международные ордена не спасли генерал-лейтенанта Наймило от кредиторов и процедуры банкротства. Сегодня его имущество распродается на торгах, но формально он пока остается учредителем еще почти десятка ЧОПов.
За «Кордоном» спокойнее
На втором месте по совокупной сумме охранных госконтрактов разместился «Кордон Восток». В активе фирмы 35 соглашений на более чем 85 миллионов рублей. Полный антипод «Беркуту»: с 2019 года ЧОП участвует во все большем количестве тендеров и зарабатывает на них все больше денег. 2023 год стал рекордным для фирмы, что наверняка позволит улучшить ей и финансовые дела.
А с ними и так все довольно неплохо: в 2021 выручка «Кордона» составила без малого 87 млн рублей, а в 2022 уже почти 140. То же и с прибылью — 46,6 млн в 2021; 78,4 миллиона в 2022. Та самая рентабельность охранного бизнеса в действии.
К слову о ней, один из лидеров строительных госзакупок региона, компания «Капторстрой», по итогам 2022 года зафиксировала лишь 14 млн рублей чистой прибыли. И это при трехмиллиардном обороте. Понятно, что сравнивать две совсем разные отрасли не совсем корректно, но пример охранного бизнеса показывает, что финансового успеха на госзакупках можно добиваться и без гигантских подрядов на стройки века.
Но вернемся к «Кордону». Ему миллионы в 2023-м обеспечили краевая психиатрическая больница (18,1 млн рублей за год охраны), Хабаровский федеральный исследовательский центр Дальневосточного отделения РАН (два контракта — на 7,6 и 6,7 млн за год) и другие госучреждения региона.
Из любопытного — за без малого 500 тысяч рублей ЧОП семь месяцев охранял Центр временного размещения соотечественников, прибывших из-за рубежа, название полностью оправдано. К слову, на рынке также присутствует «Кордон Хабаровск», формально с компаний «Кордон Восток» никак не связанный. Но в разное время обеими успел повладеть один и тот же человек — в 2016-м Алина Ярошенко ненадолго стала учредителем «Кордона Восток», в 2019-м она же возглавляла «Кордон Хабаровск».
Последний не вошел в топ-5 этого рейтинга, но упоминания определенно заслуживает. С десятью госконтрактами на почти 70 млн рублей этот ЧОП разместился на шестом месте, а по средней стоимости одного соглашения занимает уверенное первое. Кроме того, это одна из самых финансово успешных частных охранных фирм края с выручкой в размере 139,6 млн рублей и прибылью свыше 93 млн за 2022 год.
Важно и то, кого именно охраняет «Кордон Хабаровск». Компания стала регулярным подрядчиком для управления административными зданиями правительства Хабаровского края: именно оттуда на баланс компании приходят самые крупные суммы за госконтракты. В их числе: сделка на охрану государственной резиденции «Красная речка», «Кордон Хабаровск» круглосуточно сторожит ее за без малого 10 млн рублей (контракт № 002-ЭА/2023).
Возвращаясь к потенциальному переделу рынка в пользу государственной охраны, можно отметить столкновение ООО «ЧОП «Кордон Восток» и Росгвардии в арбитражном суде в 2022 году. Тогда силовики потребовали оштрафовать «частников» за работу охранника без лицензии и добились своего. Штраф компания получила незначительный — 15 тысяч рублей, но символический.
И если «Кордон Восток» свои самые большие контракты получает от системы здравоохранения и РАН, то «Кордону Хабаровск» есть о чем переживать, так как здания органов власти в части государственного значения мало отличаются от объектов Следственного комитета, прокуратуры и МВД, которые росгвардейцы уже и так охраняют.
Рыцари и министр
Замыкает тройку лидеров компания «Дальсоцохрана» с 19 контрактами на 80,3 млн рублей. И это еще одна охранная организация с топовой бухгалтерией — выручка в последнем на данный момент финансовом отчете компании за 2022 год составила 126,6 млн рублей, чистая прибыль — 91,6 млн.
Специализация ЧОПа — образовательные учреждения. В 2023-м «Дальсоцохрана» получала заказы от ДВГМУ (13,4 млн рублей до января 2025 года), Волочаевского лицея (10,1 млн рублей до конца 2024-го), и, например, Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема в Еврейской автономной области (6,7 млн до июля 2024-го). Но больницы и другие учреждения (парк им. Муравьева-Амурского, например) в послужном списке организации тоже присутствуют.
Топовая, кстати, у «Дальсоцохраны» не только бухгалтерия. Судя по полному совпадению имени и ИНН, до 2014 года ЧОПом официально владел нынешний министр цифрового развития и связи Хабаровского края Алексей Гусев. В то время он вообще владел по меньшей мере тремя охранными организациями, но упоминания про это в официальной биографии чиновника нам не встретились. А ведь среди них был и тот самый «Кордон Хабаровск», обслуживающий сегодня все правительственные здания края.
Официально Гусев покинул все три своих ЧОПа почти ровно 10 лет назад — 27 февраля 2014 года. Получается, что в прошлом двух самых успешных на государственных торгах охранных организаций Хабаровского края присутствует влиятельный вип.
Четвертое место рейтинга занял «Рыцарь-ДВ» с 39 контрактами на 72,7 млн рублей. Вотчина компании — Комсомольск-на-Амуре и Амурский район. Почти треть всего оборота ЧОПа на госзакупках приходится на сделку с городской больницей им. Шевчук за 23 млн рублей. Все остальное сильно меньше, но фирма также успела поработать, например, с Амурским политехническим техникумом, Комсомольским-на-Амуре колледжем технологий и сервиса и другими заказчиками.
Пятое место по доходам на госконтрактах среди частных охранных организаций Хабаровского края в 2023 году досталось «Дальмедохране». На исполнение 22 контрактов компания получит 70,8 млн рублей.
Специализация ЧОПа понятна из названия. За 10,9 млн рублей «Дальмедохрана» будет до февраля 2025 года обеспечивать безопасность в детской краевой клинической больнице им. Пиотровича, по восемь миллионов получит за услуги постовой охраны в хабаровской поликлинике № 3 и центре сердечно-сосудистой хирургии.
По соотношению выручки и прибыли компания предпринимателей Александра Скачкова и Сергея Каширина (владеют предприятием в равных долях) не выбивается из общего тренда — 90,5 млн рублей и 66,1 млн соответственно. Стоять на страже здоровья населения — да и, как выясняется, чего угодно — выгодное дело. Особенно если платит государство.
Фото mits.khabkrai.ru, erapr.ru, ru.freepik.com