Парадокс, но согласно официальным цифрам этой зимой администрация Хабаровска оказалась как никогда готова к нашествию на город циклонов, приготовив едва ли не максимальное количество единиц техники за последние пять лет
Есть в Хабаровске одна любимая у всего города зимняя забава — искать работающую технику во время ликвидации последствий циклонов. Ведь уборка улиц и дорог, если речь не про Центральный район, зачастую затягивается, а сотни тысяч жителей вынуждены каждый день пробираться через препятствия в виде сугробов и откровенного гололеда на трассах. Потому традиционно с первым нормальным снегом вопросы по количеству грейдеров, погрузчиков, тракторов и грузовиков являются едва ли не самыми обсуждаемыми в повестке всего регионального центра. А тут неожиданно выяснилось, что к нынешней зиме мэрия постаралась действительно подготовиться… но на практике что-то опять пошло не так.
В лидерах по технике
Практически всей муниципальной техникой, которую используют на дорогах и улицах Хабаровска, заведуют три предприятия — МУП «Южное», МБУ «Восток» и МБУ «Север». У каждого из них свой автопарк, где есть машины для лета и зимы, а еще имеются такие, что при замене навесного оборудования можно использовать круглый год. Но к сезону каждая из организаций готовится отдельно. Причем начинают это делать, если верить профильным заместителям градоначальника, еще с июля. Для этого производится осмотр и ремонт снегоуборочной техники, закупаются расходные материалы и запчасти, чтобы зимой можно было оперативно вернуть в строй сломавшуюся «боевую» единицу. И в этот раз, согласно официальным цифрам, результаты весьма неплохие.
— В 2019 году снегоуборочной техники на балансе подведомственных организаций было 114 единиц, в 2020 году их стало уже 120, в 2021 году — 114, в 2022 — 116, а перед текущей зимой количество выросло до 117. Дополнительно к этому ежегодно администрацией города, управляющими компаниями, частными организациями, осуществляющими очистку прилегающих территорий, привлекаются сторонние организации. В связи с этим назвать точное количество задействованной техники не представляется возможным
— сообщил Дмитрий Панащатенко, начальник управления дорог и внешнего благоустройства администрации Хабаровска.
Больше всего снегоуборочной техники находится в МУП «Южное» — 63 единицы. Остальные 54 распределены примерно в равных пропорциях между двумя оставшимися. Перевес обусловлен территорией, которую обслуживает предприятие. На «Южном» лежит обязанность убирать Центральный и Индустриальный районы.
Но, как выясняется, количество подготовленной техники – далеко не главный показатель. Ведь общее число машин и то, сколько из них отправляется на устранение последствий циклона — это две совершенно разные истории. И вот почему.
Техника Шрёдингера
Главная проблема уже имеющейся снегоуборочной техники — это ее износ. Управление дорог и внешнего благоустройства города еще летом начало «стелить соломку», готовя жителей к тому, что Хабаровск по сути беззащитен перед обильными циклонами:
— Нас предупредили, что при нормативной потребности на содержание 942 км дорог города требуется 1,9 миллиарда рублей, а выделяется лишь до 400 миллионов. То есть бюджетом предусмотрены расходы лишь на 20% от потребности. Износ техники муниципальных организаций — почти 80%. Теперь для обновления парка необходимы ежегодные финансовые вложения в сумме не менее 150 миллионов рублей. А у нас только в 2022 году впервые за долгие годы на закупку техники выделили 115 миллионов рублей
— сообщил Михаил Сидоров, депутат гордумы Хабаровска.
Частично подобная информация проскакивала не только в рамках заседаний мундепов, но даже в официальных пресс-релизах мэрии. Так 12 октября 2023 на администрация сообщила, что:
«В настоящее время машины подготовлены к использованию в зимний период 82 единицы, остальные проходят текущий или капитальный ремонт».
То есть 30% от заявленной в наличии снегоуборочной техники оказались просто не готовы к работе. Хотя по бумагам они есть.
Еще одной деталью пазла, ну или подсказкой к квесту из разряда «помоги Даше найти потерянную технику» можно считать достаточно старое, но оттого не менее интересное высказывание нынешнего директора МБУ Хабаровска «Север» Виталия Колтанюка, которое он озвучил 6 лет назад будучи заместителем руководителя управления дорог и внешнего благоустройства (позже он даже возглавлял его в статусе исполняющего обязанности):
— Муниципальной техники у нас 220 единиц – это грейдеры, тракторы, погрузчики, самосвалы. Почти 90 процентов из них оборудованы системой ГЛОНАСС для определения их местонахождения. Из года в год заключаются договоры, как правило, на привлечение 86 единиц сторонней техники на случай обильных снегопадов. У нас разный состав колонн. Так, есть восемь машин, которые сразу после выпавшего снега начинают обработку проезжей части противогололедными материалами или при накоплении снега на дороге сгребают и сметают его. А по нормативам требуется 16 — 17. Та же история и с грейдерами — в наличии три, а по расчетам требуется пять — шесть
— заявлял в октябре уже такого далекого 2017 года Виталий Колтанюк на заседании гордумы посвященном подготовке к зиме.
Кстати, экс-мэр Александр Соколов также говорил о наличии у города свыше двухсот единиц именно зимней техники. Он их так и называл: «Наш парк снегоуборочных машин».
Цифры на наш официальный запрос мэрия предоставила с 2019 года, когда машин было уже 114. А значит где-то в период с 2017 по 2019 куда-то потерялась из информационного пространства едва ли не их половина.
Забавная арифметика
Официальная площадь Хабаровска — 389 квадратных километров, если же мы говорим исключительно про правобережную часть, то она равна 230 «квадратам». И на всю эту территорию у администрации имеется 117 единиц снегоуборочной техники. Потому нет ничего удивительного, что результаты борьбы с циклоном, многие жители краевой столицы наблюдают не сразу. Процесс, так сказать, растянут по времени, а в некоторых районах растянут до неприличных величин.
И все же технику покупают. Не часто, даже редко, но обновляют. В 2022 году были приобретены средний грейдер, погрузчик, компактный ротор, а в лизинг взяли шнекороторный погрузчик отечественного производства, позволяющий за несколько минут наполнять кузов КамАЗА. Последний, к слову, поступил в МУП «Южное».
Однако ситуацию такие точечные решения спасти не могут. А потому на муниципальную, казалось бы, проблему вынуждены были обратиться внимание даже в правительстве региона. На подсчет работающей техники выходил целый замгубернатора, который выявил несоответствия между заявленными администрацией данными и реальностью. В итоге такая игра с цифрами может стоить должностей одному из заместителей мэра, а также руководителю управления дорог и внешнего благоустройства города.
Решение проблемы
Интересно, что даже после головомойки учиненной муниципалам руководством региона, по официальным отчетам мэрии, число техники на городских дорогах в редкие дни превышает 70 единиц. И, как это часто бывает, упирается в финансирование. А его в последние годы катастрофически не хватает. Достаточно вспомнить, что во время пандемии коронавируса бюджет Хабаровска недополучил порядка полумиллиарда рублей. После начался период санкций. А значит к каждой копейке нужно подходить максимально рачительно и следить за тем, чтобы деньги тратились по-настоящему эффективно. Вот и приходится экономить, в том числе на снегоуборочной технике:
— Город Хабаровск уже нужно спасать, причем делать это нужно было еще вчера. Ведь раньше из собираемого рубля в бюджете города оставалось 50 копеек, а ныне всего 8 копеек, потому сам он не справляется. Нужны экстренные меры. А для этого требуется совместная работа с депутатами Законодательной думы, представителями министерств, чтобы зайти в федеральную программу для масштабного закупа техники. Причем всей, ведь речь идет не только про снегоуборочную. Износ в 80% — это не шутки, а значит, мы можем вскоре попасть в ситуацию, когда потребуются сотни миллионов на обновление. Иначе не выбраться. Текущее положение дел показывает, что техники уже недостаточно, даже при заявленных привлеченных единицах от коммерсантов, значит нужно наращивать и это направление
— отметил Андрей Никонов, экс-депутат гордумы Хабаровска.
Надо отметить, что нехватка денег обусловлена еще и растущими расходами на вывоз снега. Связано это, как не парадоксально, с застройкой в Хабаровске. Нынешние полигоны для зимних осадков расположены в отдаленных точках, что делает транспортные расходы непомерными. То есть расходы выросли на стандартные процедуры, но при этом финансирование осталось на прежнем уровне. В итоге муниципальным предприятиям приходится буквально лавировать между требованиями законодательства об уборке улиц и необходимости уложиться в выделенный скромный бюджет. Как им это удается, может оценить каждый, просто выйдя на улицу или поглядев в окно.
Александр Неделько