На минувшей неделе Хабаровский край с двухдневным рабочим визитом посетил заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. За это время он оценил ход строительства международного пассажирского терминала в краевой столице, встретился с инвесторами и провел заседание совета глав дальневосточных регионов. Подробно разбираем деловой маршрут Юрия Трутнева по Хабаровску.

Совет на Красной речке

8 ноября в Хабаровске состоялось заседание совета глав дальневосточных регионов, но не в Доме официальных приемов, как это обычно бывает. В этом году губернатор Хабаровского края пригласил дорогих гостей в резиденцию в селе Краснореченском. Меры предосторожности были на высшем уровне — поначалу автора этой статьи даже не хотели впускать, но эта неурядица была оперативно улажена.

За 15 театральных минут до начала официальной части совещания губернаторы и руководители органов исполнительной власти распределились в небольшие группки по интересам и в неформальной обстановке говорили о своем, управленческом. Особенно приподнятым настроением в этот день выделялся глава Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн, который, кстати, не так давно влился во внешнеполитическую повестку, предложив принять на территории ЕАО беженцев с обеих сторон палестино-израильского конфликта.

Прежде чем открыть заседание совета ДФО Юрий Трутнев выделил несколько минут, чтобы вручить благодарность президента России хозяину мероприятия Михаилу Дегтяреву. Также почетных грамот из рук полпреда удостоились главы Приморского края и республики Бурятия за победу в конкурсе экспозиций на «Улице Дальнего Востока» на ВЭФ-2023.

На повестку совета округа были вынесены следующие темы: прохождение регионами осенне-зимнего периода, восстановление подшефных территорий в ДНР, совершенствование механизмов ТОР и стратегическое развитие пограничной инфраструктуры с Китаем.

В рамках первого вопроса Юрий Трутнев поручил каждому руководителю взять наступление отопительного сезона под личный контроль. Отдельно Юрий Трутнев обратил внимание губернаторов на высокую степень износа объектов коммунальной инфраструктуры, что закономерно ведет к тепловым потерям. В связи с этим главам поручено провести модернизацию сетей ЖКХ. В целом степень вхождения регионов в осенне-зимний период полпред президента оценил высоко. Из 11 субъектов 8 готовы к отопительному сезону полностью, Хабаровский край в их числе.

Помимо руководителей дальневосточных регионов в заседании совета округа принял участие глава Донецкой народной республики Денис Пушилин, с которым участники обсудили дальнейший ход работ по восстановлению социальной инфраструктуры, разрушенной в результате боевых действий. По итогам совещания участники заседания определили ряд приоритетных направлений работы. Так, на 2024 год запланированы возведение и ремонт 256 объектов капитального строительства. На следующий день глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в своем телеграм-канале (18+) опубликовал пост, в котором привел слова Пушилина о том, что он чувствует себя частью команды Дальнего Востока.

Международный терминал

В рамках рабочей поездки полпред президента в ДФО осмотрел будущий международный пассажирский терминал хабаровского аэропорта, который уже более двух лет находится на стадии строительства. Напомним, начало строительным работам было положено в сентябре 2021 года, ожидалось, что возведение объекта удастся завершить в 2023 году, но в апреле сроки были продлены на два года — до I квартала 2025. По официальной версии, из-за санкций и долгоиграющих последствий пандемии COVID-19. Объем инвестиций также со временем вырос почти на четверть — с 4,8 млрд до 6,1 млрд рублей.
Терминал строится на льготных условиях на площадке ТОР «Хабаровск», резидентом которой является дочерняя компания АО «Хабаровский аэропорт», ответственная за проект. А это значит: федеральное софинансирование, налоговые преференции и административная поддержка. Площадь объекта, по последним подсчетам, составит 20,5 тысячи кв. м, что позволит обслуживать до 1 млн пассажиров в год или 600 человек в час.

Судя по записям в социальных сетях полпреда, впечатления от темпов реализации проекта у него остались положительные. Иронично было подмечено, в какой непростой политической обстановке строится международный терминал, когда международные отношения находятся, наверное, в самом депрессивном состоянии за последние годы. И все же, жить надо не сегодняшним днем, а завтрашним, говорит Юрий Трутнев, отмечая, что Россия продолжит развивать сотрудничество между государствами, и терминал будет загружен.

— Все решения приняты, и несмотря на санкции и другие факторы, проект будет реализован

— сказал Юрий Трутнев.

Если речь зашла о международном сотрудничестве, то в текущих геополитических условиях под этим выражением принято понимать в первую очередь страны Азии. Подтверждением этой уже аксиомы стали слова гендиректора АО «Международный авиатерминал Хабаровск» Юрия Кондратчика.

— Запущен процесс переориентации экономических приоритетов страны на Восток, расширяется сотрудничество России с дружественными странами АТР. Поэтому строительство нового терминала не прекращалось несмотря на пандемию, санкционные сложности. Тем более, мы уже видим постепенное восстановление международного авиасообщения

– прокомментировал гендиректор компании.

Свои беспилотники для СВО

Также полпред президента совместно с губернатором Михаилом Дегтяревым и главой Минвостокразвития Алексеем Чекунковым посетили компанию ООО «Аэро-ХИТ», занимающуюся производством беспилотных летательных аппаратов, и которая в свою очередь также является резидентом ТОР «Хабаровск».

Разработки хабаровских инженеров уже нашли применение в зоне специальной операции, в частности российские бойцы осваивают FPV-дрон «Велес». Параллельно в компании ведутся работы по проектированию нескольких его модификаций. Однако сейчас производственные мощности «Аэро-ХИТ» заметно ограничены по большей части из-за дефицита комплектующих. На сегодняшний день предприятие способно выпускать до 300 беспилотников в месяц. Руководство компании ставит перед собой цель повысить этот показатель до 1000 экземпляров в месяц, но для этого нужно локализировать производство и провести масштабную кампанию по привлечению профильных специалистов, которые также далеко не в избытке.

Но какая локализация без помощи азиатских партнеров? Как пояснили в пресс-службе краевого правительства, «Аэро-ХИТ» ведет переговоры о расширении сотрудничества и промышленно-научного взаимодействия с китайской стороной.

Юрий Трутнев между тем подчеркнул, что производство БПЛА в Хабаровске — не единственное на Дальнем Востоке и местные образцы непременно будут сравниваться с теми, что производятся в других субъектах. Делается это для того, чтобы диверсифицировать линейку поставок и стимулировать здоровую конкуренцию.

— Мы посмотрели весь ряд производимых на Дальнем Востоке беспилотников, сравнивали их с тем, что применяется сегодня на СВО. У «Аэро-ХИТа» одни из наиболее хороших результатов… Мы проанализировали несколько характеристик — это вес, устойчивость и цена — у данного предприятия показатели неплохие, но это не значит, что ему некуда двигаться

— сказал полпред президента, подчеркнув, что производство БПЛА нужно полностью перенести в Хабаровск.

Позже делегация нанесла визит еще одному производителю беспилотных летательных аппаратов — ООО «ХабИнноТех». Предприятие молодое, однако его продукция уже применяется на полях сражений в зоне СВО. Сейчас прорабатывается вопрос о включении компании в список резидентов ТОР «Патриотическая», что позволит, используя меры поддержки, расширить ассортимент БПЛА, в том числе для гражданских целей, а также нарастить штат сотрудников.

Когда достроят «Хехцир»

От военной тематики возвращаемся к социальной. В рамках рабочего визита в Хабаровск Юрий Трутнев с губернатором Дегтяревым оценили степень готовности спортивно-туристического комплекса «Хехцир».

К концу подходит I этап проекта: построены основные объекты СТК, в частности канатная дорога, линия ЛЭП, до 50 метров очищены горнолыжные трассы, подготовлена площадка для парковки автомобилей, и это далеко не весь список проделанных работ. На строительство объекта инвестором АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» направлено более 1 млрд рублей. В полную силу «Хехцир» должен заработать к концу 2028 года, пропускная способность составит 200 тысяч человек в год.

До конца текущего года Ростехнадзор должен провести итоговую проверку кресельной канатной дороги. В случае вынесения положительного заключения будет выдано разрешение на регистрацию и ввод объекта в эксплуатацию.

— Площадку, где создается комплекс «Хехцир», я посещаю первый раз. Если говорить о создании новых спортивно-туристических комплексов, то это перспективное направление. Россияне любят зимний отдых.Это для нас традиция. В то же время кататься надо у себя дома. Развивать туризм в своей стране, создавать современную комфортную туристическую инфраструктуру – важное дело. Если инвесторы есть, природа позволяет, то надо строить

– сказал Юрий Трутнев.

Домашние заготовки по Большому Уссурийскому

На прошлой неделе Владимир Путин поручил правительству доложить о возможности строительства в Хабаровском крае автомобильного пункта пропуска. По окончании заседания совета округа Юрий Трутнев заявил, что доклад президенту уже готов.

«Я очень надеюсь, что Владимир Владимирович поддержит предложение правительства. Если он поддержит, то, скажу честно, у нас есть некоторые «домашние заготовки» с Алексеем Олеговичем [Чекунковым], как собрать вместе финансирование этого проекта. Думаю, что мы с этим справимся, так, чтобы в течение предстоящего 2024 года уже полным ходом шло, а лучше просто было осуществлено проектирование, и с 2025 года началось строительство»

— заявил Трутнев.

Как уточнил Михаил Дегтярев, в первый год реализации проекта грузопоток, по совместным с китайской стороной подсчетам, должен превысить 700 тысяч тонн, пассажиропоток — 700 тысяч человек. За счет средств краевого бюджета построят подъездную дорогу, проект которой уже прошел государственную экспертизу. Весной 2024 года начнется активный этап реализации проекта.

Максим Алтимов