В Хабаровске 942 километра дорог. И, конечно же, не все еще убраны. А будут ли они вообще почищены или по заветам экс-начальника городского управления дорог и внешнего благоустройства снег растает сам — без финансовых затрат? Разбирается «Дальневосточное обозрение».

Существует определенный порядок: первыми убираются дороги для общественного транспорта, подъезды к социальным учреждениям, к аэропорту, железнодорожному и авто- вокзалам. После этого расчистка постепенно передвигается на периферию, но не охватывает ее всю — на все нет денег. Финансовая обеспеченность отрасли составляет менее 25% от нормативной потребности. Поэтому многие улицы просто не убираются.

Финансовая обеспеченность отрасли — 25% от нормативной. Ресурс техники выработан на 80%

Уборочная техника у Хабаровска есть. В ноябре-декабре, в пору самых сильных снегопадов, в среднем в городе ежедневно работало около 70 единиц техники и 90 рабочих. Но ресурс техники выработан более чем на 80%. Требуется обновление всего парка. Последние годы вообще не покупали комбинированные дорожные машины – те, которые ходят колонной, одновременно отваливая снег, подчищая дорогу щетками и разбрасывая песок. В 2022 году приобрели два грейдера и три самосвала. А в 2023 году у города была дилемма: купить троллейбусы или дорожную технику. Купили троллейбусы. В 2024 году будут куплены два трактора. А надо минимум 20 комбинированных дорожных машин, 10 тракторов, грейдеры и прочее, прочее – на сумму не менее 400 млн рублей.

Помимо двух муниципальных бюджетных учреждений (МБУ) и муниципального унитарного предприятия (МУП) город заключал контракты с пятью частными предприятиями, которые тоже занимались уборкой снега – на каждый район по одному. Помимо основных дорог они чистили внутриквартальные и межквартальные проезды, тротуары, дороги в частном секторе. Сейчас готовится аукцион на аналогичные контракты уже на нынешний год, чтобы до конца зимы эти предприятия еще могли поработать. Фишка здесь в том, что МУП «Южное», МБУ «Восток» и МБУ «Север» содержат непосредственно улично-дорожную сеть. А межквартальными проездами, неразграниченными территориями занимаются подрядные организации.

Но вот интересный вопрос: если не все дороги, особенно в частном секторе, чистятся от снега, то есть ли принцип их выбора? Оказывается, есть. Это обращения и жалобы граждан. По крайней мере, официально алгоритм выглядит просто: чем больше жалоб идет прямо на сайт мэрии или городского управления дорог, (а можно и просто послать туда письмо), тем быстрее придет на вашу обледенелую улицу спасительный хотя бы грейдер. А уж на другие (не заказанные) улицы уборочная техника приходит в случае острой необходимости.

Общее впечатление от Хабаровска сегодня такое: основные улицы (дорожное полотно) почищены, где-то даже неплохо, а большинство тротуаров – плохо. Этому, как выясняется, тоже есть объяснение и винить в ноголомных сугробах стоит не одну лишь мэрию.

В городе действуют Правила благоустройства, в которых определены нормативы и площади, которые следует убирать самим организациям и предприятиям, в том числе нестационарным — скажем, киоскам. То есть за каждым в его границах закреплены тротуары. Но не все соблюдают эти правила, потому что сейчас процветает безнаказанность. Бал правит мораторий на наказания — бизнес нельзя кошмарить. Заниматься контролем должно городское управление административно-технического контроля, но у него руки связаны. Хотя раньше они выписывали штрафы, ходили на проверки даже повторно. А теперь не имеют права. Поэтому возле одних учреждений, организаций или предприятий на тротуарах полный порядок, а возле других — в лучшем случае прокопаны тропинки, а чуть дальше от центра города сплошные наледи. Кто из предпринимателей сознательнее, те чистят. Но не все такие.

В предыдущие годы во дворы больших домов иногда приходила прокуратура и выписывала управляющей компании или ТСЖ предписание — почистить двор от снега и наледи. Сейчас таких контролеров нет. И причина та же самая — не кошмарить.

Вернемся к деньгам, к финансовому обеспечению дорожной отрасли города. На нынешний год есть чуть больше одного миллиарда рублей. А требуется четыре миллиарда, чтобы по нормативам производить и ремонт дорог, и освещение-озеленение, и уборку снега проводить, как следует, и выполнять прочие работы по содержанию города в порядке, в том числе — светофоров, фонтанов, скверов и т. д. В городе каждый год обустраивают по несколько новых приличных скверов, которые надо достойно содержать. А денег на их уборку, к сожалению, особо не добавляется.

Получается, чем больше мы украшаем и благоустраиваем город, тем больше денег требуется на содержание. А финансирование лишь слегка индексируется, но не увеличивается на сумму реальной потребности.

Посмотрим на уборочную технику. В большинстве она импортная. И сейчас есть колоссальные проблемы с запчастями для нее. К примеру, МУП еще имеет право купить их в магазинах, а МБУ такого права не имеет. Закупки запчастей оно по 44-ФЗ имеет право закупать только через аукционы. А импортных запчастей в перечне Минпромторга нет. Получается, что со временем часть техники вообще может стать на прикол. Есть, конечно, некоторая аналогичная российская техника, но ее качество, как считают специалисты, далеко не всегда соотносимо с импортной.

Серьезнее проблема и с кадрами, потому что на ту зарплату, которую могут платить предприятия, народ не рвется. Зарплата дорожных рабочих в пределах 30 тысяч рублей. Механизаторы получают побольше, но им проще пойти работать в другие организации вахтовым методом, где платят и по 100 тысяч. А еще попробуйте поработать, к примеру, грейдером на улицах, где обочины забиты припаркованными машинами, — никакой выработки. Понятно, что на загородных трассах и выработка больше, и зарплата выше.

Проблема с кадрами ведет к другой коллизии: нет возможности полноценно организовать двухсменный режим работ. Водители или механизаторы не могут работать круглосуточно: или в первую смену, или во вторую. Причем проще работать ночью, когда меньше движение на дорогах. Но бывают ситуации, что в таких случаях некому работать днем.

В разгар снегопадов прошла информация, что городская дума предлагала изменить систему уборки города от снега. Но на поверку оказалось, что разговоры эти сильно преувеличены. Да, депутаты обсуждали проблему скорейшей очистки города и в городской думе, и в краевой. Но все, как всегда уперлось в деньги – бюджет города чуть больше 20 млрд, которые нужно размазать на очень многое и никакую сферу в пользу сугробов ущемить так и не вышло.  При этом на ликвидацию последствий только снежных циклонов необходимо в год 1,5 млрд рублей, чтобы город убирался оперативно и был чистым.

Звучали, правда, предложения из разряда «дешево и сердито», но вопрос можно ли их реализовать на практике и как это должно выглядеть оставим на совести самих инициаторов. Например, на спусках и подъемах, где чаще всего возникают транспортные заторы, предложено было заранее приготовить обычный песок, чтобы любой водитель в случае гололеда сам бы его подсыпал лопаткой, не дожидаясь спецтехники.

Кроме того, на встрече с мэром Хабаровска депутаты предложили делать публичной систему уборки города, чтобы все знали и понимали и очередность уборки, и графики, и ответственность. Они сочли необходимым заблаговременно уведомлять жителей о предстоящих маршрутах уборочной техники. К примеру, на такой-то улице в такое-то время будет работать спецтехника, чтобы водители там не парковали машины. А в подкрепление к этому было бы не лишним наладить контакты администрации города с правоохранительными органами, чтобы проработать механизм освобождения проезжей части и парковочных карманов для работы спецтехники.

Высказывали депутаты и пожелание об активизации работы с теми бизнесменами, которые не чистили от снега территорию перед своими предприятиями (насколько это можно сделать ввиду обстоятельств с проверками, см. выше). А также с теми предпринимателями, которые сами предлагали городу свою техническую помощь безвозмездно.

Вот такие скромные предложения звучали в пору разгула снежной стихии. А ноу-хау, как лучше и быстрее ликвидировать последствия снегопадов, депутаты не придумали, как и новую систему уборки снега, о которой было так много разговоров среди горожан.

Может ли повториться нынешний снежный ступор следующей зимой? Дмитрий Панащатенко, начальник управления дорог и внешнего благоустройства администрации Хабаровска считает, что может быть гораздо хуже. Цены на все растут и расходы увеличиваются. Цена одного только дизельного топлива серьезно подскочила, а оно уж точно в цене не упадет.

Раиса Целобанова.

Фото Ольги Цыкаревой.