Высокая ключевая ставка и политика ЦБ мотивируют бизнес искать новые пути для привлечения средств. Выпуск облигаций для многих компаний стал той самой удочкой, которая в будущем позволит избавиться от кредитной зависимости, считают эксперты. Почему дальневосточные дебютанты на Мосбирже готовы в короткой перспективе переплатить покупателям ценных бумаг вместо очередного визита в банковский офис, в материале «Дальневосточного обозрения».
Дальний Восток на рынке облигаций
Интерес к ценным бумагам за последние годы вырос как у бизнеса, так и у физических лиц. Высокая ключевая ставка и ограничения на финансовом рынке привели к тому, что денег в стране стало больше. И россияне все чаще задумываются об альтернативах привычным депозитам и накопительным счетам. Подтверждение этому — информация, озвученная на первом Дальневосточном форуме финансовых рынков (18+) во Владивостоке. Хотя, если рассудить, то само проведение такого мероприятия — интригующий звоночек, направленный как на бизнес-сообщество, так и на действующих и будущих биржевых игроков, которых в нашем макрорегионе немало.
«В России 30 миллионов человек имеют брокерские счета — треть экономически активного населения. В том числе, 2 миллиона человек — на Дальнем Востоке. На счетах населения ДФО сосредоточено 209 миллиардов рублей, в то время как у бизнеса — 165 миллиардов. При этом три региона ДВ входят в десятку обладателей самых крупных активов на одного инвестора — Магаданская область, Приморье и Камчатка» — озвучили эксперты форума.
Жители Хабаровского края в числе биржевых передовиков, увы, не значатся.
— По объему активов клиентов — физических лиц в расчете на одного инвестора Хабаровский край находится на 6 позиции среди регионов Дальневосточного федерального округа и на 45 месте в целом по России, — сообщили в пресс-службе хабаровского отделения Дальневосточного ГУ Банка России.
У людей есть деньги. И они хотят их вкладывать
Как отметили собеседники «Дальневосточного обозрения», причина роста биржевой активности граждан кроется не только в желании довериться Фортуне или повышении общей финансовой грамотности населения.
— Раньше те, кто инвестировал, зачастую работали с иностранными площадками. В России попросту оставалось меньше денег. Сейчас ситуация меняется. Почему и растет популярность облигаций у населения — это шанс поиграть на фондовом рынке здесь, — отмечает эксперт финансовой сферы Алексей Белокопытов.
Однако чаще всего дальневосточникам приходится вкладываться в ценные бумаги из центральных регионов России. Предложений о покупке облигаций дальневосточных компаний пока немного. Хотя далеко не все выпуски принадлежат дебютантам.
— Эмитенты с Дальнего Востока присутствуют на облигационном рынке достаточно давно. В начале 2000-х были популярны бумаги «Дальсвязи» и Дальневосточного морского пароходства. Были и неудачные примеры — выпуски «Амурметалла», которые компания не смогла погасить, — рассказывает исполнительный директор компании «Цифра брокер» в Хабаровске Анастасия Аверина. — На данный момент довольно активно развивается сегмент ВДО (высокодоходных облигаций — прим. ред.), который предоставляет возможность выпустить займ компаниям малого и среднего бизнеса. Это основная причина роста эмитентов в последние годы. В то же время выпуск облигаций требует от эмитента определенной степени открытости и информационной прозрачности, к которой готовы далеко не все компании. Видимо, это основная причина ограниченного предложения о покупке облигаций дальневосточных компаний на данный момент. Но это относится и к компаниям других федеральных округов, а не только нашего.
Бизнес ищет «дешевые деньги»
Несмотря на то, что облигации дальневосточных компаний на Мосбирже все еще встречаются реже, чем бумаги западных предприятий, желание частных инвесторов зарабатывать, мотивирует бизнес все чаще обращать внимание на этот инструмент привлечения капитала.
— Облигации выпускает сравнительно небольшое число компаний. На Дальнем Востоке интерес к биржевым ценным бумагам как инструменту привлечения заемных средств для развития бизнеса проявили 12 компаний-эмитентов. Вместе с тем, рост интереса населения к инвестициям на российском фондовом рынке постепенно стимулирует компании, в том числе работающие на Дальнем Востоке, к выходу на рынок облигационных заимствований. Так, за 2023 год объем российского рынка корпоративных облигаций вырос на 26,5% — это крупнейший прирост за последние 10 лет, — прокомментировали в пресс-службе Хабаровского ДВ ГУ Банка России.
Грядущий биржевой бум для компаний Хабаровского края пророчат и брокеры.
— Есть потенциал для развития активности. По нашим оценкам, в моменте около 60 компаний могут стать успешными дебютантами на российской бирже при размещении ими акций или облигаций, — считает Анастасия Аверина.
Вдохновить на мосбиржевый дебют представителей дальневосточного бизнеса могут меры поддержки.
— Для содействия привлечению инвестиций МСП на Московской бирже создана специальная площадка — Сектор роста. В нее попадают компании, которые соответствуют нескольким критериям, в том числе: работают не менее трех лет, имеют объем выручки от 120 миллионов до 10 миллиардов рублей, кредитный рейтинг не ниже «ВВ-» по российской шкале, либо поддержку от институтов развития (поручительство от Корпорации МСП, «якорные» инвестиции АО «МСП Банк»). Эмитенты, включенные в Сектор роста, могут рассчитывать на субсидирование как размещения ценных бумаг и расходов на получение рейтинга (до 2% объема размещения, но не более 2,5 млн рублей), так и ставки купона по облигациям (70% ключевой ставки Банка России), — отмечает пресс-служба Хабаровского ДВ ГУ Банка России.
Примеры других компаний-дальневосточников также смотрятся воодушевляюще.
— В декабре прошлого года на бирже состоялся дебютный выпуск облигаций торговой компании из Хабаровского края на общую сумму 300 миллионов рублей, а уже в феврале 2024 года эта же компания стала эмитентом цифровых финансовых активов на сумму 50 миллионов рублей, — «не называя имен», рассказывают в пресс-службе Хабаровского ДВ ГУ Банка России.
Впрочем, есть и относительно общеизвестные примеры. Не так давно компания «Эй Пи Трейд» из Хабаровского края размещала облигации на сумму в 50 миллионов рублей сроком на полгода по фиксированной ставке — 19,5% годовых. Как отмечали спикеры Дальневосточного форума фондовых рынков, проба пера прошла успешно, а компания уже планирует заняться повышением узнаваемости бренда, повышением рейтинга и постепенно снизить ставку купона с расчетом на привлечение в ближайшей перспективе уже 300 миллионов рублей.
Доколе жить с 16 процентами? Эксперты о ключевой ставке ЦБ и ее последствиях
На этом же мероприятии рассказывали о настоящем фондовом триумфе Камчатского ГК «Агротек Холдинг», трижды выпускавшего облигации в 2023 году. Предприятие планировало привлечь 150 миллионов рублей, но настолько приглянулась игрокам на Мосбирже, что реализовало траншей на 400 миллионов рублей. Останавливаться на этом предприятие не стало, уже в марте этого года продав два пакета ценных бумаг по 75 миллионов рублей по ставке в 10%. В нынешних условиях, это впечатляюще «дешевые» деньги. Не удивительно, что представитель компании говорил об освобождении от «банковского ига» и значительном повышении лояльности кредитных организаций.
Выпуск облигаций: не плацебо, но и не панацея
На фоне таких заявлений может и вовсе показаться, что в перспективе у бизнеса и желающих приумножить капитал граждан отпадет потребность в некоторых банковских продуктах. Однако это суждение преждевременное. На депозитах россияне все еще хранят гораздо больше средств, чем на брокерских счетах. А размещение облигаций — дело продолжительное, а в случае дебюта — еще и финансово более затратное.
Например, хабаровское ООО «Ист Лоджистикал Системс» установило ставку купона для первого выпуска облигаций на 300 миллионов рублей в 19% годовых. С учетом расходов для выхода на биржу, привычный поход в банк на первый взгляд кажется более выгодным решением.
— Кроме выплат инвесторам, эмитент несет расходы на оплату услуг посредников за выпуск и обслуживание ценных бумаг. В итоге стоимость займа на бирже может оказаться дороже, чем кредита. Но выход компании на биржу — это также шанс привлечь внимание к своему бизнесу, и чем известнее станет заемщик, тем дешевле будет привлекать биржевые заимствования в будущем, — аргументируют в пресс-службе Хабаровского ДВ ГУ Банка России.
На первых этапах работы с ценными бумагами компаниям приходится тратить не только больше средств, но и времени, потраченного на привлечение инвестиций.
— На выпуск ценных бумаг, особенно первый, уходит больше времени, чем на получение кредита. Выход на биржу с первым выпуском в среднем занимает три месяца. Процесс подготовки к эмиссии в каждом случае требует индивидуального подхода. И здесь у каждого эмитента свой путь, пройти который помогает организатор. В любом случае, компании придется держать инвесторов в курсе дел компании, раскрыть ее структуру, стратегию, бизнес-план, финансовую отчетность. Если у эмитента возникнут финансовые трудности и из-за этого упадет цена облигаций или он не сможет своевременно рассчитаться с их владельцами, то об этом, скорее всего, узнают потенциальные инвесторы, и в будущем будет сложно привлечь деньги через биржу, — добавляют эксперты Хабаровского ДВ ГУ Банка России.
После попытки продать облигации компания рискует не только не заслужить буст репутации, но и растерять ее вовсе, в случае провала. Да и успешный дебют вовсе не дает гарантий того, что в будущем инвесторы захотят покупать ценные бумаги по заниженной цене. Примеры успеха заразительны, но повторить их удастся далеко не всем.
К тому же, минимальный «пакет» облигаций для регистрации на Мосбирже не должен составлять менее 50 миллионов рублей. Таким образом, этот инструмент привлечения капитала подходит для долгосрочного планирования бюджета уже зрелых компаний. В ряде случаев банковский кредит все еще останется единственным или наиболее подходящим решением для бизнеса.
Однако все эти, казалось бы, спорные моменты выпуска облигаций перекрывает не только перспектива получения «дешевых денег». Есть в выходе на биржу еще одно преимущество, которое привлекает владельцев компаний.
— Если банки, как правило, просят в залог недвижимость, технику, прочее имущество или привлечение поручителей, то облигационный займ — возможность обойти это неудобство. От компании требуется лишь в срок вернуть деньги покупателю облигации с соответствующим процентом, — отмечает Алексей Белокопытов.
Выбор в пользу выпуска пакета облигаций может и вовсе быть единственным способом привлечения капитала, доступного предприятию.
— В некоторых случаях эмитентам может быть недоступно банковское финансирование, и тогда ВДО, в частности, внебиржевые облигации, могут быть единственным вариантом привлечь заемные средства, — приводит еще один аргумент Анастасия Аверина.
Подобная ситуация, к слову, и произошла с теми самыми камчатскими биржевыми триумфаторами из ГК «Агротек Холдинг». По заявлениям представителя компании, сначала им отказывали в кредитах, а после выхода на биржу, предприятие начали высоко ценить и инвесторы, и банки. Инструментов привлечения капитала стало больше.
Сколько еще представителей дальневосточного бизнеса решится скорректировать правила игры — покажет время. Однако в условиях сохранения высокой ключевой ставки, для многих компаний диверсификация набора привлечения капитала может стать залогом выживания на рынке.
Ольга Цыкарева
Фото: сайт ЦБ РФ, freepik.com